Попущением
Божьим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову.
Вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христово полилась
кровь мучеников.
Невозможно
исчислить всех новомучеников Церкви Российской 20 века.
Первым священномучеником
в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский
и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и простотой
утвердил в своём архипастырском служении замечательное единство
праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой
"даже до смерти". Своё земное служение Богу и Церкви он
завершил 7 февраля (25 января ст. ст.) 1918 года в граде Киеве -
колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.
В сознании
церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную
Церковь епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества
и исповедничества. Наименование их "новомучениками российскими"
вошло уже в широкое употребление.
Древние христианские
мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими
крови за Христа. Для их прославления не было даже необходимости
в особенно тщательном предварительном исследовании их житий. За
Христа и Его святую Церковь пострадали без сомнения и новомученики
российские.
И жертвы политических
убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как
символ Православной Руси.
Более того,
из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью
святых - князья Борис и Глеб - пали жертвой политического преступления
- они были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице.
Но Церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев.
Среди новомучеников
российских, пострадавших в XX столетии, в сознании церковного народа
ярким светильником сияет имя митрополита Киевского Владимира.
Митрополит
Владимир (+ 1918) занимал последовательно все три важнейших кафедры
Русской Церкви: Московскую, Петебургскую, и Киевскую, за что своими
почитателями был назван "всероссийским архипастырем".
Знаменательно то, что своё земное служение Богу и Церкви он завершил
25 января 1918 года, вскоре после избрания на восстановленный Патриарший
Престол святого Тихона, в городе, который явился колыбелью христианства
на Руси, знаменательно и то, что он соименник Крестителя Руси, первым
из российских архипастырей взошёл на Голгофу, когда на Русскую Церковь
обрушились гонения.
Первый из священномучеников
Русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит
Киевский и Галицкий Владимир в миру именовался Василием Никифоровичем
Богоявленским. Он родился 1 января 1848 года в семье благочестивого
священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии.
Закончив Тамбовскую
семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870
году поступает в Духовную Академию. Нет сомнения, что Киевские святыни
оказали большое влияние на благочестивого юношу. По окончании Академии
в 1874 году, В.Н. Богоявленский получил скромное назначение преподавателем
в родную Тамбовскую семинарию. 31 января 1862 года Василий Никифорович
был рукоположен во священника и определён к соборной Покровской
церкви города Козлова. Став благочинным в 1883 году, отец Василий
был истинным отцом для козловского духовенства. Снискав общую любовь,
отец Василий в ней нашёл для себя и утеху от тяжкого горя - потери
жены и ребёнка. И во имя этой любви отдаёт всего себя на служение
церкви, принимая иночество с именем Владимира. Постриг состоялся
8 февраля 1886 года. Уже на следующий день иеромонах Владимир был
возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря
в том же городе Козлове.
Через два года
с небольшим архимандрит Владимир был назначен викарием Новгородской
епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской
лавре 3 июня 1888 года.
19 января 1891
года Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. И
именно здесь, в Самаре, с особенной силой энергичная и самоотверженная
деятельность Владыки проявилась в дни народных бедствий. Именно
в это время в Самарской губернии разразился голод, но, по милосердному
Промыслу Божию, Самаре был послан такой архипастырь, который делал
всё, что возможно для облегчения положения. Владыка рассылал повсюду
воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы
"голодного хлеба", о чем вспоминал, между прочим, известный
адвокат Кони. "Он и тогда, более двадцати пяти лет тому назад,
- вспоминал епископ Серафим,- для блага народного, в известные холерные
бунты, когда власть терялась, первым пошёл к народу с крестом в
руках, вразумляя народ, призывая к молитве и благоразумию, - первый
обошёл холерные бараки, благословляя больных и призывая к молитве,
к подвигу служения больным - здоровых".
18 октября
1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с
возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само
назначение его на такой ответственный церковно-административный
пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной
архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из
среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства,
миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство,
расширение церковной печати - вот что главным образом привлекало
внимание и заботы экзарха.
Назначение
высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21
февраля 1898 года. Служение на Московской кафедре стало как бы апогеем
архиерейского служения митрополита Владимира. Здесь, на кафедре
великих святителей московских, в самом центре России, во всей полноте
раскрылись его дарования. Здесь по промыслу Божий он провёл наиболее
долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать
с половиной лет.
23 ноября 1912
года митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру.
Во время его
пребывания в Петербурге против Владыки ополчилась группа лиц, которая
приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной
жизни в русском государстве. Свойственные митрополиту Владимиру
прямолинейность и твёрдость поведения вызывали порой против него
раздражение, известен случай, когда митрополит Владимир просил личной
аудиенции у Государя Императора Николая Александровича, на которой
изложил своё мнение относительно отрицательного влияния при Дворе
деятельности Распутина... Кончилось тем, что Владыка попал в немилость
и был удалён из Петербурга под видом почётной ссылки в Киев.
При назначении
митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего
члена Св.Синода и соединённые с этим званием права. 22 декабря 1915
года митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления
в управление новой своей епархией, с которой он был связан давними
узами, как питомец Киевской духовной Академии. Киевская паства окружила
своего нового первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя
в нём опального и гонимого за правду архиерея.
Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского
25 января 1918 года
(клеймо иконы Собора новых мучеников и исповедников Российских
за Христа пострадавших явленных и неявленных)
Киевский период
в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и
самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало
семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено
было стать российской Голгофой - так много невинной христианской
крови пролилось здесь. Первой жертве среди миллионов невинно убиенных
стал Святитель Владимир.
22 января 1918
года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы.
К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и
тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства,
перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания
о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева
и Лавры в 1240 году. Вооружённые толпы людей врывались в храмы,
с шапками на головах и с папиросами в зубах, производили крик, шум,
безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства
и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью,
стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили
неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков,
грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём
во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили,
издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в лавре
посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни...
Крест установленный у места мученической кончины
25 января вечером
пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом
Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины
владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на
автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились
на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с
такими словами: "Что, вы здесь меня хотите расстрелять?"
Один из них ответил: "А что же, церемониться с тобою?"
Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из
убийц сказал: "Но только поскоре”! Митрополит воздел руки кверху
и сказал: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные,
и приими дух мой с миром", - потом он благословил крестообразно
обеими руками своих убийц и сказал: "Господь вас благословляет
и прощает". И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить
рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли
к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.
Акт медицинского
осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика
расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.
Святитель Тихон,
Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти
митрополита Владимира: "Конечно, судя по человечески, ужасною
кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия,
и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира
была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые
неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во
очищение грехов великой матушки-России".
Мученическая
кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода
гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное
множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя
о вере Христовой "даже до смерти" ( Откр. 12, 11).
К сожалению,
сведения об архиереях, управлявших Киевской кафедрой в период безбожного
режима, весьма скудны. Воинствующий атеизм приложил максимум усилий
к тому, чтобы не только уничтожить как можно больше православных
верующих, но и вовсе стереть память о них со страниц истории. Иначе
как объяснить то, что о многих выдающихся пастырях известны лишь
даты рождения, последнего ареста и смерти. Но это еще "много",
если учесть, что в довоенные годы только сто шестьдесят шесть архиереев
Русской Православной Церкви (многие из которых занимали украинские
кафедры), считались пропавшими без вести. А все происходило просто:
ночью в архиерейский дом врывались "люди в кожаных куртках",
а утром по городу ходили слухи: "владыка эмигрировал за границу
в поисках лучшей жизни и, тем самым, предал своих пасомых",
распускаемые энкаведистами-провокаторами. А в это время пастыри
умирали от голода и побоев в карцерах и "прокурорских"
кабинетах. Но, как говорит Священное Писание: "Не может укрыться
город, стоящий на верху горы" (Мф . 5; 14).
Рака с мощами священномученика Владимира
в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры
Освященный
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от
4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского)
к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви. Летом
1992 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира честные
мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
были обретены и почивают ныне в Ближних пещерах Свято-Успенской
Киево-Печерской Лавры.
Память священномученика
Владимира празднуется 25 января старого стиля и в день Собора новомучеников
и исповедников Российских.
МОЛИТВА
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАДИМИРУ, МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ И ГАЛИЦКОМУ.
О священномучениче
и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих
и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо
беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся.
Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся
от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно
на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения
их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество
и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли,
да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до
смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя
брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о
спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление,
недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством
укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает,
честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.