Источник:
одноименная книга. Издательство Зачатьевского монастыря, Москва,
2001 г.
ЖИТИЕ ПЕРВОЙ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ ЗАЧАТЬЕВСКОГО (АЛЕКСЕЕВСКОГО) МОНАСТЫРЯ
ИГУМЕНИИ ИУЛИАНИИ И МОНАХИНИ ЕВПРАКСИИ,
РОДНЫХ СЕСТЕР СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА, И ОПИСАНИЕ ЧУДЕС
ПО ИХ МОЛИТВАМ
От седой старины до наших
дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни
основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что
во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.
По плоти были они родные сестры святителя
Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода
бояр Черниговских.
Родителям их, благочестивым Феодору и Марии
Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей,
среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий
святитель Алексий), и двух дочерей — 1300 году Ульяну, в 1302 году
Иулию.
Благоверные родители с ранних лет воспитывали
детей в благочестии, в любви к Богу и ближним.
Следуя примеру старшего брата Елевферия,
сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и
других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам
следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко
Господу.
Отличаясь знатностью рода, благочестивые
отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные
юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли
обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному.
Испросив благословения у матери и старшего брата-инока Алексия (отец
к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где
и приняли постриг — Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании
Никомидийской (+304, память 21 декабря по ст. ст.), а Иулия с именем
Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской (413, память
25 июля по ст. ст.).
Самостоятельных женских монастырей в Москве
не было — обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь
в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних
святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили
в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Любовь
к старшему брату-митрополиту, внушила этим богомудрым женам мысль
устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, небесного
покровителя их брата митрополита. Святитель с радостью дал свое
благословение на такое богоугодное дело.
Недалеко от Кремля близ Москвы-реки находились
владения, подаренные еще Святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор
принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта
лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище
получило название — Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище было уединенным,
что вполне благоприятствовало устроению монастыря, находилось недалеко
от Кремля, где жил великий князь и можно было найти защиту на случай
нашествия неприятеля и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой
Остоженкой, а с другой — Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское,
или Сеучинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом-то
месте, принадлежавшем Святителю Алексию по праву митрополита Московского,
благословением и иждивением его в 1360 году был основан первый женский
монастырь.
В начале был построен небольшой деревянный
храм в имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный,
он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб
для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено
единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия
святой праведной Анны.
По соборной церкви монастырь именовался
Зачатьевским; по престолу во имя Алексия, человека Божия — Алексеевским;
а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями
на Москве — стародевичьим.
Святитель Алексий, будучи сам строгим подвижником
"от юности своея", любил и почитал только истинное монашество. Отвергнувший
все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание,
смирение, послушание, ту же ревность по Боге, поэтому пожелал в
новосозданной обители установить общежительство. Тем более, что
к этому времени общежительный устав уже был введен в монастыре преподобного
Сергия.
Преподобная Иулиания, подобно своему брату,
рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным
подвигом, следовала в управлении обители опыту древних подвижников.
Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении
с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания,
сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою
своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам
людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского
благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением,
сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства
снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.
Верной помощницей преподобной Иулиании была её сестра монахиня Евпраксия.
Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все
делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной
части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.
Повелением митрополита для обители из всех
московских монастырей отобрали 30 сестер, являвших особенные монашеские
добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста—
числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское
хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий,
будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности
монастыря.
Преподобные матушки имели любящее и милующее
сердце, и всегда были готовы прийти на помощь голодным, убогим,
обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли
Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами,
целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним,
в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.
Но вот подошли к концу дни земной жизни
основательниц обители. Не окончилось еще годовое поминовение Сергия
Радонежского, игумена множества мужских монастырей, как монашество
постигла новая утрата и великая скорбь об игумении Иулиании — начальнице
женского общего жития.
Шёл 1393 год. Весна вступила в свои права,
церкви Божии огласились песнопениями Христовой Пасхи — весны духовной,
освящены были весенние воды в день Преполовения Пятидесятницы, наступила
суббота четвертой недели по Пасхе. В ночь на 3 мая (по ст. ст.)
спокойствие обители нарушено было троекратным ударом колокола, возвещающим
о кончине досточтимой матушки игумениии. Плач и стенания наполнили
монастырь. Все спешили поклониться умершей, воздать последнее целование
благочестивой подвижнице. Соединив слезы дочерней любви с радостным
пением "Христос воскресе", сестры простились со своей духовной матерью
и погребли ее с подобающей честью около монастырского храма. Смерть
начальницы общежития замечена летописцем того времени: "По великом
дни на четвертой недели (по Пасхе) в субботу на ночь преставися
игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна,
сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения
бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за
премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена
подле церкви." Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня
Евпраксия.
Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении
Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую
утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после
ее кончины приносили духовные плоды. Из числа собранных ею на общежитие
90 сестер некоторые удостоились особенного приближения к ней и были
свидетельницами и исполнительницами благих её советов. Добрые качества,
составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевской Алексеевской
обители при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении
усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.
Над местом погребения преподобных сестер
вскоре была сооружена часовня, Позднее, в 1766 году на этом месте
был построен храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина",
который в 1887 году соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы
и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери,
После кончины преподобные не оставляли созданной
ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся
многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия
по усердной молитве всех призывающих их на помощь. Никто не считал,
сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому
из ревности к прославлению игумении
Иулиании и монахини Евпраксии сестры
Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления совершавшееся
по молитвам основательниц.
Лишь
с закрытием обители в 1925 году была прервана монастырская летопись,
но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных
матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни возобновилась
и запись чудес, совершающихся у мощей угодниц Божиих.