9. Евангельский гуманизм
в произведениях русских художников
119
10. О христианских мучениках
и о свидетельствах исторического бытия Иисуса Христа
122
11. Христианство и рабовладельческий
строй
127
12. Мысли великих писателей
и философов о Библии и христианской морали
129
13. Мысли великих ученых
о взаимоотношениях между наукой и религией
133
Заключение
142
Дух, душа и тело
(149-291)
Диакон Андрей Кураев. Конфликт
или союз случаен в отношениях веры и науки?
292
 К
моменту написания апологетических трактатов "Наука и религия" и "Дух,
душа и тело" авторитет святителя Луки (Войно-Ясенецкого), хирурга,
лауреата Сталинской премии был бесспорен и среди ученых, и среди практикующих
хирургов, студентов. Его книги "Регионарная анестезия", "Поздние резекции
при инфицированных ранениях больших суставов" и знаменитые "Очерки
гнойной хирургии" стали классикой.
 Но богословский
труд "Дух, душа и тело" вызвал неоднозначную реакцию современников
- от удивления до возмущения. Страна воинствующего атеизма не могла
иначе оценить духовное творчество хирурга с мировым именем. Академик
И.А. Кассирский восклицает: "Как могло случиться, чтобы одна и та
же рука водила пером при написании глубоко научных Очерков гнойной
хирургии и религиозной книги о Духе, душе и теле".
Время разрешило
недоумения - книга "Дух душа и тело" разделила счастливую судьбу "Очерков
гнойной хирургии" - выдержала множество переизданий, и даже спустя
полвека вызывает живой интерес церковных и светских читателей.
А вот "Наука
и религия" - еще один апологетический труд святителя Луки, в православном
издательстве ранее не выходил (впервые он был опубликован в "Очерках
гнойной хирургии" в 2000 году).
В книге представлены
оба духовных сочинения, однако на нашем сайте не публикуем вторую
из них - "Дух, душа и тело" - уже широко представлены в
Интернете.
Вводная часть,
содержащая и краткое житие святителя Луки, написана внуком святого
архипастыря Владимиром Александровичем Лисичкиным, академиком РАН.
Заключительную
статью подготовил диакон Андрей Кураев, кандидат философских наук,
профессор богословия.
В
жизни каждой страны случались периоды, когда в силу ряда причин
душа народная окуналась во мрак неверия и отпадения от Бога. В России
в XX веке это были годы революций 1905-1907 и 1917 годов с последующими
семью десятилетиями насильственного атеизма. Воинствующий и торжествующий
атеизм стал господствующей идеологией, на которой взросли несколько
поколений духовно обездоленных людей. Вожаки народные не туда завели
народ из-за острого кризиса их собственной духовности. Вот диагноз,
который поставил архиепископ Лука российской интеллигенции: И
не в том ли кризис образованного человека, что у него "ум с сердцем
не в ладу"? Не эта ли односторонняя "умственность" разъединила в
России интеллигенцию и народ? Выдающийся
ученый, хирург и святитель выстрадал этот диагноз, претерпев вместе
с русским народом десятки лет духовного гнета. Многолетние страдания
очистили и просветлили душу будущего святителя, обогатили провидческий
дар, данный ему Богом, и стали основой для создания двух глубоко
одухотворенных философско-теологических произведений - "Дух, душа
и тело" и "Наука и религия"
Первое произведение
выдержало в 90-е годы XX века более десятка изданий. А вот "Наука
и религия" публикуется в православном издательстве впервые.
Факт публикации
произведения православного святого является большим событием сам
по себе. Но следует подчеркнуть и крайнюю актуальность обсуждаемой
в нем проблемы. Казалось бы, в новой демократической России после
крушения официальной атеистической идеологии естественным путем
отпала необходимость защиты религии от агрессии материализма, царствовавшего
в советской и российской науке. Однако это не так. Бездуховность
атеистического советского общества постепенно замещается бездуховностью
потребительского российского общества, формирующегося у нас на глазах.
