Преподобный Серафим (в
миру Прохор) происходил из православной купеческой семьи.
Он родился в г. Курске 19 июля 1754 года. С детских лет его
влекли к себе церковные книги и богослужение. В 1778 году
по велению сердца, с благословения матери и Киево-Печерских
старцев, Прохор стал послушником Саровской обители, Нижегородской
губернии. Там он много и охотно трудился, часто уходил для
молитвы в лес. Тяжело заболев водянкой и умирая, он отказался
от помощи врачей, возложив все упование на Господа. И не вотще:
ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Пресвятая
Дева сказала: "Сей от рода Нашего" и прикоснулась
к святому своим посохом, отчего он тут же получил исцеление.
Вскоре Прохор принял монашеский постриг с именем Серафим,
что означает — пламенный, удалился в лесную келью, где тысячу
дней и ночей молился, стоя на коленях на камне. Как-то на
него напали разбойники и изувечили Преподобного. Пресвятая
Дева, вновь явившись ко святому, исцелила его. Преподобный
Серафим стал принимать, наставлять и утешать приходящих к
нему людей. К каждому обращался со словами "Радость моя"
. Почил святой во время молитвы, стоя на коленях.
Прославление его и обретение
его мощей стало для всей России исключительным духовным торжеством.
Мощи преподобного были обретены в 1903 году близ алтаря Успенского
собора Саровской обители, где он подвизался и при этом произошло
множество чудесных исцелений. Мощи были поставлены в самом
Успенском соборе для открытого поклонения. При их открытии
присутствовал император Николай II со своей семьей — он лично
нес раку со святыми мощами. Сам преподобный предвидел такое
духовное торжество, когда говорил: "Среди лета запоют
Пасху! А народу-то со всех сторон, со всех сторон". В
1927 году в разгар безбожных большевистских гонений на Святую
Церковь мощи преподобного Серафима были увезены из Саровской
обители. Они оказались в антирелигиозном музее в Ленинграде,
где и были вновь обретены в 1991 году. Оттуда святые мощи
были торжественно перенесены в Серафимо-Дивеевскую обитель,
основанную самим Преподобным.
Преподобный Серафим Саровский
просиял своими подвигами в самом начале XIX века. Русский
богатырь из Курска, с детских лет избранный Самой Божией Матерью,
он, претерпев болезни, голод и холод, избиение от лихих людей,
искушения от бесов, превратился в согбенного, но удивительно
светлого старца, духоносного наставника всей России. Тридцать
лет отшельничества, три года столпничества, подвиг безмолвия,
затворничество, старчество.И он преодолевал все эти ступени
человеческого совершенствования, "облекаясь во Христа",
уподобляясь Ему и являя высокие образы целомудрия, бдения,
поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания,
совершенного незлобия. Это пример, может быть, единственный
в мире христианской святости. В нем, собрались все подвиги,
каждый из которых по отдельности прославил множество подвижников.
Он свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу.
В нем явственно воплотилась идея русской духовности: преображение
всякой твари силой добровольной жертвы, любви и сострадания.
Святой Серафим, в минувшем веке уже знавший о переживаемых
ныне временах больше, чем знаем мы сами, являет живой образ
будущего восстановления всего сотворенного.
|