Преподобный Иов, в миру носивший имя Иоанн,
родился в 1635 году. Многие годы служил приходским священником в Москве,
своей молитвенностью, чистотою жизни, своим даром рассуждения привлекая
в свой храм многих богомольцев. За советом и поучением к нему приходили
люди со всей Москвы. Мудрый и ласковый батюшка открыл свой дом для
всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное - утешал попавших
в беду людей. Священник Иоанн, этот истинный пастырь, не только оказывал
помощь тем, кто к нему обращался, но и сам разыскивал нуждающихся.
Молва о его подвижнической жизни дошла до Петра, и царь определил
его священником в одну из придворных церквей, и вскоре назначил своим
духовником. Новый царский духовник не только не оставил своего самоотверженного
служения ближним, но стал использовать свое положение, чтобы облегчить
участь как можно большему числу несчастных: посещал тюрьмы, платил
чужие долги, утешал и укреплял в терпении страдающих невинно. Б беседах
с посетителями он проводил дни и ночи, а прощался со всеми со скорбью,
в которой потом угадали предчувствие близкой беды.
Беда разразилась над ним в 1701 году. Духовник
царя был оговорен Талицким, осужденным за составление сочинений, в
которых Петр именовался антихристом. Отец Иоанн был сослан в Соловецкий
монастырь и пострижен с наречением имени Иов. Очевидно, что ссылкой
на далекие острова, лежащие в Белом море, и пострижением в монахи
"провинившегося" священника хотели наказать. Но наказания не получилось.
Бывший царский духовник сам давно стремился к иночеству и в миру вел
монашеский образ жизни. В последнее время отец Иоанн старался вообще
не выходить из дома (кроме выходов в церковь) и даже милостыню раздавал
через других людей.
Архиепископ Холмогорский Афанасий принял
узника ласково и любовно, дал ему несколько дней отдохнуть в архиерейском
доме, а потом отправил его на Соловецкий остров. Соловецкий архимандрит
Фирс постриг отца Иоанна и нарек его Иовом. Ему назначили послушание
в братской поварне, 70-летний старец рубил дрова, носил их на плечах
по крутым лестницам и целые ночи проводил в молитве. Братию он изумлял
смирением и покорностью всем, строгостью своего постничества: он не
вкушал ничего, кроме воды и хлеба. За это его прозвали Иовом Постником.
Узнав о том, что донос был ложный, раскаявшийся
царь Петр хотел вернуть своего бывшего духовника с Соловков, но старец
не захотел возвращаться в мир: ему предстоял новый подвиг - скитское
житие. Он переселился в скит на Анзерском острове, основанньй преподобным
Елеазаром. Братские келлии стояли в этом скиту на версту одна от другой.
Отшельники собирались вместе по субботним дням в храме, а 13 воскресенье
после Литургии опять расходились по своим уединенным келлиям. Старец
Иов считал себя последним послушником в скиту, однако братия избрали
его своим настоятелем. Но и в настоятельстве он целыми днями трудился,
а ночами молился, стоя на коленях. Подражая преподобным Феодосию и
Сергию, он обходил келлии иноков, чтобы стуком напомнить о молитве
тем, кто сходился для разговоров. Заботясь о больных скитниках, он
перевязывал их раны, мазал освященным маслом и тем исцелял их. На
службу старец всегда приходил первым, а в уме и сердце непрестанно
держал Иисусову молитву.
В 1710 году старец Иов принял великую схиму
с именем Иисуса в память о пророке Иисусе Навине. Однажды иеросхимонах
Иисус остался на ночь у подножия горы с остроконечной вершиной. В
тонком сне подвижнику явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром,
который на этом месте начинал свои подвиги. Богородица сказала старцу.
"Сия гора отныне нарицается второю Голгофою. На ней будет Церковь
во имя распятия Сына Моего и Бога, устроятся скит и наречется Распятским".
С именем преподобного Иова (в схиме - Иисуса)
предание связывает и предсказание Богородицы о том, что на Анзерском
острове, на второй Голгофе, будут казнены многие православные христиане:
архиереи, священники и миряне. Пророчество это исполнилось, когда
в Соловецком концлагере Голгофский скит стал местом мучений и казней
многих невинных людей. Церковь
во имя Распятия Господня преподобный Иов строил сам вместе с двумя
своими учениками. До самой кончины не оставлял подвижник тяжелых послушаний:
рубил дрова, носил воду, месил тесто, занимался "рукодельем", а вырученные
от этого деньги отдавал частью в монастырскую казну, частью нуждающимся
и нищим. Своими подвигами старец стяжал благодатные лары. Одного из
скитских отшельников волновали плотские страсти, и он просил помощи
у настоятеля. Старец в ответ на эту просьбу прикоснулся к телу его
жезлом, и страсти навсегда погасли в иноке.
Господь открыл угоднику время его кончины.
Простившись с братиями, великий праведник тихо отошел в иной мир.
Это произошло 6(19) марта 1726 г. В минуту его преставления келлию
озарил необыкновенный свет. Тело подвижника погребли в храме на вершине
Голгофы. Юбилейный Архиерейский
Собор 2000 года в своем Деянии свидетельствовал:
"С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII
и XIX веков... Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев
подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом
житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой,
а также рассмотрев: - праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных
даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и
молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме
Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его
как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых,
празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха
Алексия II в 1993 году)", причислил преподобного Иова к лику святых,
и определил праздновать его память 6/19 марта и 29 мая/11 июня.