После падения
коммунистической доктрины образовался вакуум государственной идеологии.
Его пытаются заполнить наспех сконструированной новой национальной
идеей. Есть в ней место и Православию. Но какое место? Станет ли
Православие духовной основой государственной России, как было на
протяжении тысячи лет? Во многом это зависит от российской интеллектуальной
элиты. И здесь очень важно, чтобы интеллигенция правильно определилась
с приоритетами. Не бездуховный материально-технический, научный
прогресс должен определять судьбы народные. Этот путь к пропасти
мы уже прошли с начала века прошлого, едва сумев остановиться на
самом краю к началу века следующего. Определять все сферы бытия
человеческого должна духовность, тогда, по милости Божией и по нашей
вере, трудами смирения, будет успешно вершиться и материальное.
Состоятся научные открытия, возрастут техническая и экономическая
мощь и безопасность страны.
Об этом -
труд святителя Луки "Наука и религия" - уникальное произведение,
не имеющее аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Идея написания
статьи, посвященной исследованию соотношения науки и религии, пришла
Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому (так в миру звали святителя),
видимо, в начале 20-х годов XX века, когда он решил принять сан
священника. Отец Валентин принимал участие в многочисленных публичных
дискуссиях и диспутах с различного рода ниспровергателями религии.
Такие диспуты советская власть использовала как один из элементов
разрушения Православия. Они проводились довольно часто в крупных
и малых городах во всех регионах России, в том числе и в Туркестанской
республике, где работал тогда святитель. Для выступлений приглашали
материалистически настроенных ученых, партийных пропагандистов,
бывших священников, порвавших с церковью. Естественно, главными
их аргументами против существования Бога, в защиту материалистических
воззрений выступали достижения физики, химии,биологии, физиологии
и других наук. У отца Валентина (доктора медицинских наук, профессора,
хирурга) всегда находились весомые, яркие контраргументы. Все эти
публичные споры при стечении многочисленной верующей и неверующей
публики неизменно заканчивались победой блестящего ученого, хирурга,
проповедника, достойного священнослужителя отца Валентина.
Уже тогда
проявилась энциклопедичность знаний святителя Луки. Он одинаково
свободно оперировал и результатами исследований физиков Томсона,
Эйнштейна, Лоджа и Гери, философов Канта, Бергсона, Лосского и Соловьева,
биологов Дарвина, Геккеля и Гиса, химиков Бойля, Менделеева и Пастера,
врачей и психиатров Флери, Пирогова, Ковалевского, Шилтова и Крафа-Эбинга.
Этот список можно было бы многочисленно продолжить. Могучий интеллект
будущего святителя, одухотворенный глубокой и искренней верой в
Господа нашего Иисуса Христа, смог точно и всеобъемлюще решить проблему
соотношения науки и религии. "Религия потому движет науку, что в
религиозном опыте мы вступаем в контакт с вечным Разумом, Голосом
мира. Кто любит Бога, тому дано знание от Него. Не потому
ли часть великих открытий и изобретений принадлежит тем, которые
были и великими учеными, и великими христианами... Самые качества
упорного исследования - самоотверженный труд, вера в конечный результат,
смирение - являются более всего продуктами религии. ... Наука без
религии - небо без солнца. А наука,облеченная светом религии, -
это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира.
Я свет миру. Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме,
но будет иметь свет жизни ~ так говорит Христос. И теперь понятно,
почему в жизни ученых религия играла такую выдающуюся роль. Профессор
Деннерт пересмотрел взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая
великих ученых этой категории, и оказалось, что из них 2% было людей
нерелигиозных, 6% равнодушных и 92% горячо верующих (среди них Роберт
Майер, К.Э. Бэр, Гауе, Эйлер и другие)".
Размышления
о взаимоотношениях религии и науки не оставляли святителя ни в тюрьмах,
ни в ссылках. Об этом свидетельствуют его письма к детям и коллегам-ученым.
Эти размышления часто заканчивались несколькими четкими формулировками.
Но к систематическому изложению своих взглядов на науку и религию
святитель пришел в послевоенные годы, когда ярко проявился и его
талант публициста. Об этом можно судить по отдельным замечаниям,
сделанным святителем в тексте работы. Скорее всего, к 1947 году
относится фраза: "Но так как сейчас Евангелие достать нигде нельзя,
то здесь смело выдается за евангельское учение то, что с Евангелием
несовместимо".
В 1949 году
святитель на Пасху приехал в Москву в командировку и две недели
очень интенсивно работал в научной библиотеке, о чем в конце мая
пишет сыну Алексею: "За две недели, работая в медицинской библиотеке
по шесть часов в день, я с отличным успехом проделал огромную работу:
просмотрел и прочитал 450 литературных источников по регионарной
анестезии и все на иностранных языках. Теперь остается прочитать
в Симферополе статьи в русских журналах, часть английской книги
на 200 страниц... остается написать 75-100 страниц, и будет новая
книга..."
Среди "заказанных
и проработанных изданий", кроме книг и статей по хирургии, можно
найти работы по различным областям естествознания и философии. Интересно
сравнить цитации в работе "Дух, душа и тело" и в "Науке и религии".
Можно найти одни и те же фамилии биологов, физиков, химиков, психиатров,
хирургов, историков, философов. Это наводит на мысль о вероятности
сбора материалов в библиотеках одновременно для текстов обеих книг
и параллельной работы над ними.
Через три
года, в 1952 году, весной святитель снова приезжает в Москву и проводит
в научных библиотеках несколько чрезвычайно напряженных и плодотворных
недель. Основное направление поиска - новые достижения хирургии
для подготовки третьего издания "Очерков гнойной хирургии" и ознакомления
с открытиями в естествознании. Сверхнапряженная работа в библиотеках
окончательно подорвала зрение единственного зрячего глаза. Это ускорило
наступление слепоты. В дальнейшем святитель Лука диктует свои размышления,
воспоминания и письма секретарю. А осенью 1952 года в письме сыну
Алексею сообщает, что учится писать на ощупь.Развернувшаяся в СССР
в 1950-1952 годах борьба с космополитизмом и антипатриотизмом задела
и Церковь. Это обстоятельство отразилось в тексте святителя: "Иногда
под христианское учение о любви ко всем людям пытаются подвести
ложное обвинение, будто отсюда можно сделать вывод и о любви к врагам
Отечества нашего. Это очень опасное и явно ложное политическое обвинение.
Человека, безразлично относящегося к вопросам религиозной морали,
рассуждения об этой морали как таковой могут не заинтересовать,
но обвинение, которому придается политический и явно антипатриотический
характер, безусловно, заинтересует. Обвинение в антипатриотизме
сразу же может оттолкнуть от церкви всякого, кто любит свое Отечество.
Прием этот довольно старый. Еще в первые века христианства, когда
язычество вело с ним борьбу не на жизнь, а на смерть, самым сильным
и успешным обвинением, возводимым на христиан, было обвинение в
опасности их для государства и власти".
А кому как
не святителю Луке, перенесшему пытки и муки в тюрьмах, ссылках и
лагерях, лучше всех известны были политические обвинения властей?
Это и обусловило включение в работу о науке и религии абзаца в защиту
Церкви от обвинителей в антипатриотизме.
Закончил систематическое
изложение своей концепции соотношения религии и науки святитель
Лука в 1954 году. Для лучшего понимания глубинного смысла небольшого,
но фундаментального труда святителя и ученого "Наука и религия"
необходимо знать хотя бы основные факты его замечательной жизни,
полной страданий и тягот, напряженной борьбы и непомерных трудов,
любви и высокого служения Богу и людям.