История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

2/15 марта 1917 года

«2-го марта. Четверг. Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2,5 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!»

Дневник Николая II за 2 марта 1917 года

...мы открываем Царя во всем значении этого слова, как сказано у Василия Великого: «Каждый правитель может править, но только царь может умереть за своих подданных». Здесь происходит такое отождествление Царя с его подданными, то есть с Царством, что все, что бы ни случилось с Царством, происходит и с Царем; и это не только отождествление, но и акт любви, принимающий удар на себя, когда Царь становится на место Своих подданных.

Митрополит Сурожский Антоний


Праздник Державной иконы Божией Матери, который мы отмечаем сегодня, связан с решающим для нашего Отечества событием насильственного государственного переворота 2(15) марта 1917 года, когда Государь Император Николай II был вынужден отречься от престола. Многие задают вопрос: "Почему Государь отрекся от престола? Не было ли это малодушием? Может быть, надо было стоять до конца?" Великий чудотворец и подвижник нашего времени святитель Иоанн Шанхайский говорит, что Царь отрекся и сложил с себя царский венец потому, что не мог исполнять свое христианское царское служение в условиях, когда не было возможности исполнять его по христианской совести, когда все окружение Императора вынуждало его к тому, чтобы он делал то, что противоречило бы исполнению его христианского долга. Это отречение можно сравнить с тем, как во времена гонений некоторые наши епископы и священники вынуждены были пойти на то, чтобы лишиться служения - только бы не вступить в соглашение с какой-либо ложью и не осквернить святыню православного исповедания.

Сегодня многие вынашивают планы (как один из запасных вариантов для утверждения беззакония в России) восстановления такой монархии, где уже ничего не осталось бы от ее прежнего благодатного смысла. А сама эта власть, будь то конституционная монархия или монархия, называющая себя прежним именованием, на деле была бы совершенно декоративной, зависимой от власти, осуществляющей контроль над всем, происходящим в России из-за рубежа в интересах именно тех сил, которые хотят окончательно поработить Россию.

Воля Божия - вот тайна отречения Государя от престола. Многие наши богословы и святой Иоанн Шанхайский сравнивают молитву Государя во Пскове с Гефсиманской молитвой Самого Спасителя. Это был тот самый час, когда Николаю II нужно было услышать приговор Божий о судьбах России, о народе, который отрекся от Помазанника Божия, отрекся от власти, преданной Богу, отрекся от крестного целования, которое давалось Помазаннику Божию, и предпочел безбожную жизнь жизни с Богом.

Государь - именно тот человек, в котором с предельной ясностью раскрывается для нас служение веры, до конца преданной воле Божией. Для него исполнение личного христианского долга, то есть следование заповеди Божией, и его общественное служение как Государя было одно и то же, и потому он был так невыносим для всех противников России и Православия. Все враги Царя и России были, действительно, врагами веры и Бога, и это был давний скрытый замысел безбожия, которое стало открыто действовать после того, как добилось своего.

Для каждого понятно, что произошло с Россией после того, как не стало ее Царя - Помазанника Божия. Борьба против веры и против Бога, против света, который был в России, заключалась в борьбе всех врагов России против Царя, благословленного на земное царствование Сыном Света. И в этом был смысл борьбы, главная цель всего, чего добивались враги России. Большинство людей, способствовавших этой борьбе, не понимали этого, как и сегодня многие не понимают того, что происходит с Россией; не понимают, что означает прославление Царя-мученика и каким путем может быть совершено восстановление православной монархии.

Мы должны молиться Господу, чтобы Он просветил наш ум пониманием того, что исполнение личного христианского долга и противостояние силам зла, которые действуют извне, это одно и то же противостояние. Мы должны молиться, чтобы нам дано было понять, что после отречения Государя естественным было последовательное крушение России, потому что именно он, объединяя все, стоял на страже правды, и в том, что враги Православия и России добились его отречения, был великий грех русского народа, открывший свободный доступ всякому греху.

Все, кто участвовал так или иначе в отречении от Помазанника Божия, кто равнодушием, бездействием или своею жизнью был согласен с безбожной идеологией, все, кто виновен своим участием или участием своих детей и внуков в недавней коммунистической лжи, приняли в себя тьму. Мы все виновны в этом событии; грех и ответственность за него лежит на нас, покуда мы не принесем покаяния.

Знаменательно, что именно в этот день отречения России от своего Царя, Божия Матерь совершила чудо, явив свою икону "Державная". Не для того, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом, и Божия Матерь принимает наши беззакония; не для того, чтобы мы совершали такие крестные ходы, которые лишены осознания всего происшедшего и происходящего в России, а для того, чтобы увидеть всю тьму, в какой оказалась Россия вследствие отречения от Царя, и понять, что эта тьма присутствует в каждом из нас. Понять, что заступничеством Богородицы - Матери Света мы можем принести истинное покаяние пред Господом.

Из проповеди протоиерея Александра Шаргунова

Мы затронули один из важнейших моментов жития святых Царственных страстотерпцев - вынужденное отречение от престола.

Не знаю, обращали ли внимание еще на такую возможность осмысления этого шага, как на связь с миролюбием (не путать с мiролюбием) Государя. Не отрекаться? Значит - репрессии, карательная операция. Можно было попытаться собрать верные войска и начать гражданскую войну. Вспоминаются многочисленные примеры - как более древней, так и новейшей истории. Как жестока и беспощадна борьба за власть! И сколько земных владык согрешили в этой борьбе.

Поэтому столь многим сегодня не понятен поступок святого Царя. Он может показаться предательским. На самом же деле, это поступок блаженный, не от мiра сего.

Это уже приближается к словам Господа:
Царство Мое несть от мiра сего: аще бы отъ мiра сего было бы Царство Мое, слуги мои убо подвизалися быша, да не преданъ быхъ iудеомъ: ныне же Царство Мое несть отсюду (Iоан. 18, 36)

ныне же - Да, наступил тогда момент соединенiя с вечностью!

Ну поступил бы Он иначе-пролилась бы ненужная кровь. Все равно уже была воля Божия на 70-летнее рабство.

Но не было бы сейчас у Россiи Царя.

А сейчас - верую - есть!
Святой Царь-мученик! Царствуй над нами, как и прежде! Умири Россiю!

В начало страницы

Отречение Государя Императора Николая Александровича от престола. 2/15 марта 1917 года. Храм Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских в Бирюлеве.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта



Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU