История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Преподобный Пимен Ургешский
Житие
часть 1 часть 2

В конце 1872 начале 1873 года отец Пимен почувствовал, что заболевает. После Пасхи врачи заявили отцу Пимену, что необходимо заняться весной своим здоровьем и при наступлении теплой погоды начать пить воды, с непременным условием уехать куда-нибудь из монастыря, чтобы при лечении водами быть в спокойном расположении духа, что при управлении монастырем и при постоянных заботах было бы совершенно невозможно. Было решено, что на время лечения водами он возьмет двухмесячный отпуск, поручит правление монастырем казначею Мелетию и еще кому-нибудь из старшей братии, а сам уедет из монастыря лечиться и отдыхать.
Но привыкнув помышлять прежде всего о пользе обители и потом уже о себе самом, отец Пимен не решался ехать на лечение, не докончив нового здания монастырского училища, в котором перед своим отъездом ему хотелось открыть и освятить находящийся в нем храм во имя Сошествия
Святого Духа. Желание его было, чтобы освящение последо-вало в самый день праздника, который приходился в тот год на 3 июня.
При открытии нового училища в 1873 году ученики под-разделялись на четыре отдела:
I. Полные монастырские пансионеры, то есть бесплатно пользующиеся всем содержанием от монастыря, которые, кроме преподавания, помещения и пищи, имели от монасты-ря также и белье, обувь и одежду. Таковых предполагалось первоначально иметь не более 50 человек (но впоследствии число их возросло до 80).
II. Полупансионеры отличались от первых тем, что белье, обувь и одежду имели от родителей, и число таковых назна-чалось 70.
III. Своекоштные, около 50 человек, с платой за пищу по 2 рубля в месяц.
IV. Вольноприходящие, дети из ближайших деревень, которые приходили поутру и во время обеда получали бесплатно хлеб и квас.
Преподавание было с небольшою разницей почти такое же, как в приходских уездных училищах:
1) начальная грамота, 2) объяснение молитв, 3) чистописание, 4) начало черчения, 5) Священная История, 6) упражнение в чтении церковном и гражданском, 7) арифметика, 8) кате-хизис,
9) изъяснение богослужения, 10) русский язык, 11) исто-рия, 12) линейное черчение, 13) разбор рукописей по сбор-нику Золотова.
Всех учащихся с 1866 по 1874 год было до 750 человек.
Рассказывая в своих воспоминаниях об этом освящении храма и открытии нового училища, отец Пимен писал: "В на-чале весьма мало сочувствуя учреждению училища, я убедился впоследствии, что его польза очевидна и существенна:
1) Для окрестных жителей, которые без больших пожерт-вований имеют возможность дать образование своим детям.
2) Преподавание, находясь в руках монашествующих, будет проникнуто духом христианского благочестия, а не тем зловредным суемудрием и неверием, которые все более и более овладевают миром, и добрые плоды, приносимые нашим училищем, и теперь уже отчасти видимы, потому что те из наших учеников, которые поступили в учительскую семина-рию в ведении Московского земства, по отзывам их начальства, отличаются благонравием и духом христианского смирения и послушания".
После врачебного осмотра архимандрита Пимена, который был сделан профессором Новацким в присутствии монастырского врача Тяжелова, оказалось, что камень, до этого только предполагаемый и при первом осмотре не найденный, несомненно существует: операция камнедробления стала неизбежной, и было решено, что профессор Новацкий совер-шит ее по прошествии нескольких дней.
Как истинный пастырь Церкви и как ближайший друг отца Пимена, преосвященный Леонид, скорбя о болезненном состоянии недужного тела, более всего заботился о здравии и целении души; он предложил отцу Пимену приобщиться Святых Тайн и пожелал сам совершить над ним таинство елео-священия, которое было совершено соборно; с преосвященным в нем участвовали: архимандрит Новоголутвинский Сергий, строитель Берлюковский Нил, Угрешский казначей Мелетий и духовник, иеромонах Саввинского подворья, отец Сергий.
После соборования преосвященный остался у больного, у которого он в то время нередко проводил целые вечера, и, приметив, что он в смущении, старался доискаться до причи-ны и наконец прямо спросил его:
"Скажите, пожалуйста, мне, что вас озабочивает, не могу ли я тут в чем-нибудь вам помочь?"
Может быть, преосвященному приходило на мысль, что отец Пимен, чувствуя свое положение, желал бы указать на человека, которого хотелось бы видеть своим преемником, и не решается высказать своей мысли, и потому задал ему этот вопрос. Но ответ отца Пимена доказал, что он помышлял о совершенно ином.
- Я одного еще не докончил, именно не сделал духовного завещания...
В свою очередь преосвященный очень смутился от этого ответа.
~ А разве... - сказал он и остановился, не зная, как выразить свою мысль, и потом прибавил: - А разве в завещании есть надобность? Я думал, что вам и завещать нечего.
- Именно оттого-то, что я ничего не имею, я и считаю нужным завещание...
- Ну, слава Богу! - воскликнул преосвященный, пере-крестившись, и обнял отца Пимена. - Простите, что я на ми-нуту мог подумать, что вы что-нибудь имеете...
Он тотчас послал своего человека за своим братом, чтобы тот приехал с нотариусом, что и было сделано, и завещание через час было написано, а свидетелями были брат преосвященного А. В. Краснопевков, А. В. Симанский и духовник отец Сергий.
Отец Пимен писал об этом в своих воспоминаниях:
"Делал это завещание для того именно, чтобы после меня никого не заподозрили и не искали бы каких-нибудь сокровищ или денег, которых никогда не собирал и не имел, и потому я завещал после себя не делить имущества и ничего не искать, считая все оставшееся не своим, а монастырским. Я всегда был того мнения, что если нам что дарят, то, конечно, не нам лично, а видя в нас настоятелей обители: мы умираем, а насто-ятель всегда существует; но сан настоятеля не освобождает от обетов монашеских, а для монаха первое богатство - не иметь ничего, и, следовательно, то, чем мы пользуемся, принадлежит монастырю".
Крайне опасное, почти безнадежное состояние здоровья архимандрита Пимена сильно тревожило преосвященного Леонида и потому в особенности, что он видел усилия искус-нейших врачей, которые пришли в тупик. Но затем последо-вала внезапная перемена к лучшему и быстрое выздоровле-ние, что должно признать особым проявлением милости Божией. В этом убежден был и отец Пимен.
После мучительных операций, весьма мужественно и тер-Угрешская икона пеливо перенесенных отцом Пименом, он стал чувствовать в своем недуге значительное облегчение; в продолжение зимы понемногу оправился от последствий болезни и мало-помалу возвратился к своим обычным занятиям: он по-прежнему со-вершал богослужения в воскресные и праздничные дни, зани-мался монастырскими делами, ходил на постройки, но, по со-
вету врачей, по возможности, должен был избегать всяких вы-ездов, так как сотрясения во время езды, в особенности по камню и мостовым, действовали неблагоприятно, что дока-зывало, что болезнь только облегчили, но не совершенно ис-коренили ее основную причину
Врачи советовали отцу Пимену заняться своим здоровь-ем, все оставить и уехать куда-нибудь пить воды; но в монас-тыре потребовались постройки, которые могли совершаться только под непосредственным наблюдением опытного стро-ителя, и так как у него монастырское дело всегда было пер-вым, то он решился пить воды, никуда с Угреши не уезжая. В тот год начинали вести от Москвы до Мячкова, мимо Угре-ши, конно-железную дорогу, что заставляло опасаться значи-тельного увеличения числа богомольцев, для помещения ко-торых недостаточными оказались бы две обширные монас-тырские гостиницы. Это озаботило отца Пимена и вынудило приступить к построению третьей гостиницы. Нужно было сначала сломать старый обветшавший странноприимный дом, построить новый и тогда приступить к строению гости-ницы. Так и было сделано.
Это строение, начатое с открытием весны, в конце мая приблизилось уже к окончанию, так как отец Пимен, сам следивший за построением странноприимницы, по несколь-ко раз в день ходил на работы, указывая как и что делать, и торопил работавших скорее докончить здание, необходи-мое для помещения богомольцев, приходящих на Угрешу и по скудности средств не могущих за плату помещаться в но-мерах, и работы шли довольно успешно.
24 мая 1874 года отец архимандрит, несмотря на грязь, пошел на постройку и, взойдя наверх по стремянке, около получаса ходил везде и делал распоряжения; но когда он стал спускаться, нога его оскользнулась, он ухватился за пору-чень, думая удержаться, но он был, должно быть, плохо при-бит гвоздем, оторвался и, потеряв равновесие, отец Пимен с четырехаршинной высоты упал на двор, заваленный всяки-ми щепками, обрубками и чурбаками. К несчастью, на том месте внизу лежал большой четырехугольный чурбан, и на самое острое его место упал отец Пимен правым боком. Двое
из рабочих, шедшие за ним, тотчас сбежали вниз, подняли его и повели домой.
В продолжение восьми дней отец Пимен должен был ле-жать, а на девятый день дозволено ему было встать, и он мог уже встать совершенно один, безо всякой посторонней помо-щи. Боль в груди уменьшалась с каждым днем, а та, которая происходила от перелома, чувствовалась только, когда его поднимали с постели, но поставленный на ноги, он мог хо-дить, осторожно садиться и вставать, не ощущая особенной боли. По прошествии трех недель отцу Пимену разрешено было выйти из кельи на воздух и наконец снять все повязки, которые сами по себе хотя и были необходимы, но сильно его беспокоили.
Вскоре после Пасхи, около половины мая, появились неблагоприятные признаки, заставлявшие отца Пимена опа-саться, не возобновилась ли его прежняя болезнь, что в ско-ром времени и подтвердилось.
Как ни отлагал отец Пимен своей поездки в Москву для совершения там вторичной операции по настоянию врачей, нужно было наконец решиться приступить к неизбежному испытанию новых страданий. 26 ноября 1875 года, совершив соборно праздничную литургию в церкви Островской бога-дельни во имя святителя Иннокентия Иркутского, которому совершается память в этот день, он возвратился на несколько часов на Угрешу, а к вечеру уехал в Москву.
После четырех операций болезненные припадки исчезли, и с этого часа отец Пимен уже не стал чувствовать тех болей, которыми операции сопровождались. Всего сделали двенад-цать операций.
По возвращении в монастырь во второй половине марта 1876 года отец Пимен стал чувствовать себя несравненно лучше и мог снова совершать соборно праздничное богослужение и занимался как делами монастырскими, так и по управле-нию подведомственных его благочинию монастырей.
Монастырская богадельня для престарелых, увечных и немощных, устроенная на Угреше, помещалась в длинном здании с южной стороны, между монастырской площадью и лесным дровяным двором, и была расположена так, что
половина призреваемых (около 25 человек) занимала ниж-ний этаж здания, а остальные - верхний этаж, к которому примыкала Казанская теплая церковь, в сентябре 1870 года освященная митрополитом Иннокентием. Под этой церко-вью была большая пустая недостроенная палата, служившая, отчасти, для хранения строительных припасов, и в ней-то один из московских купцов, человек благочестивый и боголюбивый, вызвался устроить церковь во имя своего Ангела, если отец архимандрит на то согласится. Хотя церковь могла выйти не очень вместительная, но по своему назначению для двадцати-тридцати немощных старцев она была достаточна. и потому отец Пимен принял предложение и со свойствен-ным ему умением и расчетом устроил весьма простую и изящную церковь.
Он доложил митрополиту Иннокентию, когда церковь была совсем окончена и готова к освящению, и просил его пожаловать, если ему угодно будет самому ее освятить. Вла-дыка отказался, ссылаясь на нездоровье, и поручил освятить новый храм преосвященному Леониду.
По совершении освящения и литургии владыка произнес слово, Успенский храмв котором, в частности, сказал и о Николо-Угрешской обители: "Не говорю о красоте и величии ее зданий, о порядке внешнем, о чине богослужебном, но о том, что в ней сделано для пользы ближнего, помимо обязанности и по избытку любви. Здесь и дом для странников бедных, и дом постоянного призрения убогих, и больница, и даровые лекарства для поль-зования отовсюду приходящих, и училище для мирских детей, обширное, образцовое, оправдывающее себя тем, что из него - учителя для народа, что даже в высоком и лучшем в Москве училище есть между лучшими учениками ученики и здешнего училища, что здесь даже иноки пожилые сидят и слушают курс церковных наук, чтобы быть готовыми на по-слушание, требующее книжного знания... Отсюда исходит скромное, но твердое слово против мирских крикунов на монашество, которые видят, что, не сломив монашества, они не поколеблют власти епископства, а сломив монашество, надломив епископство, им легко будет лишить значения про-чее духовенство.
Пусть же суетный мир припишет успех нашей обители, чему он хочет; пусть не признает он пользы самого существо-вания монашества, вы, братия-монахи и мирские, соединя-ясь верой обшей, твердо знайте, что в этом успехе вашем ви-димое исполнение слов Христовых, ныне слышанных вами:
"Всяк иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца. или матерь, или жену, или чада, или села имени Моего ради, сторицею приемлет и живот вечный наследит".
Не все призваны к монашеству, и избави Бог монашество от людей легкомысленных, от тунеядцев, от входящих без готовности отсечь волю свою, в поте лица своего снести хлеб свой, но все призваны побеждать в себе пристрастие к миру и похотям его, все призваны к тому, чтобы вместе с аввой Пименом Великим повторять себе часто краткое его настав-ление; он сказал: "Повергать себя пред Богом, не ценить себя, отвергаться своеволия - есть истинное делание души".
Несколько дней спустя по отъезде преосвященного с Угреши, 7 июня, отец Пимен собрался в путь: поехал пить воды на Берлюковскую дачу в сельцо Кармолино, отстоящее от пустыни в 7-8 верстах.
К началу весны 1877 года относится новый вид деятель-ности отца Пимена, в которой выразились его личная любовь к ближнему, живое сочувствие к общественным нуждам отече-ства и его искреннее и глубокое сознание высокого значения и обязанностей монашества в делах милосердия и любви - речь идет об учреждении на Угреше временной военной врачебницы для раненых воинов,
Еще в предшествующем году, как только начали обнару-живаться враждебные отношения между Турцией и ее право-славными подданными и стало проявляться сочувствие русских сербам, он принял сердечное участие в судьбах несча-стных герцеговиниев, сербов и прочих славянских племен и с живым и напряженным вниманием следил за ходом событий.
Архимандрит Пимен говорил: "Воины за всех нас сража-ются, они защищают Россию, нашу веру, всех и каждого из нас, жертвуют своей жизнью; потому и мы должны, со своей стороны, делать для них все, что мы можем: за живых молись, чтобы Господь им помог и сохранил их, за убитых молись - поминай их, а живым и раненым помогай, старайся облегчить им страдания..."
Когда 12 апреля 1877 года была объявлена война Турции и в Москве начали устраивать лазареты в зданиях недостро-енного бывшего Ивановского монастыря и в других местах, отец Пимен поехал в Москву и, удостоверившись, что будут привозить раненых, заявил словесно и письменно свое жела-ние и готовность учредить на Угреше временную врачебницу на пятьдесят человек с полным и безвозмездным от монасты-ря содержанием на целый год.
Побывав везде, где он считал нужным, чтобы увидеть, что потребно для раненых, он составил соответственно этому бюджет единовременных издержек на приспособление поме-щения и на приобретение всего нужного для обзаведения и на содержание пятидесяти человек в течение года: все это вместе составило приблизительно пятнадцать тысяч рублей. Доложив владыке о своем желании и испросив его благосло-вения, архимандрит Пимен объявил всем настоятелям своего благочиния, что он дает в Угрешском монастыре помещение и сверх того принимает на свою часть восемь тысяч рублей расхода, а остальные семь тысяч разложил на все прочие монастыри соответственно их средствам и доходам.
Для помещения раненых была очищена монастырская богадельня, имеющая два отделения: наверху и внизу. В верх-
нем отделении имелась стеклянная дверь в Казанскую цер-ковь. В коридоре, через сени, было устроено несколько отдельных помещений для офицеров, а в двух общих палатах поставлены железные койки для двадцати человек внизу и для стольких же наверху. Пристроена была с заднего двора к зданию врачебницы временная деревянная кухня, чтобы не на братской поварне пришлось готовить скоромную пищу, необходимую для больных. Всюду были проведены звонки для удобства раненых; куплены все необходимые и лучшие инструменты для всевозможных операций, столы и носилки, и все это помешено в отдельной комнате - словом, все при-думано, предусмотрено с удивительной заботливостью.
Иметь постоянный надзор за больными изъявил желание монастырский врач-хирург Тяжелов безвозмездно, но так как он имел семейство и практику в Москве и, кроме того, состоял на службе, то требовалось ему иметь помощника, и он указал на одного очень хорошего молодого врача, недавно окончив-шего курсы в Москве.
Но всего этого, по мнению отца Пимена, было еще недо-статочно; он желал, чтобы и некоторые из братии, которые изъявят на то свою готовность, сами ходили за больными, и при этом говорил: "Помещает, кормит и лечит обитель, а бра-тия из среды своей должна дать людей, готовых и способных ходить за больными".
Он созвал тех из младших братии, которых считал и по летам, и по характеру годными к такому послушанию, и предложил им всем помолиться, подумать, решатся ли они на предлагаемый им подвиг, и на следующий день пришли же-лавшие быть братьями милосердия; их было более, нежели предполагал отец Пимен, и из них он выбрал десять человек, которых отправил в Москву учиться в фельдшерском отделе-нии Военного Госпиталя и в Новой Екатерининской больни-це. Они жили на Угрешском подворье и ежедневно поутру и после обеда ходили в госпиталь и в больницу.
Каждый день в больничной Казанской церкви соверша-лась ранняя литургия, а под воскресные и праздничные дни - всенощное бдение. Раненые, врачуемые телесно, находили в монастыре врачевание и духовное - в молитве и в присутствии на богослужениях; в числе раненых было несколько католиков, которые также приходили иногда в храм и моли-лись.
В начале октября 1878 года Угрешский казначей, отец Валентин, доложил отцу Пимену, что братия желала бы отпраздновать 16 октября 25-летие общежития на Угреше и 25-летие его настоятельства.
По окончании богослужения в этот день отец Пимен был встречен многими настоятелями монастырей и начались поз-дравления и благопожелания.
Первым приветствовал его Высоко-Петровский архи-мандрит Григорий: "Высокопреподобнейший отец архи-мандрит! Минуло 25 лет, как вы поставлены игуменом Николо-Угрешской обители и было открыто в ней в Бозе почившим святителем Филаретом монашеское общежитие, благодаря которому она, при благословении Божием, про-цвела, яко крин, управляемая и многопопечительным, и в жизни Преображенский собордуховной опытным аввой. Приветствую благосло-венную Богом обитель и достопочтеннейшего настоятеля, ревностно и много потрудившегося ко благу ее. В своем нынешнем виде она дело рук ваших. Усердно принявшись за преобразование пустынного, мало известного прежде и убогого монастыря, вы нашли для этой благочестивой цели богатые средства и с большим умением и редким искус-ством воспользовались оными. Вы создали совершенно новую обитель, похожую на град. Дивимся, глядя на громады ее величественных и изящных зданий, радуемся, зря обилие в столпостенах ея (Пс. 121, ст. 7). Что касается собственно внутреннего благоустройства этой со вне прекрасной обите-ли, нельзя не указать на то примечательное обстоятельство, что она в последнее время сделалась рассадником настояте-лей для прочих общежительных в Московской епархии монастырей, и настоятели из среды вашей братии с успехом проходят свой трудный путь, облегчаемый благочинническим руководством вашим.
Благоустрояя внешне и внутренне свою обитель, стара-лись вы соединить с удобствами уединенной монашеской жизни цель благотворительную, учредив в самом монастыре
Угрешском благотворительное заведение и при нем училище для крестьянских мальчиков.
Могу ли с отрадой в сердце не вспомнить вашего деятель-ного участия в устроении дома призрения бедных из духовен-ства в селе Острове?
Во время минувшей войны обитель Угрешская первая открыла в стенах своих военную врачебницу для больных и раненых воинов. Важен почин в каждом деле. По примеру вашему подобные врачебницы учреждены были и в некоторых монастырях в самой столице.
Не касаясь других подвигов ваших, из опасения утомить ваше внимание после продолжительного богослужения или оскорбить чувство глубокого смирения вашего, оканчи-ваю речь искренним пожеланием вашему высокопреподобию много лет утешаться плодами обширной и благотворной дея-тельности вашей, а общежительной Николо-Угрешской оби-тели, вами воссозданной и в средствах к дальнейшему ее су-ществованию обеспеченной, желаю процветать многие веки".
В начале 1880 года опять стали постепенно обнаружи-ваться такие неблагоприятные признаки в состоянии здоро-вья отца Пимена, что ему пришлось снова прибегнуть к осви-детельствованию врачей. Исследование подтвердило предпо-ложение, что, действительно, камень опять образовался и требует скорейшего противодействия посредством раздроб-ления. И отцу Пимену пришлось снова выехать в Москву.
В самый день операции, в Сретение, 2 февраля, отец Пи-мен исповедался и причастился, пригласив своего духовника из Саввинского подворья, отца Сергия, и редкая неделя про-ходила, чтобы он в течение своей болезни не причащался, а в конце февраля он соборовался.
По возвращении отца Пимена на Угрешу, в двадцатых числах июня начались деятельные приготовления к юбилею 500-летия монастыря, и пока здоровье ему позволяло, он вы-ходил и смотрел на работы, но подолгу не оставался, чувствуя слабость.
8 августа, накануне празднества, прибыли все пригла-шенные участники торжества - настоятели московских мо-настырей.
В начале седьмого часа прибыл митрополит Московский Макарий (Булгаков). Когда с монастырской колокольни усмотрено было вдали появление его кареты, раздался благо-вест в большой колокол; вся братия, все уже прибывшие настоятели и богомольцы были в соборе, ожидая прибытия владыки, которого и отец Пимен намеревался встретить в со-боре, но когда надел рясу, с ним сделалась от слабости дурно-та, и он не в силах был не только идти, но должен был сесть в кресло и, сняв клобук, решился ожидать посещания владыки в настоятельских покоях.
После обычной краткой литии с многолетием, благосло-вив братию и присутствовавших в храме богомольцев, влады-ка в карете направился к архиерейскому дому, не посетив отца Пимена. Это его глубоко опечалило;
собрав остаток сил, он поджидал владыку в рясе и клобу-ке, сидя в кресле, но когда владыка сел в карету и поехал, он сказал с искренним сожалением и смирением:
- Не угодно было владыке посетить болящего!.. Неуже-ли он недоволен мной, что я не встретил его? Я и готов был бы, да могу ли я? Ну, посудите сами, - прибавил он окружав-шим его братиям.
Он тотчас разделся и лег в постель... Более он уже не вставал.
Владыка слушал всенощное бдение в домовой Крестовой церкви.
В семь часов начался в монастыре благовест ко всенощ-ному бдению, и так как стечение богомольцев было необы-чайно велико, то оказалось необходимым одновременно совершить бдение в двух храмах: в Николаевском соборе служил преосвященный Алексий, епископ Можайский, с некоторыми из настоятелей, а в Успенском храме - также соборно - настоятель Афанасьевского монастыря в Ярослав-ле архимандрит Николай.
При наступлении вечера, когда начинало уже темнеть, внутренность монастыря и колокольня озарились яркими огнями, и по мере того как густел мрак ночи, все яснее и ярче с обеих сторон над входными вратами колокольни выступало огненное начертание: Коль славен наш Господь в Сионе;
а на следующем, втором полукружии вверху - год основания и пятисотлетия 1380-1880.
Ночь была ясная, тихая, теплая, с освежающей влагой, в воздухе разливалось удивительное благоухание повсюду раскинутых цветников; вся внутренность монастыря, ярко озаренная огнями, была густо усеяна народом, преимущест-венно толпившимся под открытыми окнами храмов, где происходило торжественное богослужение, но в которые проникнуть вследствие тесноты было невозможно.
Зрелище было поразительное.
В это самое время главный виновник и учредитель тор-жества был прикован болезнью к своему одру и не мог ничего ни видеть, ни слышать, не мог порадоваться необычайному благолепию всего, что им зиждилось и устроялось в продолже-ние стольких лет, с таким терпением, умением и неутомимой ревностью.
На следующее утро были совершены две ранние ли-тургии: одна - в храме во имя Апостола Матфея, служил соборно настоятель Перервинского монастыря архимандрит Никодим; другая - несколько позднее, в Казанской церкви при богадельне, служил также соборно настоятель Николо-Бабаевского монастыря архимандрит Иустин.
Народу было везде великое множество; молебны, совер-шаемые в соборе и перед иконой, что на сосне, следовали один за другим почти беспрерывно.
В половине десятого начался благовест к поздней литур-гии, которая должна была одновременно совершаться в собо-ре и в Успенской церкви; в этой последней соборно служил настоятель Афанасьевского монастыря архимандрит Нико-лай.
В соборе совершал богослужение митрополит Макарий в сослужении с преосвященным Алексием и архимандритами. По окончании литургии владыка произнес глубоко назида-тельное слово, в котором он в частности сказал: "Взглянем, наконец, на последние, ближайшие к нам годы вашей обите-ли. Что мы видим? Видим ее процветающей во всем. Число братии ее возвысилось до такой степени, до какой оно едва ли достигало когда-либо прежде. В ней восстановлен древний наместникобщежительный порядок и чин. Для желающих большего уединения и высших подвигов устроен особый скит. Матери-альные средства ее улучшились настолько, что она занимает в этом отношении одно из первых мест между обителями всего нашего края. Святые храмы и другие здания в ней кра-суются благолепием, а некоторые и великолепием. При ней и на ее средства существуют учебное и благотворительное заведения. Нашлись благочестивые христиане, которые для поддержания и украшения ее не щадили и не щадят своих сокровищ. Божие благословение видимо пребывает над ва-шей обителью. Благодарите же Господа, столько благодеющего вам; благодарите особенно за то, что Он послал вам в последнее время отца-настоятеля, который столько уже лет и с такой неутомимой ревностью и любовью трудился для вверенной ему обители и привел ее в такое цветущее состоя-ние и который, к нашему общему сожалению, по своей тяж-кой болезни не мог принять участия в вашем настоящем богослужении, хотя духом, без сомнения, более других уча-ствует в настоящем вашем торжестве. И чем яснее вы видите над собой благоволение Божие, тем усерднее старайтесь соделаться достойными его по своим подвигам. Чем более возвышается внешнее благосостояние вашей обители, тем более заботьтесь о внутреннем ее благосостоянии, то есть о процветании в ней монашества, о строгом исполнении вами ваших обетов, о нравственном возвышении и усовер-шенствовании ваших душ.
Братия честной обители, торжествующей ныне пятисот-летие своей жизни! Все эти пять столетий вашей родной оби-тели говорят вам одно: будьте истинными иноками, и тогда Господь не оставит ее своими милостями, и добрые люди не перестанут оказывать ей расположение и усердие. Аминь".
По окончании этого поучения последовала закладка нового собора во имя Преображения Господня.
Отец Пимен покорно и безропотно мирился со своим положением: он сначала хотел встать и из окна смотреть, когда владыка пойдет на служение в собор, потом отложил это до времени закладки, и наконец, чувствуя, что встать уже не в силах, поручил сказать ему, когда закладка совершится,
и когда ему об этом передали, он перекрестился и сказал:
"Ну, слава Богу! Благодарю Тебя, Господи, что мое желание исполнилось: будет ли Пимен жив или нет, закладка собора сделана, теперь нельзя его не продолжать... Слава Богу, я теперь спокоен..."
Возвратясь после закладки в собор, митрополит Макарий разоблачился и, надев мантию, направился при коло-кольном звоне к настоятельским келиям, но на пути был долгое время задерживаем желавшими принять благословение. епископ в монастыреВысокопреосвященный Макарий и князь Долгоруков вместе посетили отца Пимена, который был уже не в силах не только одеться, но даже и встать со своего ложа и просил прощения... Пришедшие успокоили его. Владыка поздравил его с торжеством обители и, пожелав здравия, благословил его и вместе с князем возвратился в приемную настоятель-скую комнату, полную приглашенных: все настоятели, настоятельницы и другие ожидали их возвращения, думая, что они после того войдут и поздравят болящего, но доктор И. Н. Новацкий просил всех не утомлять отца Пимена, так что многие уехали, не повидав его.
Это редкое, небывалое еще в Московской епархии торже-ство было последним, блестящим и ярким предзакатным лучом деятельности архимандрита Пимена в Угрешской обители, почти три десятилетия находившейся под его управлением.
После торжества, ожидание которого поддерживало силы отца Пимена, он мгновенно ослабел, утомленный про-должительным напряжением, и с этого дня все более и более ослабевал.
На другой лень юбилея, 10 августа, в день своего рождения, в который отцу Пимену исполнилось 70 лет, он исповедался и приобщился Святых Тайн. В этот день многие из почитателей отца Пимена приходили навестить его и под предлогом позд-равления желали получить его последнее благословение. Он благословлял некоторых иконами и дарил собрание фото-графических видов Угреши.
Незадолго перед вечерней отец Пимен подозвал одного из братии, постоянно ему служившего, и, перекрестившись, сказал довольно громко и внятно: "Ну вот, слава Богу, теперь
у меня ничего не болит; все это земное теперь окончено; мне ничего не жаль... теперь все Божие".
Немного спустя он велел позвать Новоголутвинского архимандрита Сергия и Берлюковского игумена Нила, отдал им ключи от конторки, где у него хранились деньги, и просил их пересчитать: "Снимите с меня, прошу вас, эту тягость;
я буду покойнее". Велел и все сколько-нибудь ценные вещи переписать; но таковых оказалось немного: два-три наперс-ных креста, хорошие дареные четки, дюжина или полторы столовых и чайных ложек, тоже дареных. Более дорогих вещей не оказалось: он сам их не приобретал, а даримые ему в свою очередь тоже дарил кому-нибудь, и хотя принимал подарки, но без всякого удовольствия и благодарил только из вежливости, чтобы не обидеть дарившего.
Деньги были сосчитаны, и веши переписаны в присутст-вии казначея и эконома монастыря иеромонаха Ираклия.
Пока считали деньги и переписывали вещи, отец Пимен послал одного из своих келейников сказать архи-мандриту Сергию, чтобы он отыскал в таком-то ящике конторки копию с духовного завещания, писанного еще в 1873 году... "Скажи, чтобы его прочитали вслух при моем племяннике, пусть знает, что у Пимена ничего нет... Все, что после меня остается - все монастырское; своего я ничего не имею".
Когда архимандрит и игумен сосчитали деньги и показали счет отцу Пимену, он велел передать казначею 1000 рублей на расходы монастыря, остальные деньги запечатать и сдать на хранение в ризницу...
- А на свои похороны я ничего не оставляю; хороните меня, чем знаете и как хотите.
Он при своей жизни велел все счесть и переписать и, таким образом, после его смерти никто не мог его укорить, что он много накопил, и никого нельзя было заподозрить, что было много денег у архимандрита Пимена, но после него растащили.
- Слава Богу, слава Богу, - повторял он, - что с меня эту обузу сняли и меня успокоили.
На следующий день, 11 августа, отец Пимен сам пожелал всю братию благословить иконами и велел распорядиться,
чтобы все собрались, а также приготовить все для его северная стенасоборования, а перед тем он благословил особо иконами казначея, ризничего, эконома и трех братии, которые ему служили в продолжение всей его болезни, сам указав, для кого какую принести икону.
В последние две недели своей жизни он лежал в беседке, так как в ней было более воздуха и она помещалась рядом с просторным стекольчатым фонарем, наполненным расте-ниями. Соборование совершали несколько иеромонахов;
в смежной комнате стояли певчие и вся братия. По оконча-нии соборования все стали подходить к нему по старшинству, он всех благословлял, просил прощения и давал финифтяной образ. Для двух из братии он велел особо отложить две небольшие иконы и подать ему их, когда они станут подхо-дить; таким образом, одну из двух икон отдал он по назначе-нию и, когда все ушли, спросил у келейника: "А Никодима ведь не было?" Говорят ему: "Не было". Оказалось, что он незадолго до соборования куда-то из монастыря отлучился и пришел назад, когда все уже было окончено. Но и этот брат после принял благословение и получил ему назначенную икону.
В начале пятого часа отец Пимен сказал что-то, но так невнятно, что никто его не понял... Переспросили; тогда он сказал с видимым и большим усилием: "Священника... духовника!"
Когда духовник пришел со Святыми Дарами и отец Пимен увидел его, то прошептал: "Причаститься! Верую, Господи..." Это были последние его слова. Все присутство-вавшие вышли в другую комнату на короткое время, пока продолжалась исповедь. Причастившись с великим усилием, он успокоился и долгое время потом лежал неподвижно.
Ему принесли крест: увидев его, он приподнял руку, желая перекреститься, но рука опустилась, тогда он поцело-вал поднесенный к устам крест и рукой прижал его к груди.
В комнату вошли некоторые из иеромонахов; один из них вполголоса начал читать канон на исход души... Отец Пимен был еще жив, слышалось его неровное, учащенное дыхание. Потом дыхание стало стихать, казалось, все кончено, но не-
много погодя опять слышалось слабое дыхание; некоторые из присутствовавших стали на колени. Пробило полночь в даль-ней комнате, и вскоре послышались один за другим два весьма слабых вздоха... Отец Пимен незаметно отошел в вечность...
Было немного за полночь 17 августа. Послали ударить двенадцать раз в большой колокол, который возвестил обители. что она осиротела, лишившись отца... Возвестил он и жите-лям окрестных селений, что не стало благотворителя, попе-чителя сирот и помощника вдовицам и нищим.
Весь монастырь мгновенно был на ногах.
Стечение народа в день погребения было так велико, что едва ли не превзошло бывшее в день празднования пятисот-летней годовщины: при выносе тела после отпевания все пространство от собора до часовни на кладбище, где приго-товлена была могила, усеяно было сплошной толпой народа. Погребальное шествие, стесняемое народом, двигалось вперед с великим затруднением.
Над отцом Пименом исполнилось слово Христа Спаси-теля: "Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой". Во всю свою жизнь отец Пимен непрестанно памятовал свое мона-шеское звание и с этой точки зрения смотрел на каждый свой шаг, на все свои действия, прежде всего задавая себе вопрос:
"Прилично ли сие для монаха или предосудительно?" Он свято хранил иноческие обеты нравственной чистоты и целомуд-рия, нестяжательности и послушания, любил монашество, глубоко был проникнут его духом и, желая быть сам истин-ным монахом, старался водворить этот дух не только в Урешской обители, им управляемой, но и во всех общежительных монастырях, подчиненных его ведению как благочинному.
Его ценили, уважали и чтили три святителя, митрополиты Московские, при которых он управлял воссозданной им оби-телью; при первом из них он только начал возрастать, он складывался, развивался, креп, созревал и, проникнутый благотворным влиянием его несокрушимого духа, оказался достойным делателем его времени, сохранив на себе неизгла-димые его следы; второму он предстает уже как муж зрелый, советник разумный и опытный, опора церковный власти. проницательное и бдительное око, блюститель и ревнитель
благих иноческих преданий, хранитель строгих правил высо-кой нравственности, чистоты духовной и нестяжательности вещественной; третий при восхождении своем увидел в нем созревший и от полноты своей долу преклонившийся колос.
Кто более Угрешской обители может почувствовать, кого она тогда лишилась? Память преподобного Пимена для нее навсегда осталась священной. Продолжительная, неутоми-мая деятельность всей его жизни, исключительно посвящен-ной благу обители, служит образцом для подражания его пре-емникам, помнящим, что все, что есть хорошего в обители Угрешской, им сделано, им задумано, при нем начато. "Такие люди родятся веками, это самородки золота" - говорил о нем преосвященный Леонид.
Почитание архи-мандрита Пимена на-чалось сразу же после его блаженной кончи-ны, множество палом-ников приходило к ме-сту его погребения. Ча-совня над могилой отца Пимена никогда не бы-вала безлюдной, мно-гие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости.
Варвара Кузьминична Чуренкова (1907-1993) отрочес-кие годы провела в интернате, с весны 1918 года разместив-шемся в стенах Николо-Угрешского монастыря. Тогда мона-стырь еще был населен монахами, сохранял свой цветущий вид, благодать Божия видимо осеняла это святое место, в монастырских храмах совершалось богослужение, и живу-щие в интернате дети допускались к участию в нем. Варвара Кузьминична свидетельствовала о том, что могила отца Пимена была посещаема, особенно многолюдно бывало в монастыре в дни его кончины - 30 августа. Ей были изве-стны случаи исцелений, которые люди получали по молитвам к архимандриту Пимену у его могилы.
Храмы Николо-Угрешского монастыря были закрыты в 1925-1926 годах, на территории монастыря была образована трудовая коммуна, основной контингент которой составляли беспризорники. С 1930 года в составе коммуны оказались взрослые преступники, осужденные за тяжкие преступления.
Часовня на братском кладбище была разрушена; склепы, в которых покоились архимандрит Пимен и благодетели оби-тели, были осквернены.
В 1938 году трудовая коммуна № 2 имени Ф. Э. Дзержинско-го была упразднена, и на ее месте возник поселок имени Дзержинского. С 1967 года здесь начала развиваться оборонная химическая промышленность, и в 1981 году поселок получил статус города. Город Дзержинский был в числе закрытых городов, поэтому монастырь и могила почитаемого народом подвижника оказались для народа недоступными.
Почитание архимандрита Пимена восстановилось вместе с открытием обители в 1990 году, и ныне, как свидетельствуют ее священнослужители, почти во всех подаваемых о упокоении записках поминается имя архимандрита Пимена.
Одной из тех, кто приложил усердие к возобновлению Николо-Угрешского монастыря, была недавно скончавшаяся Таисия Даниловна Сычева (1931-1999). Она многие годы молилась о упокоении души архимандрита Пимена и заказы-вала по нему панихиды. В последние годы жизни Таисия Даниловна страдала тяжелым недугом. В болезни она всегда обращалась за помощью к архимандриту Пимену и чувство-вала, что именно его молитвенным предстательством умеря-лись ее страдания:
Господь укреплял ее в болезни, так что она переносила боли, не принимая сильнодействующих лекарств.
В октябре 1998 года, совершая паломничество по святым местам Подмосковья, в Николо-Угрешский монастырь при-ехала монахиня Феофания (Тарасова). Утром, 7 ноября, матушка потеряла сознание и в очень тяжелом состоянии была доставлена в неврологическое отделение Дзержинской больницы. Матушка не могла ни говорить, ни двигаться. По мнению врачей, это было следствием острого нарушения мозгового кровообращения, и надежды на ее выздоровление почти не было. Предполагалось перед кончиной постричь матушку в великую схиму.
Близкие горячо молились о выздоровлении матушки, заказывали молебны о здравии в Николо-Угрешской обители и просили помощи болящей, молитвенно обращаясь к архи-мандриту Пимену. Неоднократно священнослужители мона-стыря по просьбе близких монахини Феофании служили по нему панихиды. К удивлению врачей, восьмидесятилетняя матушка начала быстро поправляться, речь ее вновь стала четкой, и 27 ноября она ушла из больницы здоровой. Близкие матушке люди видят в этом чуде исцеления несомненное заступничество архимандрита Пимена.
Источники, использованные для составления жития:
Архимандрит Пимен. Настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк (1810-1880). М, 1998.



Прославление св. прав. Феодора

на заглавную страницу
первая часть жития
тропарь, кондак, молитва

 

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU