Святитель
Николай родился в III в. в городе Патары, Ликийской области (на
юге Малой Азии). С самого рождения он удивлял своих благочестивых
родителей: при крещении простоял в купели три часа, воздавая этим
честь Пресвятой Гроице; по средам и пятницам отказывался от материнского
молока ради постных дней. Подрастая, он все более устремлялся
к Богу, подолгу проводя время в молитве. Св. Николай пребывал
еще в юношеском возрасте, когда его дядя, епископ Патарский, рукоположил
его во пресвитера и предрек на Литургии: «Блаженно то стадо, которое
будет иметь тебя пастырем». После смерти родителей будущий святитель
начал раздавать свое наследство, являя к нищим великое милосердие.
Узнав о бедственном положении трех отроковиц, вынужденных из-за
горькой нужды идти на блудодеяние, преблаженный пастырь, «ненадежных
надеяние», три раза тайно бросал в окно их жилища узелки с золотом,
чем избавил от падения и духовной погибели.
Когда св. Николай отправился
в паломничество в Святую Землю, корабль, на котором он плыл, попал
в сильную бурю. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть.
Но верующему все возможно: по молитвам святителя буря умирилась,
а матрос был поставлен живым. На обратном пути св. Николай заметил,
что капитан направляет корабль не в ту сторону, куда надлежит.
Кротчайший пресвитер бросился ему в ноги, умоляя вернуть его на
родину, но злонамеренный капитан нисколько не тронулся этой просьбой.
Внезапно поднялся сильный ветер, который направил корабль в нужном
направлении.
Вернувшись в Ликию,
св. Николай удалился в обитель, именуемую Святым Сионом, однако
Господь возвестил ему во время молитвы: «Если хочешь получить
от меня венец, прими на себя подвиг служения людям». Покорясь
воле Господней, св. Николай ушел из обители и, водимый промыслом
Божиим, пришел в Миры, город Ликийской митрополии, где в то время
происходили выборы епископа. Одному из архиепископов в видении
был указан избранник Божий — святой Николай. По своему смирению
св. Николай отказался от кафедры, но был вразумлен чудесным явлением
Спасителя, подающего ему Евангелие, и Богородицы, возлагающей
на него омофор.
Начало святительства
Николая совпало с последними гонениями на христиан при Диоклетиане.
Он был заключен в темницу, где укреплял духом своих соузников
на твердое исповедничество. При воцарении святого Равноапостольного
Константина святитель был освобожден из заключения и с новой ревностью
распространял и утверждал христианство в Ликийской области. Ратоборствуя
с духами злобы, св. Николай обходил языческие капища в городе
Миры и его окрестностях и сокрушал идолов. Несмотря на великую
кротость сердца, преблаженный Николай был ревностным поборником
исповедания Православной веры. Когда на 1 Вселенском Соборе (325
г.) еретик Арий стал отрицать Божество Сына Божия, святитель дал
лжеучителю пощечину, за что был лишен сана. Но некоторым из отцов
Собора было видение Спасителя и Богородицы, возвращающих Николаю
знаки архиерейского достоинства — Евангелие и омофор. Уразумев,
что дерзновение святителя угодно Господу, отцы Собора восстановили
его в сане.
Еще при жизни святитель
прославился своим милосердием и чудотворениями. Однажды во время
голода он помог своему городу Миры. Св. Николай явился во сне
одному итальянскому купцу и просил его привезти в Миры корабль
с хлебом. В задаток он дал купцу три золотые монеты, которые не
исчезли, когда тот проснулся
Преблаженный Николай
имел дар являться людям, «яко по воздуху», для избавления их от
смертельной опасности. Так он помог терпящим бедствие на водах
путникам, плывущим из Египта в Ликию. Зная, что в Мирах живет
угодник Божий, они стали от всего сердца призывать его. Вдруг
они увидели старца в архиерейском облачении, который сказал им:
«Вы призывали меня на помощь, и я пришел к вам, не бойтесь». Взяв
руль, добрый кормчий стал управлять кораблем.
Однажды святитель избавил
от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым военачальником.
Святитель вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами
страдальцев, и заставил неправедного властителя покаяться.
А через некоторое время трое воевод, бывшие этому свидетелями,
оказались оклеветаны перед императором Константином. Сидя в тюрьме,
они вспомнили в отчаянии о святителе, освободившем неповинных,
и стали просить Господа помочь им ради угодника. В ту же ночь
святитель явился во сне Равноапостольному императору и повелел
отпустить невинных воевод.
Много чудес сотворил
святитель и после своей кончины. Заступник во всех бедах, он помогал,
по великому милосердию своему, и малое моление приносящим, подавая
им «великих недугов исцеление». Мощи святого, прославившегося
истечением целебного мира, покоятся ныне в итальянском городе
Бари.
Имя великого угодника
Божия прославилось во всём христианском мире. В 6 веке император
Юстиниан воздвиг в честь святого Николая часовню в Константинополе.
С этого времени культ святого стал распространяться повсеместно.
Святой Николай считается покровителем Руси. Нет, пожалуй, ни одного
русского города без Никольской церкви. В конце 9 века Иоанн Диакон
написал первое Житие святого угодника Николая. В это же время,
согласно сохранившимся свидетельствам, святой Николай почитался
и в Риме.
Лишь в 17 веке утвердился
обычай, согласно которому святой Николай ходит по домам с мешком
подарков, проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв
и вручает подарки. Позже появился ещё один обычай: накануне дня
святого Николая дети усердно молились, причём для учёта молитв
велась специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная
дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляли
за дверь свою обувь, в которой утром они находили подарки. Постепенно
на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл
образа святого Николая отошёл на второй план, святитель превратился
просто в Деда Мороза.
В молитве, обращённой
к святому, говорится: «Помоги нам, угодниче Божий, да не погибнем
со беззаконии нашеми: избави нас от всякаго зла и всякия вещи
сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере,
в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни крещением,
ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но
мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли
живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единого в Троице славимаго
и поклоняемаго Бога, ныне и присно и во веки веков».