История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

 

ХII Международные Рождественские образовательные чтения
24-31 января 2004 года К программе Чтений-2004

...Последний раз я был в Москве в 1997 году, когда Храм Христа Спасителя только строился. Тогда я мог лишь обойти его со всех сторон и сделать несколько снимков. А сейчас вот оно – все потрясающее внутреннее благолепие Дома Божьего перед моими глазами. Можно смотреть, восхищаться и прикладываться к иконам.

Пленарные заседания проходили в зале Церковных Соборов. Этот уникальный зал по своим размерам напоминает римский Колизей и похож на большой перевернутый муравейник, где на самом верху, то есть внизу, – трибуна с выступающими, а по многочисленным боковым проходам, как по муравьиным тропам, постоянно снуют маленькие человечки. Я слушал выступления с последнего ряда, откуда все как на ладони и где потрясающая акустика. Повсеместно вмонтированные усилительные колонки позволяют не чувствовать себя ущемленным, в какой бы части зала ты ни находился. Одна проблема – нельзя сфотографировать выступающих, далеко находятся. Зато в перерывах и даже во время выступлений со всеми из них можно встретиться в кафе, расположенном в правом крыле зала Церковных Соборов, куда рано или поздно заглядывают почти все прибывшие на чтения.

Из выступлений, кроме патриаршего, больше всего запомнились речи митрополита Кирилла и игумена Ипатия (Хвостенко). Митрополит говорил о невозможности встречи в современных условиях Папы Римского и нашего Патриарха, потому что «люди подобного уровня при встрече должны облобызаться, а это будет ложной картиной», которая может быть расценена рядовыми прихожанами Православной и Католической Церквей как показатель, что никаких противоречий между нашими Церквями нет. А это далеко не так. Беспокоит владыку и постепенное вхождение России в Общеевропейский Союз, который живет явно не по православным законам и пытается создать для всех стран единую общеевропейскую конституцию, противоречащую православной морали. Горячим было выступление оптинского игумена-иконописца Ипатия – об искупительной жертве Царя-мученика Николая II. Отец Ипатий убедительно показал, основываясь на Священном Писании, что добровольная жертва Царя-мученика все-таки, по пророчеству монаха Авеля, была искупительной жертвой за Россию, и это никак не входит в противоречие с тем, что всех нас уже искупил Христос. Выступление игумена вызвало бурю аплодисментов.

Неожиданная встреча

Здесь я встретил знакомую инокиню – Маргариту Калашникову, которая прежде подвизалась в северном Печорском монастыре и в Яренске. Она – духовное чадо схимонаха Усть-Вымского монастыря Феогноста, почившего три года назад. А сейчас инокиня – организатор выставки «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». Эта выставка развернута в левом крыле зала Церковных Соборов. На ней представлены святыни почти со всех епархий: частицы св. мощей новомучеников и исповедников Российских, частицы покровцев, облачений, редкие документальные свидетельства. Святынь так много, что сразу же охватить их просто невозможно. Около каждой экспозиции стоит свой представитель и рассказывает о ней.

Открывают выставку экспонаты Марфо-Мариинской обители. Все вначале подходят прикладываться к святым мощам Великой княгини Елизаветы Федоровны и великомученицы Варвары, которые стоят в золотых мощевиках слева от входа. Рядом огромные портреты Елизаветы Федоровны, Царицы, Царя и царевен.

Два стенда было развернуто по новомученику митрополиту Серафиму Чичагову. На ней он представлен не только как прославленный святой, но и как летописец, художник, иконописец, врач-гомеопат. Также долго стоял я перед экспонатами из музея св.Павла Флоренского.

Как старая знакомая инокиня Маргарита показывает мне святыни, рассказывает, с какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы все это собрать и сюда доставить. Как оказалось, инокиня Маргарита несет послушание референта Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, а здесь, на чтениях, является куратором секции «Новомученики и исповедники Российские».

«Как получилось, – спрашиваю м.Маргариту, – что ты, простая монахиня, стала организатором такой большой выставки и куратором секции?»

«Благословение на постриг от батюшки Феогноста я получила 17 июля, – отвечает м.Маргарита. – А это, ты знаешь, день Царственных страстотерпцев. Сам же постриг был произведен 18 июля – в день памяти великомученицы Елизаветы Федоровны Романовой. Так получилось, что и потом судьба меня сводила с новомучениками и исповедниками Российскими. В итоге назначили меня быть куратором секции по новомученикам на прошлогодних чтениях. А потом Святейший Патриарх благословил открыть эту выставку. Как она должна быть организована и как будет наполнена, об этом никто не знал. Но все устроилось промыслом Божьим по молитве самих новомучеников.

Никто не думал, что выставка примет такой размах. Когда пришли профессионалы-музейщики и спросили меня, сколько времени мы готовили экспозиции, то не поверили, что все сделано за три месяца. Обычно такие вещи готовятся за год. Благословение на ее организацию получила 1 ноября прошлого года, а в конце ноября этого директор музея Храма Христа Спасителя мне посоветовала отказаться от выставки, потому что еще ничего не было готово. До пострига я работала начальником отдела рекламы и маркетинга, кое в чем разбираюсь, но все равно нужного опыта не хватало, не знала, за что в первую очередь хвататься. Тем более здесь необычный зал, разделенный двумя рядами колонн и не приспособленный для выставок, совершенно новая тема, такие духовные пласты – все это нужно было продумать...

А когда все экспонаты были привезены сюда и размещены по своим местам, возникло ощущение храма, благодати. Я вдруг поняла, где нахожусь. Я поняла, что это сейчас самое святое место в Москве, потому что сюда свезены святыни со всей России – из сорока мест.

Что замечательно, впервые заседания чтений начались не в зале перед трибуной, а здесь, на открытии выставки, словом, которое было сказано владыкой Ювеналием, возглавляющим комиссию по канонизации. Служился молебен, и батюшки о.Андроник, о.Афанасий, о.Иосиф были облачены во священнические ризы священномучеников. Это было удивительно. Благодать необыкновенная».

С моей точки зрения, эта выставка является тем образом, которого не хватало Рождественским чтениям, чтобы дополнить слово, которое звучит на протяжении 12 лет с его трибун. Эти святыни, воспоминания, личные вещи, мощи тех, кто своей кровью, своей мученической кончиной прославил Господа, – ведь это тоже слово, но слышимое сердцем, душою.

На Рождественские чтения приезжают те, кто уже находится в церковной ограде. А на выставку, я думаю, надо привести тех людей, которые еще далеки от Церкви. И тогда через образ они смогут прийти к первообразу, ко Христу. Людям проще понять, что истина находится в Православной Церкви, когда они увидят частичку рясы с пролившейся кровью загубленного за веру священника. Они увидят эти антиминсы, на которых молились в тюрьмах, увидят самодельный иконостас о.Павла Флоренского, который он составил из дощечек, а иконы нарисовал простым карандашом. Они поймут, что православие не оторвано от жизни, оно очень конкретно и жертвенно.

Выставка организована по региональному принципу, но одна витрина не приписана к какой-либо епархии или региону. Она называется «Мученичество, евхаристия, спасение» и находится в центре зала, является как бы престолом. На ней царские вещи, рушник из царской семьи, святая Чаша, антиминс Павла Флоренского, земля из Алапаевской шахты, которая благоухает.

Я попросил матушку Маргариту рассказать историю этой необычной святыни.

– Земля взята была из шахты в Алапаевске, где мученически погибли Великая княгиня Елизавета Федоровна, ее келейница Варвара, Великие князья. Землю взяла в 92-м году директор православного театра «Глас» Татьяна Белевич, чтобы использовать в постановке о мученице Елизавете и Царской семье. И вот когда труппа собралась на студию для записи спектакля, то вдруг почувствовали в комнате сильное благоухание. Вначале подумали, что разлили духи. Но когда подошли взять землю, которая хранилась у них в красном углу за иконой Владимирской Божией Матери, то поняли – благоухает именно земля. Приехали в студию. Благоухание усилилось, его явно ощущали все присутствующие. Это было шестым свидетельством, послужившим прославлению Елизаветы Федоровны.

Уже после разговора с матушкой Маргаритой во время Рождественских чтений я несколько раз приходил на выставку – и всякий раз уходил потрясенный.

Источник: газета "Вера-Эском"
Фото: храм святителя Николая в Бирюлево

Вернуться к первой странице Вернуться в начало страницы

Впечатление от выставки Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества. Рождественские образовательные чтения.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU