Определение Священного
Синода
В заседании Священного Синода 6 октября
2001 года под председательством Патриарха
Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия,
Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших
в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников
Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.
Справка. Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное
время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников
и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха
и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных
Синодальной комиссией по канонизации святых" (пункт 14 Деяния о соборном
прославлении новомучеников и исповедников Российских).
Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита
Ювеналия.
2. Включить
в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена:
от Московской
епархии: протоиерея Александра
Парусникова (1879 - 27 июня 1938), протоиерея Василия
Максимова (1887 - 25 сентября 1937) ,
протоиерея Сергия
Лебедева (1875 - 22 марта 1938)
, священника Димитрия
Гливенко (1879 -22 марта 1938), священника Алексия
Смирнова (1870 - 22 марта 1938), священника Сергия
Цветкова (1869 - 22 марта 1938), священника Василия
Коклина (1883 - 5 апреля 1938), священника Александра
Зверева (1881 - 16 ноября 1937), священника Димитрия
Розанова (1890 - 25 ноября 1937), священника Алексия
Лебедева (1876 - 17 февраля 1938), священника Михаила Маркова (1868 -
1930-е), диакона Николая
Запольского (1889 - 27 июня 1938), протоиерея Сергия Покровского (1880
- 1 ноября 1937), священника Вениамина Благонадеждина (1880 - 1 октября
1937);
от Нижегородской
епархии: протоиерея Михаила Гусева (1890 - 20 ноября 1937), инокини
Матроны (Власовой; 1889 - 7 ноября 1963), инокини Пелагии (Тестовой; 1878
- 3 ноября 1944);
от Саранской
епархии: архимандрита Александра
(Уродова; 1882 - 14 августа 1961);
от
Сыктывкарской епархии :
епископа Вязниковского Германа
(Ряшенцева; 1884 - 15 сентября 1937)
, священника Стефана
Ермолина (1891 - 15 сентября 1937), священника Палладия
Попова (1879 - 23 сентября 1937) ,
священника Иоанна
Попова (1863 - 23 сентября 1937) ,
иеромонаха Платона
(Колегова; 1865 - 15 августа 1937), иеромонаха Мелетия
(Федюнева; 1871-23 сентября 1937), священника Иоанна Павловского (1876
- 19 сентября 1937), священника Николая
Шумкова (1886 - 21 августа 1937) ,
священника Григория
Бронникова (1876 - 31 августа 1937), священника Николая
Доброумова (1876 - 25 августа 1937) ,
священника Всеволода
Потемкинского (1870 - 19 сентября 1937), священника Димитрия Спасского
(1877 -19 сентября 1918), монахини Елизаветы (Ярыгиной; 1879 - 12 сентября
1937), Евфимия Кочева (1867 - 18 сентября 1937);
от Ярославской
епархии: священника Геннадия
Здоровцева (1868 -5 июля 1918), священника Константина
Снятиновского (1867 - 1918), священника Димитрия Вознесенского (1855 -
17 октября 1918), Ираиды
Тиховой (1896 - 7 августа 1967).
3. Сообщить
имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей
для включения их в святцы.
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ
ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Митрополит
Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ
Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ
Председатель Отдела внешних церковных связей
Митрополит
Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР
Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР
Архиепископ Новгородский и Старорусский ЛЕВ
Архиепископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ
Епископ Астраханский и Енотаевский ИОНА
Управляющий делами Московской Патриархии
Митрополит
Солнечногорский СЕРГИЙ
ПРИМЕЧАНИЯ
В базе данных Православного свято-Тихоновского Богословского Института
указана дата расстрела 23 сентября
Святые, совершившие мученический подвиг 22 марта 1938 были осуждены по
групповому "Делу Воздвиженского
и др. (Москва)
Три дня продлятся торжества Сыктывкарской и Воркутинской епархии, посвященные
прославлению новых святых земли Коми
СЫКТЫВКАР (Комиинформ).
Три дня продлятся торжества Сыктывкарской и Воркутинской епархии, посвященные
прославлению новых святых земли Коми.
18 декабря планируется провести праздничный молебен, собрание и концерт
в честь пятилетия Сыктывкарского духовного училища. В этот день также
пройдет Крестный ход и Всенощное бдение в Свято-Стефановском соборе столицы
Коми. Торжественные мероприятия, посвященные прославлению четырнадцати
новомученников и исповедников Российских, пройдут в Сыктывкаре 19 декабря.
В этот же день будет организована научно-практическая конференция "Церковь
и Государство: репрессии и покаяние". Завершаться празднования просмотром
фильма, посвященного репрессированным священнослужителям 20 декабря.
Решение об общецерковном прославлении священнослужителей, монашествующих
и мирян Сыктывкарской и Воркутинской епархии Священный Синод принял 6
октября нынешнего года. 14 человек канонизированы Русской Православной
Церковью потому, что вели праведный образ жизни, с усердием проповедовали
православную веру в Коми крае и приняли мученическую кончину в годы гражданской
войны и политических репрессий. По мнению епископа Сыктывкарского и Воркутинского
Питирима, канонизация новомучеников - это одно из самых важных исторических
событий последнего столетия в Коми.
О прославлении святых в Сыктывкарской епархии: новости
республики Коми
О священномученике Германе, епископе Вязниковском (Ряшенцеве):
По Энциклопедическому словарю русской цивилизации Олега Платонова:
ГЕРМАН (в миру Ряшенцев Николай Степанович) (1874 - 1937),
епископ Вязниковский, замучен ... большевиками. В своем стоянии за веру
считал, что на крови сотен тысяч мучеников создавалась и кристаллизовалась
невиданная духовная сила, вознесшая Русскую Церковь на недосягаемую высоту
по сравнению с другими христианскими конфессиями. "Мне кажется, - писал
он из арзамасской ссылки, - происходит не только одно разрушение твердыни
и того, что для многих святее святых, но происходит очищение этих святынь,
их освящение через огонь жестоких испытаний и проверок, разрушение форм,
подавляющих своеобразной, но часто во многом земной красотой действительность
закованного в них смысла и содержания, образуются новые формы, облегчающие
проникновение в них и заполнение именно таким духом и жизнью, какие отрицаются
часто их творцами и часто во имя осознанной и преднамеренной борьбы с
Ним принципиально отрицаются, чтобы как бы через Голгофу уничтожения воскреснуть
в силе. Посмотрите, как жизнь фактически стала аскетична, как самоотречение,
небывалое самоотречение становится не исключением, а правилом всякого
человека, как необходимость, все разрозненное и почти во всех самых разнородных
по содержанию областях жизни идет к единству через коллективизм... Вы
скажете, но все это не во имя Его, а против Него. Да, это верно. Сейчас
с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же
несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм
жизни, какая в своей принципиальной идейной части вся им предуказана,
без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему".
О.П. - ("Русское
небо")
его духовный отец - Гавриил - старец Седмиозерной пустыни:
Схиархимандрит Гавриил оставил замечательное духовное наследство: в первую
очередь, им стала сама его жизнь, многотрудная и "зело" поучительная,
в которой действия Божиего Промысла и Божия Правда тесно переплетались
с человеческим недостоинством и греховной немощью собратий и в которой
всегда побеждала Христова любовь, и во-вторых, его составили духовные
дети старца, вошедшие в духовную сокровищницу нашей Церкви. Нелегко найти
в недавней истории Русской Церкви старца, воспитавшего столько достойнейших
архипастырей, сочетавших высоту и святость епископского сана с глубоким
несокрушимым монашеским устроением и огненной ревностью к хранению чистоты
православной веры.
Перечислить всех его чад, о которых сохранились сведения и свидетельства
современников, задача трудно исполнимая, укажем лишь некоторых. Начнем
со славного имени священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа
Рязанского и Шацкого, близкого духовного сына старца, который принимал
особенное участие в его духовном пути, а затем просто продолжим красноречивый
список, который невозможно воспринимать иначе, чем священный мартиролог-синодик
Русской Православной Церкви, а именно: священномученик Анатолий (Грисюк),
митрополит Одесский, исповедник архиепископ Феодор (Поздеевский), архиепископ
Герман (Ряшенцев), архиепископ Иннокентий (Ястребов), архиепископ
Гурий (Степанов), архиепископ Стефан (Знамировский), архиепископ Вологодский,
епископ Иосиф (Удалов), епископ Иона (Покровский), епископ Варнава (Беляев),
архимандрит Варсонофий, схиархимандрит Симеон (Холмогоров), списатель
самой известной биографии старца и исповедник, протоиерей Алексий Воробьев,
игумен Ефросин, монахиня Мария (Анисимова), О.К. Воробьева, и многие другие,
имена которых не вошли в письменные свидетельства и воспоминания о старце
его современников, хотя место и значение святого в их жизни было велико
и неоценимо драгоценно. [статья настоятеля храма Рождества Богородицы
на Кариже Калужской епархии иерей Андрей Лобашинский старец
Гавриил (Зырянов) ]
См. также "Краткое житие преподобного схиархимандрита
Гавриила, старца Седмиозерной пустыни"
Публикация: Герман (Ряшенцев), еп. Письма к Верховцевым// Московский журнал.
1993. N 1
В базе данных Православного свято-Тихоновского Богословского Института
(ПТСБИ) указана дата расстрела 21сентября
ПТСБИ: - указана дата расстрела 19 августа
ПТСБИ: - год рождения 1875