№1, январь, 2005 г.

Электронная версия

ГАЗЕТА ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В БИРЮЛЕВО

ИЗ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ
НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

      Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу Пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе, — в Богообщении, вначале обычно сокровенном не только от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутри нас, свидетельство о ней есть жар деятельной ревности, исключительно о христианском Богоугождении, с полным самоотвержением и ненавидением всего, тому противного.
      Так, когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни: и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански. "Духа не угашайте,- заповедует апостол: Духом пламенейте; Господу служите".

БЛАГОДАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ

      Состояние хорошее, которое испытывали вы, есть плод осенившей вас благодати Божией. Оно дается всякому, кто искренне обращается к Господу. Так говорит об этом святой Макарий Египетский. И дается в начале, а потом — скрывается. Господь дает только этим уразуметь, что есть из-за чего трудиться и гнать вслед Его.
      Состояние это не может равняться никакому естественному восторгу. Оно исключительно, — и только прикосновением Господа в душе испытывается.
      Заметили ли вы место, где чувствовалось. Это надо хорошо заметить, чтоб потом быть в том месте вниманием. Это в сердце. Продлить это состояние не в нашей власти, но некое подобие ему производить трезвением можно.

БОЛЕЗНИ ТЕЛЕСНЫЕ

      Они служат нам и для спасения, и на погибель. Терпение болезней есть мученичество.
      Здоровье ваше пошатнулось. Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы отчаяния. Да поможет вам Бог избавиться от той и другой беды!.. Видите, куда я веду речь-то?! У вас прорываются такие речи, а речи, конечно, от чувств и помышлений, эти же последние суть такого рода, что при них дело спасения не в силе. Извольте внять сему и поправиться... Здоровье и нездоровье в руках Божьего промышления о нас суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно — есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения — в рай. И смотрите, тогда воодушевляйтесь!..

ВНИМАНИЕ К ВНУТРЕННЕМУ ДВИЖЕНИЮ СЕРДЦА

      Благослови вас, Господи, с терпением стоять в избранном порядке жизни. Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него — есть главное дело в христианской исправной жизни. Этим и внутреннее и внешнее приводится в должный порядок. Но ко вниманию всегда надо прилагать рассуждение, чтобы обследовать, как должно; происходящее внутри и требуемое внешностью. Без рассуждения и внимание ни к чему. Где взять рассуждения? В совести, просвещенной ведением Божественной воли, сказанной в Евангелии и Посланиях Апостольских. Этим путем очень удачно определяется, что можно и чего нельзя допускать в поступках, словах и начинаниях. Господь да умудрит вас.

ВОЛЯ БОЖИЯ

       Как её узнавать.
      Воля Божия — и норма жизни, и руководительное начало, и первый возбудитель на дела. Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениеями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действию коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. — У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай.
      Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению её... Избави вас Господи от самонадеянности. Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного завершения всегда чаять от Господа, помня слово Его: "без Меня не можете творить ничесоже". Тут же надо опасаться, как бы не прокралась мысль, и тем паче чувство: "несмь якоже прочие..." И еще опасаться надо мечтательных надежд: о, теперь у меня пойдет все... так и так... чудо как хорошо. Такие мечтания всегда оканчиваются посрамлением...

ДУХОВНАЯ НЕМОЩЬ

      Чем она врачуется.
      Милость Божия не отходит от тех, кто падает и встает.
      Духовная немощь очищается исповедью, в коей полагается и начало врачевания ее. Врачевание же самое продолжается... доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влечь. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает — валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь.

МИЛОСЕРДИЕ
И МИЛОСТИВОСТЬ СЕРДЕЧНАЯ

       Их взаимосвязь.
      Есть дела милосердия и милостивость сердечная. Первые получают цену от последней, но и возможно и без неё, и тогда они настоящей цены не имеют. Увидеть это не мудрено. Из сердца идут ваши дела или делаются по каким-либо сторонним движениям, сознание ваше не может ошибиться в определении сего.
      Затем посмотрите, милостивость ваша есть ли природное расположение или исходит самодеятельно из любви к Богу и покорности воли Его? И природное расположение доброе удовлетворять богоугодно, потому что оно от Бога, но если им одним руководиться, то такой порядок дел будет меньшей добротности. Чтобы это получило настоящую добротность, надо освятить свое сердоболье боголюбием и покорностию воле Божией или заповедям, делая всякое дело, как бы оно прямо самим Богом было поручено.

МИНУТЫ УЕДИНЕНИЯ

       Как пользоваться ими среди житейских забот.
      Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие — молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле. Я разумею то, когда при чтении, например, Евангелия рождаются вопросы, и когда по должном углублении душа найдет им удовлетворительное решение. В этом много утешения духовного. И тем это приятнее, что один успех раздражает на большее, а там приходит и навык к таким занятиям. Душа тогда широка станет, быстролетна и многомысленна.

НЕМОЩИ, ДУХОВНЫЕ СЛАБОСТИ, СТРАСТИ

      Немощи свои видеть, жалеть о них и к Богу по причине их прибегать — се есть начало доброго пути. Когда это есть — поддерживайте сии расположения, — повсюдные опасения за себя, боязнь падений и остерегательность. Беда, когда душа придет в дерзость: "ничего не боюсь"... — это начало падения и всякой пагубы. Но и при этом добром расположении надо предохранять себя от излишества, меру надо знать и этому, а то в уныние впадешь, а далее — в отчаяние. При всех слабостях веруем, что Господь не хочет смерти грешника и что, следовательно, когда самоохотно не отдадимся немощам. Он не попустит нам пасть. Ветер сильный иное дерево до самой земли наклонит, но дерево все остается на корне, и лишь стихнет буря — выпрямляется. Так бывает от страстей... Пусть бушуют, но кореню только устраивать надо... корень — решение не поддаваться греху склонением на него, хотя бы смерть.
      Что терпения мало, может быть следствие некрепкого здоровья и впечатлительности. И это надо терпеть, т.е. то, что терпения мало. Но оно будет крепнуть от времени, только не надо поддаваться нетерпеливости.

ПЕРЕМЕНА НАСТРОЕНИЯ

      Как ее переносить.
      Перемена в духе — наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь нашу в руки Божий. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к нему обращайтесь, Ему открывайте тяготы души своей и молитесь, да избавит, аще водит.
Отрады и утешение не суть окончательное свидетельство о добром настроении. Главное — решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, и предание себя в волю Божию. Когда сие есть — добре.

ПУТЬ ЖИЗНИ, ИЛИ ТЕСНЫЙ ПУТЬ

      Сопряжен с трудностями.
      Христианская жизнь встречает много препятствий с первых шагов, и чем дальше, тем больше. Вступающему на путь жизни сей надо вооружиться крепким мужеством, чтобы идти, не робея предлежащих борений с препонами.
      И извольте облечься в мужество и бодрость, и теките неуклонно, подражая святому апостолу Павлу, который говорил о себе: так теку, да постигну. И вы достигнете. Чего? — Увидеть Христа Господа, может быть, и не сподобитесь, ибо это не всеобще, но глубокого Богообщения достигнете, ибо это и есть цель наша и главное обетование Господне.
      Кто мужественно борется со страстьми, строго исполняя заповеди Господа, тот по мере успеха очищается сердцем, и по мере чистоты сердца сближается с Господом, который обетовал таковым: к нему приидем и обитель у него сотворим.

епископ Феофан Затворник
К содержанию номера В начало страницы


 Учредитель-издатель: православная община Храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлево  Гл. редактор Игорь Аркадьевич АЛЕКСЕЕВ Адрес храма: 113546, Москва, Булатниковский проезд, 8 «а» Тел. редакции 383-50-49
Газета выходит ежемесячно
Газета издается на пожертвования прихожан. Банковские реквизиты храма: р/с 40703810238270100304 в Царицинском ОСБ 7978/01317, к/сч № 30101810400000000225 в СБЕРБАНКЕ г. Москвы ИНН 7726074333 БИК 044525225 Бумажный вариант напечатан в ГУЛ «ИПК «Московская правда», 101990, Москва, Потаповский пер., 3 Заказ № 1434 Подписан 10.01.05 г. Тираж 995 экз. При перепечатке ссылка на газету обязательна. Редакция в переписку не вступает