С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА!

№1, ноябрь, 2004 г.

Электронная версия
ГАЗЕТА ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В БИРЮЛЕВО

Так врут или нет календари?
НЕОБХОДИМА ЕЩЕ ОДНА РЕФОРМА

После прозвучавшего предложения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перенести празднование Дня гражданского единения и согласия с 7-го на 4-е ноября, в средствах массовой информации началось широкое обсуждение этого исторического вопроса. Каждый из нас, наверное, понимает, что 4-е ноября перед 7-м имеет больше оснований считаться государственным праздником, поскольку в этот день в 1612 году была освобождена Москва от поляков и было положено начало прекращению Смуты в российском государстве. А 7-е ноября — что? Государственный переворот, устроенный большевиками, положивший начало неслыханному террору против своего народа, уничтожение существовавшего веками порядка, традиций русского народа... Вопрос, поставленный перед правительством, конечно, один из важных, но есть у Русской Православной Церкви и другой, более крупный и принципиальный вопрос, скорее даже, я бы сказал, претензия — летоисчисление. По какому календарю строить жизнь общества и церкви — юлианскому или григорианскому?
Как известно, большевики, придя к власти, один из первых своих декретов посвятили введению нового летоисчисления. Это, видимо, присуще всем революциям — оценивать себя чрезвычайно высоко, ни в грош не ставя ни заслуг усопших предков, ни возможные возражения на этот счет потомков. Так было во времена Великой французской революции, так произошло и в период не менее Великой Октябрьской Социалистической. 31 января 1918 года граждане РСФСР, отойдя ко сну, проснулись, согласно Декрету СНК, не 1 февраля, а сразу 14 февраля. Большевики, одним махом, прибавив 13 дней, ликвидировали временную разницу между существовавшим до этого юлианским и григорианским стилем, по которому к 1918 году жила практически вся Европа. Суточный оборот Земли вокруг своей оси составляет, как известно, не 24 часа, а 23 часа 56 минут 4,091 секунды, причем один раз в четыре года происходит «удлиненный» оборот Земли, прибавляющий еще несколько минут. За 128 лет набегают целые сутки, если считать время по григорианскому летоисчислению.
Но большевики решили отказаться от юлианского летоисчисления, по которому жила Русская Православная Церковь, и перейти на григорианский. Какой из этих летоисчислений лучше, точнее — мы разбирать не будем. Это отдельный вопрос. Во всяком случае аргументы РПЦ в пользу юлианского стиля мне лично кажутся более убедительными. Мы же предлагаем детально разобраться в том, какие проблемы возникли с календарем, предложенным большевиками.
Итак, 1 февраля 1918 года разница между двумя летоисчислениями составила 13 дней. Подобную «чертову дюжину» можно было бы считать приемлемой для нашего времени, но... Дело в том, что эти 13 суток справедливы лишь для последних 128 лет (считая с марта 1900 года), а, скажем для событий 150-летней давности разница во времени составит не 13, а меньше, еще 128 лет назад — еще меньше и так далее. Нелишне будет знать нашим читателям, что с 14 марта 2047 года разница составит уже 14 суток.
Большевики, привыкшие к волевым методам решения всех буржуазных проблем, и в вопросах космографии подошли с революционной категоричностью, прибавив 13 суток, будь то 1917 или 1017 год. Для них, как известно, история России начиналась с октября 1917-го, остальная 1000-летняя история страны для них не существовала. Такой кавалерийский наскок на проблему, связанную с законами природы, был, мягко говоря, ошибочен. К дате смерти скажем Владимира Мономаха (19 мая 1125 года) и дню рождения Владимира Ульянова (10 апреля 1870 года) прибавили 13 дней. И получилась неразбериха в календаре. Ее можно сравнить с ситуацией, как если бы, скажем, во Владивостоке, Москве и Нью-Йорке вдруг было бы установлено одно время.
Русская Православная Церковь в то время была в очедь трудном положении. Началось, собственно говоря, ее уничтожение. Храмы закрывались, священнослужители арестовывались и ссылались. 25 января 1918 года был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир. Патриарх Тихон, избранный на первосвященнический престол лишь за два месяца до этого, был лишен возможности управлять Церковью и сам находился под пристальным наблюдением органов. Народ боялся за его безопасность и дежурил у его подворья. Задумав расправиться с Русской Православной Церковью, власть все же не решалась пока убрать Патриарха, слишком большим авторитетом и любовью пользовался первосвятитель. Да и мнение зарубежных представителей капиталистических государств удерживало чекистов от открытого акта уничтожения первоиерарха.
Ближайшей задачей чекистов было вырвать у Патриарха признание декрета о введении григорианского стиля, поскольку в церквях еще проходили службы и народ жадно внимал проповедям священников. Большевики, ссылаясь на уже принятый декрет, предложили Тихону одобрить этот шаг советской власти. Патриарх уклонялся от признания правомочным такое действие властей, но чекисты от него не отступали. Патриарх понимал, чем грозит в будущем принятие нового летоисчисления, и не мог допустить переход Церкви на новый стиль. Когда чекисты усилили нажим на него и потребовали одобрения действия советской власти, Тихон сказал, что без согласия Патриархов Восточной Церкви он не может признать переход на григорианский календарь правильным и законным.
