История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта


И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ, НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СВЯТЫЕ

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Священноисповедник Лука
архиепископ Симферопольский

"Наука и религия"

  Оглавление
книги
 
  Перейти к оглавлению
Жизнеописание: Крестный путь святителя-хирурга
День памяти:
25мая /11 июня
  обновлён:
18 февраля
2003

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
НАУКА И РЕЛИГИЯ; ДУХ, ДУША И ТЕЛО
"Феникс,Троицкое слово" - 2001, 316 стр.

Содержание

Академик В А Лисичкин.
(об этой книге - на этой стр.)
(Жизнеописание) Крестный путь святителя-хирурга 5

Наука и религия

Предисловие 33
1. Что такое наука? 34
2. Что такое религия? 37
3. Источники предубеждения
(1) откуда мнение о противоречии между религией и наукой. Ошибки давинизма и признание развития
(2) невежество относительно религии. Дни творения. Чудо. Христоцентризм
(3) Наука приводит к Богу. Верующие ученые
39
4. О гуманизме христианской морали 75
5. Основные принципы христианского гуманизма 81
6. Христианское учение о любви к человеку 88
7. Христианское учение о борьбе со злом
(1) Христос должен был выйти на борьбу со злом
(2) отличие Новозаветной морали от Ветхозаветной
93
8. Идеал человеческого совершенства есть Христос 113
9. Евангельский гуманизм в произведениях русских художников 119
10. О христианских мучениках и о свидетельствах исторического бытия Иисуса Христа 122
11. Христианство и рабовладельческий строй 127
12. Мысли великих писателей и философов о Библии и христианской морали 129
13. Мысли великих ученых о взаимоотношениях между наукой и религией 133
Заключение 142

Дух, душа и тело

(149-291)
Диакон Андрей Кураев. Конфликт или союз случаен в отношениях веры и науки? 292


         К моменту написания апологетических трактатов "Наука и религия" и "Дух, душа и тело" авторитет святителя Луки (Войно-Ясенецкого), хирурга, лауреата Сталинской премии был бесспорен и среди ученых, и среди практикующих хирургов, студентов. Его книги "Регионарная анестезия", "Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов" и знаменитые "Очерки гнойной хирургии" стали классикой.
         Но богословский труд "Дух, душа и тело" вызвал неоднозначную реакцию современников - от удивления до возмущения. Страна воинствующего атеизма не могла иначе оценить духовное творчество хирурга с мировым именем. Академик И.А. Кассирский восклицает: "Как могло случиться, чтобы одна и та же рука водила пером при написании глубоко научных Очерков гнойной хирургии и религиозной книги о Духе, душе и теле".
         Время разрешило недоумения - книга "Дух душа и тело" разделила счастливую судьбу "Очерков гнойной хирургии" - выдержала множество переизданий, и даже спустя полвека вызывает живой интерес церковных и светских читателей.
         А вот "Наука и религия" - еще один апологетический труд святителя Луки, в православном издательстве ранее не выходил (впервые он был опубликован в "Очерках гнойной хирургии" в 2000 году).
         В книге представлены оба духовных сочинения, однако на нашем сайте не публикуем вторую из них - "Дух, душа и тело" - уже широко представлены в Интернете.
         Вводная часть, содержащая и краткое житие святителя Луки, написана внуком святого архипастыря Владимиром Александровичем Лисичкиным, академиком РАН.
         Заключительную статью подготовил диакон Андрей Кураев, кандидат философских наук, профессор богословия.


Академик
Владимир Лисичкин

Об этой книге


(НОВОЕ: Об авторе предисловия
внуке святителя В. А. Лисичкине Академик В. А. Лисичкин)

         В жизни каждой страны случались периоды, когда в силу ряда причин душа народная окуналась во мрак неверия и отпадения от Бога. В России в XX веке это были годы революций 1905-1907 и 1917 годов с последующими семью десятилетиями насильственного атеизма. Воинствующий и торжествующий атеизм стал господствующей идеологией, на которой взросли несколько поколений духовно обездоленных людей. Вожаки народные не туда завели народ из-за острого кризиса их собственной духовности. Вот диагноз, который поставил архиепископ Лука российской интеллигенции: И не в том ли кризис образованного человека, что у него "ум с сердцем не в ладу"? Не эта ли односторонняя "умственность" разъединила в России интеллигенцию и народ?
         
Выдающийся ученый, хирург и святитель выстрадал этот диагноз, претерпев вместе с русским народом десятки лет духовного гнета. Многолетние страдания очистили и просветлили душу будущего святителя, обогатили провидческий дар, данный ему Богом, и стали основой для создания двух глубоко одухотворенных философско-теологических произведений - "Дух, душа и тело" и "Наука и религия"
         Первое произведение выдержало в 90-е годы XX века более десятка изданий. А вот "Наука и религия" публикуется в православном издательстве впервые.
         Факт публикации произведения православного святого является большим событием сам по себе. Но следует подчеркнуть и крайнюю актуальность обсуждаемой в нем проблемы. Казалось бы, в новой демократической России после крушения официальной атеистической идеологии естественным путем отпала необходимость защиты религии от агрессии материализма, царствовавшего в советской и российской науке. Однако это не так. Бездуховность атеистического советского общества постепенно замещается бездуховностью потребительского российского общества, формирующегося у нас на глазах.
         После падения коммунистической доктрины образовался вакуум государственной идеологии. Его пытаются заполнить наспех сконструированной новой национальной идеей. Есть в ней место и Православию. Но какое место? Станет ли Православие духовной основой государственной России, как было на протяжении тысячи лет? Во многом это зависит от российской интеллектуальной элиты. И здесь очень важно, чтобы интеллигенция правильно определилась с приоритетами. Не бездуховный материально-технический, научный прогресс должен определять судьбы народные. Этот путь к пропасти мы уже прошли с начала века прошлого, едва сумев остановиться на самом краю к началу века следующего. Определять все сферы бытия человеческого должна духовность, тогда, по милости Божией и по нашей вере, трудами смирения, будет успешно вершиться и материальное. Состоятся научные открытия, возрастут техническая и экономическая мощь и безопасность страны.
         Об этом - труд святителя Луки "Наука и религия" - уникальное произведение, не имеющее аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
         Идея написания статьи, посвященной исследованию соотношения науки и религии, пришла Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому (так в миру звали святителя), видимо, в начале 20-х годов XX века, когда он решил принять сан священника. Отец Валентин принимал участие в многочисленных публичных дискуссиях и диспутах с различного рода ниспровергателями религии. Такие диспуты советская власть использовала как один из элементов разрушения Православия. Они проводились довольно часто в крупных и малых городах во всех регионах России, в том числе и в Туркестанской республике, где работал тогда святитель. Для выступлений приглашали материалистически настроенных ученых, партийных пропагандистов, бывших священников, порвавших с церковью. Естественно, главными их аргументами против существования Бога, в защиту материалистических воззрений выступали достижения физики, химии,биологии, физиологии и других наук. У отца Валентина (доктора медицинских наук, профессора, хирурга) всегда находились весомые, яркие контраргументы. Все эти публичные споры при стечении многочисленной верующей и неверующей публики неизменно заканчивались победой блестящего ученого, хирурга, проповедника, достойного священнослужителя отца Валентина.
         Уже тогда проявилась энциклопедичность знаний святителя Луки. Он одинаково свободно оперировал и результатами исследований физиков Томсона, Эйнштейна, Лоджа и Гери, философов Канта, Бергсона, Лосского и Соловьева, биологов Дарвина, Геккеля и Гиса, химиков Бойля, Менделеева и Пастера, врачей и психиатров Флери, Пирогова, Ковалевского, Шилтова и Крафа-Эбинга. Этот список можно было бы многочисленно продолжить. Могучий интеллект будущего святителя, одухотворенный глубокой и искренней верой в Господа нашего Иисуса Христа, смог точно и всеобъемлюще решить проблему соотношения науки и религии. "Религия потому движет науку, что в религиозном опыте мы вступаем в контакт с вечным Разумом, Голосом мира. Кто любит Бога, тому дано знание от Него. Не потому ли часть великих открытий и изобретений принадлежит тем, которые были и великими учеными, и великими христианами... Самые качества упорного исследования - самоотверженный труд, вера в конечный результат, смирение - являются более всего продуктами религии. ... Наука без религии - небо без солнца. А наука,облеченная светом религии, - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я свет миру. Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ~ так говорит Христос. И теперь понятно, почему в жизни ученых религия играла такую выдающуюся роль. Профессор Деннерт пересмотрел взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой категории, и оказалось, что из них 2% было людей нерелигиозных, 6% равнодушных и 92% горячо верующих (среди них Роберт Майер, К.Э. Бэр, Гауе, Эйлер и другие)".
         Размышления о взаимоотношениях религии и науки не оставляли святителя ни в тюрьмах, ни в ссылках. Об этом свидетельствуют его письма к детям и коллегам-ученым. Эти размышления часто заканчивались несколькими четкими формулировками. Но к систематическому изложению своих взглядов на науку и религию святитель пришел в послевоенные годы, когда ярко проявился и его талант публициста. Об этом можно судить по отдельным замечаниям, сделанным святителем в тексте работы. Скорее всего, к 1947 году относится фраза: "Но так как сейчас Евангелие достать нигде нельзя, то здесь смело выдается за евангельское учение то, что с Евангелием несовместимо".
         В 1949 году святитель на Пасху приехал в Москву в командировку и две недели очень интенсивно работал в научной библиотеке, о чем в конце мая пишет сыну Алексею: "За две недели, работая в медицинской библиотеке по шесть часов в день, я с отличным успехом проделал огромную работу: просмотрел и прочитал 450 литературных источников по регионарной анестезии и все на иностранных языках. Теперь остается прочитать в Симферополе статьи в русских журналах, часть английской книги на 200 страниц... остается написать 75-100 страниц, и будет новая книга..."
         Среди "заказанных и проработанных изданий", кроме книг и статей по хирургии, можно найти работы по различным областям естествознания и философии. Интересно сравнить цитации в работе "Дух, душа и тело" и в "Науке и религии". Можно найти одни и те же фамилии биологов, физиков, химиков, психиатров, хирургов, историков, философов. Это наводит на мысль о вероятности сбора материалов в библиотеках одновременно для текстов обеих книг и параллельной работы над ними.
         Через три года, в 1952 году, весной святитель снова приезжает в Москву и проводит в научных библиотеках несколько чрезвычайно напряженных и плодотворных недель. Основное направление поиска - новые достижения хирургии для подготовки третьего издания "Очерков гнойной хирургии" и ознакомления с открытиями в естествознании. Сверхнапряженная работа в библиотеках окончательно подорвала зрение единственного зрячего глаза. Это ускорило наступление слепоты. В дальнейшем святитель Лука диктует свои размышления, воспоминания и письма секретарю. А осенью 1952 года в письме сыну Алексею сообщает, что учится писать на ощупь.Развернувшаяся в СССР в 1950-1952 годах борьба с космополитизмом и антипатриотизмом задела и Церковь. Это обстоятельство отразилось в тексте святителя: "Иногда под христианское учение о любви ко всем людям пытаются подвести ложное обвинение, будто отсюда можно сделать вывод и о любви к врагам Отечества нашего. Это очень опасное и явно ложное политическое обвинение. Человека, безразлично относящегося к вопросам религиозной морали, рассуждения об этой морали как таковой могут не заинтересовать, но обвинение, которому придается политический и явно антипатриотический характер, безусловно, заинтересует. Обвинение в антипатриотизме сразу же может оттолкнуть от церкви всякого, кто любит свое Отечество. Прием этот довольно старый. Еще в первые века христианства, когда язычество вело с ним борьбу не на жизнь, а на смерть, самым сильным и успешным обвинением, возводимым на христиан, было обвинение в опасности их для государства и власти".
         А кому как не святителю Луке, перенесшему пытки и муки в тюрьмах, ссылках и лагерях, лучше всех известны были политические обвинения властей? Это и обусловило включение в работу о науке и религии абзаца в защиту Церкви от обвинителей в антипатриотизме.
         Закончил систематическое изложение своей концепции соотношения религии и науки святитель Лука в 1954 году. Для лучшего понимания глубинного смысла небольшого, но фундаментального труда святителя и ученого "Наука и религия" необходимо знать хотя бы основные факты его замечательной жизни, полной страданий и тягот, напряженной борьбы и непомерных трудов, любви и высокого служения Богу и людям.


Вернуться к началу страницы К началу страницы Жизнеописание: Крестный путь святителя-хирурга Жизнеописание: Крестный путь святителя-хирурга
Книга "Наука и религия".Оглавление.Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Крымский

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU