Значение Преподобного Серафима Саровского, митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, председатель Комитета по празднованию 250-летия со дня рождения Преподобного.

Это огромная тема, которую осветить в одной беседе очень, конечно, сложно. И, тем не менее, надо об этом говорить, ибо действительно, преподобный Серафим, Батюшка Серафим, как его ласково называет народ, – явление чрезвычайное в жизни Русской Православно Церкви. А, может быть, опять, лучше сказать, в жизни русского Православия, в жизни православного русского народа. Не зря сейчас мы в своих проповедях – и Святейший нам дает пример тому – всегда вспоминаем этот образ дивного старца, молитвенника, который побуждал народ (и нас сейчас побуждает) к тому, чтобы мы молились не только о себе, но о всем мире. Посмотрите, какая дерзновенная мысль. Мы только знаем: «Господи, помилуй!.. Господи, прости!..» Да, это так, и без этого мы не можем жить и духовного развиваться, но одновременно Серафим Саровский нас побуждает думать о всем мире. Потому что человек не может думать только о себе, жить только своей жизнью. Человек – явление космическое и он обязан думать о себе подобных.

И вот преподобный Серафим Саровский и своих «деточек», как он называл всех, приходящих к нему, побуждал молиться и о всем мире. И вот, если мы подумаем о состоянии мира сегодня, сейчас, то, я думаю, что каждый из нас согласится с тем, что прав был преподобный Серафим Саровский, призывавший своих духовных чад молиться о всем мире.

Трагедия за трагедией, нет дня, чтобы он прошел, и мы не слышали об очередной драме – или в жизни отдельных людей, или в жизни страны – или какие-то явления, которые потрясают ряд стран. Мир во зле лежит, говорит Иоанн Богослов, и мир требует любви, требует от нас соборной молитвы о «мире всего мира». Опять-таки, как своевременны, как злободневны, как правдивы, как реалистичны слова нашей мирной ектении. С чего начинается наша Литургия: «миром Господу помолимся…», «о мире всего мира и благостоянии святых Божиих церквей Господу помолимся…» Так что вот этот призыв преподобного Серафима молиться о всем мире (естественно, не забывая о себе, о своих близких, родных, о своих духовных родственниках – это понятно), но при всем при этом – и о всем мире. Вот отсюда, по-видимому, вырастает и масштабность, и значение личности преподобного Серафима Саровского.

Прошло сто лет с момента его канонизации, приближается день его двухсотпятидесятилетия со дня его рождения, и вот уже началась подготовка к этому церковному дню. Некоторые говорили: «Ну что же так подряд-то? Может быть, и надо повременить с очередным юбилеем?» Время не ждет! Мы должны беспокоить Батюшку Серафима нашими молитвами, нашими заботами, может быть, и суетой в какой-то степени. Но нужно нам напоминать именно какими-то действиями, мероприятиями (слово, к которому мы уже привыкли), какими-то даже торжествами, чтобы еще и еще раз и молиться ему, и себя подвигнуть на подвиг, и призвать людей к паломничеству к его гробу.

Праздники столетия прошли, и они всколыхнули нас. И эти волны надо как-то поддержать, чтобы они распространились дальше. Но вот и Святейший Патриарх, и наша комиссия, руководствуясь его советом, сосредотачиваем мероприятия наши церковные, праздник – на внутренней жизни нашей Церкви. Нам необходима его молитвенная помощь, его духовный опыт для жизни нашей Русской Церкви, которая как бы пережила второе крещение, когда праздновали Тысячелетие Крещения Руси. Церковь переживает вот эти события – уже десятилетие прошло перестройки и вовне, и внутри Церкви. Все это хорошо, но мы также констатируем: сколько проблем одновременно возникает вот с этими «благополучными» днями, когда свобода вероисповедания в нашей стране и странах СНГ – это реальный факт. Но возникают и реальные опасности такого неправильного духовного восприятия нашей жизни. И в Церкви много разного рода волнений. Вот погасить их, укрепиться в правой вере, укрепиться в доброй духовной традиции – Саровской, Оптинской, Тамбовской, Воронежской – где обители у нас прекрасные, в духовном отношении очень сильные. Вот их очистить – эти традиции – от современного такого налета, такого легкого духовного подхода, который не имеет часто корней.

В связи с этим, я бы сказал, очень важно нам продолжить торжества Саровские, торжества в честь и память преподобного Серафима Саровского.

И представляя всю картину, которую мы пережили в дни юбилейных торжеств, это ликование народа, духовное ликование, оно, думаю, трудно повторимое. Значит, грядущие торжества и получатся не повторением (это наверняка, повторения не будет), но будет развитие и продолжение этих торжеств.

Я приветствую всех слушателей, я думаю, что вы за этот период очень много слышали о Серафиме Саровском впечатлений – о его жизни, о его подвиге, о том почитании, которое имеет Серафим Саровский в нашем народе, в нашей Церкви. И особенно ведь надо подчеркнуть, что приняли участие в Саровских торжествах и представители всех Поместных православных церквей. В общем, это был Вселенский духовный праздник, все прибыли поклонится Преподобному – его подвигу молитвенному, его предстательству за нас грешных.

И я думаю, что научные конференции, которые были и которые сейчас готовятся, они каким-то образом коснутся вот этой темы – значения личности и личного подвига Серафима Саровского для Церкви. Мы-то сейчас его воспринимаем личностно и очень близко к сердцу – все и каждый. Но вот еще, по-видимому, настает время, когда мы должны, может быть, объяснить светской стороне, гражданской стороне более понятно преподнести – в чем же подвиг Серафима Саровского для нашей Церкви, для нашей Земли, для нашего народа. И в то же время – для Православия в целом.

Так что я очень благодарен Радио «Радонеж», которое так широко оповещало мир о Торжествах и дало возможность такому огромному числу людей выступить, сказать свое слово о Батюшке Серафиме Саровском.

Источник информации радио "Радонеж"

Закрыть окно