- Конечно, конечно, - ответили лицемерно чекисты, — запросите их. Мы думаем, что они не откажут власти рабочих и крестьян...
Вскоре Патриарху были доставлены телеграммы от Патриархов Восточной Церкви с одобрением перехода России на григорианский стиль. Скорбя в душе и чувствуя, что делает что-то несправедливое, Патриарх Тихон дал согласие на введенный гражданской властью григорианский стиль.
Все духовное окружение очень переживали этот шаг Патриарха Тихона, не понимая, как он мог решиться на него. Подозревали обман со стороны большевиков. Наконец, уговорили Святейшего послать для проверки верного человека на телеграф. Вскоре посланный пришел с докладом, что никаких согласительных телеграмм от Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей не было. Обман большевиков стал очевиден. Но, поезд, как говорится, уже ушел, ведь согласие Патриарха Тихона уже давно опубликовали все советские газеты.
А дальше пошло еще хуже. Уничтожение РПЦ приняло открытый характер, начались массовые аресты монашествующих, духовенства, верующих мирян. И хоть церковные праздники отмечались в храмах по старому стилю, но в своих календарях, отпечатанных очень скромно, на плохой бумаге, рядом с церковными праздниками, отмечавшимися по юлианскому стилю рядом стояла новая его дата — по григорианскому, но также с пересчетом 13 дней для любого века. И это положение нашего церковного календаря не изменилось по сей день.
Надо учесть, что и до большевиков Россия пережила несколько реформ календаря — Новый год то с 1 сентября, то с 1 марта, затем - с 1 января. И, принимая новое исчисление, государство никогда не исправляло образовавшуюся разницу во времени. И сейчас уже нелегко (если это вообще возможно) выяснить, какого числа и месяца, с пересчетом на наше время, родился россиянин или произошло историческое событие того или иного века.
Поскольку в российских источниках сплошь и рядом случаются разночтения, необходима реформа российского календаря и правка всех материалов, содержащих даты отечественной истории. Конечно, это работа колоссальная, превышающая по объему Никоновскую реформу. О необходимости подобных исправлений сравнительно недавно начали говорить некоторые ученые Российской академии наук, время от времени появляются отдельные статьи в газетах и журналах. Но правительство на них не обращает внимания, и снежный ком исторических ошибок продолжает расти.
В 1996 году в журнале «Вопросы истории» была опубликована статья на подобную тему — глубокая, обстоятельная статья, с привлечением достаточного количества исторических фактов, — серьезное исследование. Один из выводов ее был, что не в те дни мы празднуем с вами, дорогие соотечественники, наши государственные праздники, не в те дни отмечаем юбилеи. Как рассказывал мне позднее зам. главного редактора журнала Иван Васильевич Созин, сразу по опубликовании этой статьи редакция журнала направила администрации Президента России этот номер с просьбой прочитать опубликованную статью, поскольку она поднимает, на их взгляд, проблему государственного значения.
Ответа редакция не получила. Все было глухо, как в пустой бочке. «Не до разбора, правильно или нет празднует в такой-то день вся страна установленный государственный праздник, когда идет приватизация! Тут такие вопросы решаются личного характера, а вы суетесь со своим григорианским стилем...» Так, думается мне, рассуждали тогда Чубайс, Гайдар, Черномырдин и им подобные.
Так была похоронена попытка ученых, которые знали, о чем говорят, попытка обратить внимание правительства на то, что необходимо внести порядок в календарь, по которому живет страна.
А работа, безусловно, огромная. Она под силу разве что целому научному институту, поскольку потребовалось бы исправлять все энциклопедии, справочники, документы, государственные акты. В одиночку здесь никакой Максим Грек не справится.
Кстати, энциклопедии у нас до сих пор издаются без указания точных дней числа и месяца рождения и смерти выдающихся личностей, а даты исторических событий — без указания стиля, по какому приводятся. Но так не всегда было. Уже исторические словари писателей духовного чина и мирские, автором которых был митрополит Евгений Болховитинов, изданные в начале 19 века, имели дни рождения и смерти писателей. Так же скрупулезно относился к точным датам издатель Русского Биографического словаря А.А. Половцов. В наше время можно доверять только академическим изданиям, где указываются две даты - по новому и старому стилю. Но опять же с присовокуплением 13 дней для любого века.
Поскольку реформа календаря в России происходила неоднократно (собственно не реформа, а простое перенесение Нового Года без необходимого пересчета времени), то и ошибки, о которых мы говорим, имеют древнюю историю. Не случайно еще во времена А.С. Грибоедова ходило в народе выражение: «Все врут календари», произнесенное одной из героинь поэмы «Горе от ума». Хотя и до 1917 года были авторы и издатели, которые понимали проблему календаря и к датам относились очень внимательно.
Для исследователя важно знать хотя бы одну точную дату и стиль, по какому она приведена. Исправленный аналог он может высчитать и сам, обратясь к приводимой нами таблице. Кстати, она впервые приводится в нашем календареведении полностью.

14 (1) февраля 1918 года — введение григорианского стиля в России.
С марта 1900 г. по 31 января 1918 года — 13 дней.
1772 - по март 1900 г. - 12 дней
1644 - 1772 - 11 дней
1516 - 1644 - 10 дней
1388 - 1516 - 9 дней
1260 - 1388 - 8 дней
1132 - 1260 - 7 дней
1004 - 1132 - 6 дней
876 - 1004 - 5 дней
748 - 876 - 4 дня
620 - 748 - 3 дня
492 - 620 - 2 дня
364 - 492 - 1 день

Итак, прибавлять следует по одному дню начиная с 364 года.

В «Русском календаре», который наша газета начинает сегодня публиковать, все даты до 14 (1) февраля 1918 года приводятся как по старому, так и по новому стилю.
Хочется напомнить нашим читателям любопытную закономерность календаря, отмечаемую исследователями: ни одно столетие не начинается со среды, пятницы или субботы. Октябрь всегда начинается в тот же день недели, что и июль, декабрь — в один день с сентябрем. Март, февраль и ноябрь также начинаются в одинаковые дни недели, между тем, как май, июнь и август - в разные. Простой год заканчивается тем же днем, что и начался. Через 20 лет календарь полностью повторяется (дублируется). Загадки, загадки!.. Есть что-то мистическое в них. Кто их объяснит? Может быть математики?..

Большая просьба к читателям, если обнаружите где-либо в источниках разногласия в датах с нашим календарем - прислать такую информацию, указав название, место и год издания, а также лицо и дату, которая вас заинтересовала.

Георгий КРЫЛОВ.
К содержанию номера В начало страницы


 Учредитель-издатель: православная община прихода Храма Николая Мирликийского в Бирюлево
 Председатель редакционного совета протоиерей о. Виталий ТОГУБИЦКИЙ. гл. редактор Георгий КРЫЛОВ
 Адрес храма: 113546, Москва, Булатниковский пер., 8а.Тел. редакции 385-56-52
 Газета издается на пожертвования прихожан.
 Банковские реквизиты храма:
 р/с 40703810238270100304 в Царицинском ОСБ 7978/01317,К/СЧ № 30101810400000000225 в СБЕРБАНКЕ г. Москвы,
 ИНН 7726074333, БИК 044525225
 Бумажный вариант напечатан в ГУП И ПК «Московская правда», Москва, 101990, Потаповский пер , 3
 Заказ № 1282 Подписан 27.10.04 г. Тираж 995 экз.
 При перепечатке ссылка на газету обязательна. Редакция в переписку не вступает.


TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU