ХII
Международные Рождественские образовательные чтения 24-31 января 2004 года
...Последний
раз я был в Москве в 1997 году, когда Храм Христа Спасителя только
строился. Тогда я мог лишь обойти его со всех сторон и сделать несколько
снимков. А сейчас вот оно – все потрясающее внутреннее благолепие
Дома Божьего перед моими глазами. Можно смотреть, восхищаться и
прикладываться к иконам.
Пленарные
заседания проходили в зале Церковных Соборов. Этот уникальный зал
по своим размерам напоминает римский Колизей и похож на большой
перевернутый муравейник, где на самом верху, то есть внизу, – трибуна
с выступающими, а по многочисленным боковым проходам, как по муравьиным
тропам, постоянно снуют маленькие человечки. Я слушал выступления
с последнего ряда, откуда все как на ладони и где потрясающая акустика.
Повсеместно вмонтированные усилительные колонки позволяют не чувствовать
себя ущемленным, в какой бы части зала ты ни находился. Одна проблема
– нельзя сфотографировать выступающих, далеко находятся. Зато в
перерывах и даже во время выступлений со всеми из них можно встретиться
в кафе, расположенном в правом крыле зала Церковных Соборов, куда
рано или поздно заглядывают почти все прибывшие на чтения.
Из
выступлений, кроме патриаршего, больше всего запомнились речи митрополита
Кирилла и игумена Ипатия (Хвостенко). Митрополит говорил о невозможности
встречи в современных условиях Папы Римского и нашего Патриарха,
потому что «люди подобного уровня при встрече должны облобызаться,
а это будет ложной картиной», которая может быть расценена рядовыми
прихожанами Православной и Католической Церквей как показатель,
что никаких противоречий между нашими Церквями нет. А это далеко
не так. Беспокоит владыку и постепенное вхождение России в Общеевропейский
Союз, который живет явно не по православным законам и пытается создать
для всех стран единую общеевропейскую конституцию, противоречащую
православной морали. Горячим было выступление оптинского игумена-иконописца
Ипатия – об искупительной жертве Царя-мученика Николая II. Отец
Ипатий убедительно показал, основываясь на Священном Писании, что
добровольная жертва Царя-мученика все-таки, по пророчеству монаха
Авеля, была искупительной жертвой за Россию, и это никак не входит
в противоречие с тем, что всех нас уже искупил Христос. Выступление
игумена вызвало бурю аплодисментов.
Неожиданная
встреча
Здесь
я встретил знакомую инокиню – Маргариту Калашникову, которая прежде
подвизалась в северном Печорском монастыре и в Яренске. Она – духовное
чадо схимонаха Усть-Вымского монастыря Феогноста, почившего три
года назад. А сейчас инокиня – организатор выставки «Подвиг новомучеников
и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». Эта
выставка развернута в левом крыле зала Церковных Соборов. На ней
представлены святыни почти со всех епархий: частицы св. мощей новомучеников
и исповедников Российских, частицы покровцев, облачений, редкие
документальные свидетельства. Святынь так много, что сразу же охватить
их просто невозможно. Около каждой экспозиции стоит свой представитель
и рассказывает о ней.
Открывают
выставку экспонаты Марфо-Мариинской обители. Все вначале подходят
прикладываться к святым мощам Великой княгини Елизаветы Федоровны
и великомученицы Варвары, которые стоят в золотых мощевиках слева
от входа. Рядом огромные портреты Елизаветы Федоровны, Царицы, Царя
и царевен.
Два
стенда было развернуто по новомученику митрополиту Серафиму Чичагову.
На ней он представлен не только как прославленный святой, но и как
летописец, художник, иконописец, врач-гомеопат. Также долго стоял
я перед экспонатами из музея св.Павла Флоренского.
Как
старая знакомая инокиня Маргарита показывает мне святыни, рассказывает,
с какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы все это собрать
и сюда доставить. Как оказалось, инокиня Маргарита несет послушание
референта Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, а здесь,
на чтениях, является куратором секции «Новомученики и исповедники
Российские».
«Как
получилось, – спрашиваю м.Маргариту, – что ты, простая монахиня,
стала организатором такой большой выставки и куратором секции?»
«Благословение
на постриг от батюшки Феогноста я получила 17 июля, – отвечает м.Маргарита.
– А это, ты знаешь, день Царственных страстотерпцев. Сам же постриг
был произведен 18 июля – в день памяти великомученицы Елизаветы
Федоровны Романовой. Так получилось, что и потом судьба меня сводила
с новомучениками и исповедниками Российскими. В итоге назначили
меня быть куратором секции по новомученикам на прошлогодних чтениях.
А потом Святейший Патриарх благословил открыть эту выставку. Как
она должна быть организована и как будет наполнена, об этом никто
не знал. Но все устроилось промыслом Божьим по молитве самих новомучеников.
Никто
не думал, что выставка примет такой размах. Когда пришли профессионалы-музейщики
и спросили меня, сколько времени мы готовили экспозиции, то не поверили,
что все сделано за три месяца. Обычно такие вещи готовятся за год.
Благословение на ее организацию получила 1 ноября прошлого года,
а в конце ноября этого директор музея Храма Христа Спасителя мне
посоветовала отказаться от выставки, потому что еще ничего не было
готово. До пострига я работала начальником отдела рекламы и маркетинга,
кое в чем разбираюсь, но все равно нужного опыта не хватало, не
знала, за что в первую очередь хвататься. Тем более здесь необычный
зал, разделенный двумя рядами колонн и не приспособленный для выставок,
совершенно новая тема, такие духовные пласты – все это нужно было
продумать...
А
когда все экспонаты были привезены сюда и размещены по своим местам,
возникло ощущение храма, благодати. Я вдруг поняла, где нахожусь.
Я поняла, что это сейчас самое святое место в Москве, потому что
сюда свезены святыни со всей России – из сорока мест.
Что
замечательно, впервые заседания чтений начались не в зале перед
трибуной, а здесь, на открытии выставки, словом, которое было сказано
владыкой Ювеналием, возглавляющим комиссию по канонизации. Служился
молебен, и батюшки о.Андроник, о.Афанасий, о.Иосиф были облачены
во священнические ризы священномучеников. Это было удивительно.
Благодать необыкновенная».
С
моей точки зрения, эта выставка является тем образом, которого не
хватало Рождественским чтениям, чтобы дополнить слово, которое звучит
на протяжении 12 лет с его трибун. Эти святыни, воспоминания, личные
вещи, мощи тех, кто своей кровью, своей мученической кончиной прославил
Господа, – ведь это тоже слово, но слышимое сердцем, душою.
На
Рождественские чтения приезжают те, кто уже находится в церковной
ограде. А на выставку, я думаю, надо привести тех людей, которые
еще далеки от Церкви. И тогда через образ они смогут прийти к первообразу,
ко Христу. Людям проще понять, что истина находится в Православной
Церкви, когда они увидят частичку рясы с пролившейся кровью загубленного
за веру священника. Они увидят эти антиминсы, на которых молились
в тюрьмах, увидят самодельный иконостас о.Павла Флоренского, который
он составил из дощечек, а иконы нарисовал простым карандашом. Они
поймут, что православие не оторвано от жизни, оно очень конкретно
и жертвенно.
Выставка
организована по региональному принципу, но одна витрина не приписана
к какой-либо епархии или региону. Она называется «Мученичество,
евхаристия, спасение» и находится в центре зала, является как бы
престолом. На ней царские вещи, рушник из царской семьи, святая
Чаша, антиминс Павла Флоренского, земля из Алапаевской шахты, которая
благоухает.
Я
попросил матушку Маргариту рассказать историю этой необычной святыни.
–
Земля взята была из шахты в Алапаевске, где мученически погибли
Великая княгиня Елизавета Федоровна, ее келейница Варвара, Великие
князья. Землю взяла в 92-м году директор православного театра «Глас»
Татьяна Белевич, чтобы использовать в постановке о мученице Елизавете
и Царской семье. И вот когда труппа собралась на студию для записи
спектакля, то вдруг почувствовали в комнате сильное благоухание.
Вначале подумали, что разлили духи. Но когда подошли взять землю,
которая хранилась у них в красном углу за иконой Владимирской Божией
Матери, то поняли – благоухает именно земля. Приехали в студию.
Благоухание усилилось, его явно ощущали все присутствующие. Это
было шестым свидетельством, послужившим прославлению Елизаветы Федоровны.
Уже
после разговора с матушкой Маргаритой во время Рождественских чтений
я несколько раз приходил на выставку – и всякий раз уходил потрясенный.
Источник:
газета "Вера-Эском"
Фото: храм святителя Николая в Бирюлево
Впечатление от выставки Подвиг новомучеников и исповедников
Российских и духовное возрождение Отечества. Рождественские образовательные
чтения.