«2-го
марта. Четверг. Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор
по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково,
что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать,
т. к. с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия
в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот
разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2,5 ч. пришли
ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания
армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился.
Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли
Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им
подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова
с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!»
...мы
открываем Царя во всем значении этого слова, как сказано у Василия
Великого: «Каждый правитель может править, но только царь может
умереть за своих подданных». Здесь происходит такое отождествление
Царя с его подданными, то есть с Царством, что все, что бы ни случилось
с Царством, происходит и с Царем; и это не только отождествление,
но и акт любви, принимающий удар на себя, когда Царь становится
на место Своих подданных.
Митрополит
Сурожский Антоний
Праздник
Державной иконы Божией Матери,
который мы отмечаем сегодня, связан с решающим для нашего Отечества
событием насильственного государственного переворота 2(15) марта
1917 года, когда Государь Император Николай II был вынужден отречься
от престола. Многие задают вопрос: "Почему Государь отрекся
от престола? Не было ли это малодушием? Может быть, надо было стоять
до конца?" Великий чудотворец и подвижник нашего времени святитель
Иоанн Шанхайский говорит, что Царь отрекся и сложил с себя царский
венец потому, что не мог исполнять свое христианское царское служение
в условиях, когда не было возможности исполнять его по христианской
совести, когда все окружение Императора вынуждало его к тому, чтобы
он делал то, что противоречило бы исполнению его христианского долга.
Это отречение можно сравнить с тем, как во времена гонений некоторые
наши епископы и священники вынуждены были пойти на то, чтобы лишиться
служения - только бы не вступить в соглашение с какой-либо ложью
и не осквернить святыню православного исповедания.
Сегодня
многие вынашивают планы (как один из запасных вариантов для утверждения
беззакония в России) восстановления такой монархии, где уже ничего
не осталось бы от ее прежнего благодатного смысла. А сама эта власть,
будь то конституционная монархия или монархия, называющая себя прежним
именованием, на деле была бы совершенно декоративной, зависимой
от власти, осуществляющей контроль над всем, происходящим в России
из-за рубежа в интересах именно тех сил, которые хотят окончательно
поработить Россию.
Воля
Божия - вот тайна отречения Государя от престола. Многие наши богословы
и святой Иоанн Шанхайский сравнивают молитву Государя во Пскове
с Гефсиманской молитвой Самого Спасителя. Это был тот самый час,
когда Николаю II нужно было услышать приговор Божий о судьбах России,
о народе, который отрекся от Помазанника Божия, отрекся от власти,
преданной Богу, отрекся от крестного целования, которое давалось
Помазаннику Божию, и предпочел безбожную жизнь жизни с Богом.
Государь
- именно тот человек, в котором с предельной ясностью раскрывается
для нас служение веры, до конца преданной воле Божией. Для него
исполнение личного христианского долга, то есть следование заповеди
Божией, и его общественное служение как Государя было одно и то
же, и потому он был так невыносим для всех противников России и
Православия. Все враги Царя и России были, действительно, врагами
веры и Бога, и это был давний скрытый замысел безбожия, которое
стало открыто действовать после того, как добилось своего.
Для
каждого понятно, что произошло с Россией после того, как не стало
ее Царя - Помазанника Божия. Борьба против веры и против Бога, против
света, который был в России, заключалась в борьбе всех врагов России
против Царя, благословленного на земное царствование Сыном Света.
И в этом был смысл борьбы, главная цель всего, чего добивались враги
России. Большинство людей, способствовавших этой борьбе, не понимали
этого, как и сегодня многие не понимают того, что происходит с Россией;
не понимают, что означает прославление Царя-мученика и каким путем
может быть совершено восстановление православной монархии.
Мы
должны молиться Господу, чтобы Он просветил наш ум пониманием того,
что исполнение личного христианского долга и противостояние силам
зла, которые действуют извне, это одно и то же противостояние. Мы
должны молиться, чтобы нам дано было понять, что после отречения
Государя естественным было последовательное крушение России, потому
что именно он, объединяя все, стоял на страже правды, и в том, что
враги Православия и России добились его отречения, был великий грех
русского народа, открывший свободный доступ всякому греху.
Все,
кто участвовал так или иначе в отречении от Помазанника Божия, кто
равнодушием, бездействием или своею жизнью был согласен с безбожной
идеологией, все, кто виновен своим участием или участием своих детей
и внуков в недавней коммунистической лжи, приняли в себя тьму. Мы
все виновны в этом событии; грех и ответственность за него лежит
на нас, покуда мы не принесем покаяния.
Знаменательно,
что именно в этот день отречения России от своего Царя, Божия Матерь
совершила чудо, явив свою икону "Державная". Не для того,
чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом,
и Божия Матерь принимает наши беззакония; не для того, чтобы мы
совершали такие крестные ходы, которые лишены осознания всего происшедшего
и происходящего в России, а для того, чтобы увидеть всю тьму, в
какой оказалась Россия вследствие отречения от Царя, и понять, что
эта тьма присутствует в каждом из нас. Понять, что заступничеством
Богородицы - Матери Света мы можем принести истинное покаяние пред
Господом.
Мы
затронули один из важнейших моментов жития святых Царственных страстотерпцев
- вынужденное отречение от престола.
Не
знаю, обращали ли внимание еще на такую возможность осмысления этого
шага, как на связь с миролюбием (не путать с мiролюбием) Государя.
Не отрекаться? Значит - репрессии, карательная операция. Можно было
попытаться собрать верные войска и начать гражданскую войну. Вспоминаются
многочисленные примеры - как более древней, так и новейшей истории.
Как жестока и беспощадна борьба за власть! И сколько земных владык
согрешили в этой борьбе.
Поэтому
столь многим сегодня не понятен поступок святого Царя. Он может
показаться предательским. На самом же деле, это поступок блаженный,
не от мiра сего.
Это
уже приближается к словам Господа: Царство Мое несть от мiра сего: аще бы отъ мiра сего было бы
Царство Мое, слуги мои убо подвизалися быша, да не преданъ быхъ
iудеомъ: ныне же Царство Мое несть отсюду (Iоан. 18,
36)
ныне
же - Да, наступил тогда момент соединенiя с вечностью!
Ну
поступил бы Он иначе-пролилась бы ненужная кровь. Все равно уже
была воля Божия на 70-летнее рабство.
Но
не было бы сейчас у Россiи Царя.
А
сейчас - верую - есть!
Святой Царь-мученик! Царствуй над нами, как и прежде! Умири
Россiю!
Отречение Государя Императора Николая Александровича от престола.
2/15 марта 1917 года. Храм Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа
Мир Ликийских в Бирюлеве.