Новые
издания Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского
монастыря
Новая
икона: Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика
Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
По
пророчествам Батюшки
(Преподобный Серафим о плане монастыря и села Дивеева)
Источник: газета
"Дивеевские колокола", июль 2003 г.
Преподобный
Серафим придавал колоссальное значение Дивееву. Он говорил, что
«Саров - это рукав, а Дивеево-то - шуба». Таким образом, великий
Саровский монастырь, который тогда слыл центром паломничества и
славился подвигами монашествующей братии, Преподобный видел всего
лишь как рукав, а Дивеево, бывшее тогда маленькой общинкой, называл
шубой.
Сравнение очень интересное по точности передачи духовной сущности
через общедоступный образ. Дивеево (как красивая, теплая шуба) будет
украшать и согревать Россию. В будущем оно должно нести большую
духовную нагрузку, принимая потоки паломников и невидимых духовных
сил, присутствие которых мы можем и теперь отчасти ощущать. Здесь
силы темные и силы светлые, несомненно, сталкиваются в непримиримой
духовной борьбе. Многие из приезжающих и коренных жителей это, конечно,
чувствуют.
Таково значение Дивеева как духовного центра. Значение его генерального
плана отчасти раскрывается словами Преподобного: «...Тут и Афон,
и Иерусалим, и Киев», а также устным преданием, по которому св.
Канавка является прообразом будущей России.
Стоит процитировать еще раз преп. Серафима: «Ни одного камушка по
своей воле я не поставил на этой земле». В этой цитате две вещи
замечательны: во-первых, он признает себя творцом расположения «камней»,
то есть соборов и других сооружений, и, во-вторых, он утверждает,
что все делал по благословению Свыше. По слову преп. Серафима, при
его духовном окормлении в Дивееве была устроена Канавка. На Канавке
он указал место для мельницы, для которой сам рубил лес. В настоящее
время обнаружен ее фундамент
при строительстве дороги. Она обозначена на Генплане монастыря.
Дело за ее воссозданием.
Батюшка Серафим указал, где строить два ряда келий для девичьей
Мельничной обители, как пристроить церкви Рождества Христова и Рождества
Богородицы к Казанской церкви. Указанные им постройки еще при жизни
старца были в основном закончены. Но дальше он указал точно место
расположения Троицкого собора и передал своему «служке» М. В. Манторову,
как и где надо строить этот собор, буквально уточнив, где забить
колышки по осям фундамента. Когда через десятилетия (а именно в
1848 г.) встал вопрос о строительстве собора, рассматривалось несколько
площадок в разных местах - за Дивеевом и в Дивееве. И все-таки выбор
пал точно на то место, которое было указано преп. Серафимом.
В «Летописи» архимандрита Серафима (Чичагова) опубликован на 263-й
странице план монастыря, собственноручно нарисованный великим старцем
на листке бумаги карандашом. Хотя карандашный рисунок этот на сегодня
почти стерся, но план, к нашему счастью, сохранился вместе с некоторыми
вещами Преподобного и находится теперь в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского
монастыря.
План Серафимо-Дивеевской лавры, составленный и писанный самим старцем
Серафимом
Для работы мне было сделано несколько копий, и я мог детально с
ним поработать. При разной плотности копий на плане были видны различные
детали объектов. В «Летописи» дана схема, но кое-что из того, что
видно на плане, в нее не вошло. В публикации к тому же несколько
искажен масштаб. Исследуя этот план, удалось определить, какие на
нем нарисованы сооружения из существующих ныне, а какие были раньше,
но не сохранились. Наконец, преп. Серафим указывает сооружения,
которые должны быть построены в последующие годы. Читается отчетливо
Троицкий собор, который обозначен крестом, четко обозначены трапезный
храм св. Александра Невского и Игуменский корпус, которые расположены
симметрично по диагонали (если Троицкий собор условно брать за центр).
И это не случайно. Игумения Мария (Ушакова), руководствуясь планом
Преподобного, их так расположила.
На плане читается Канавка, которая была прокопана при преподобном
Серафиме, здесь есть берег реки Вичкинзы. Из существующих зданий
мы больше ничего и не находим. Но, кроме того, здесь указаны два
здания: Игуменский корпус может быть продолжен по нынешней Советской
улице, в сторону «Хлебного корпуса», рядом с которым и должен возникнуть,
по плану преп. Серафима, еще один такой же корпус, как Игуменский.
Оказывается, такой корпус был. Он разобран и вывезен в Елизарьево
в 30-х годах. И в нескольких местах «Летописи» указывается, что
храм св. Александра Невского должен быть дополнен еще одним корпусом
в направлении Казанской церкви, как и нарисовано на плане. Сегодня,
если мы входим в монастырь через Святые ворота, под колокольней,
то слева от нас - Игуменский корпус, а справа - цветники. Это место
предназначается для корпуса прп.Серафима.
Что же касается корпуса, построенного при советской власти для райкома
и ныне используемого в качестве гостиницы, то на рисунке-плане его
нет. Так же, как не нарисована и колокольня. Напротив, преп. Серафим
на плане и по тексту «Летописи» указывает место для колокольни не
здесь, а к западу от Казанской церкви - примерно там, где ныне находится
хозяйственный магазин у развилки дорог. От этого каменного здания
в сторону пруда идет Напрудный переулок. Эти земли, по преданию,
должны войти в состав монастыря. М. В. Манторов имел избушку в этом
месте, и преподобный Серафим пишет: «Мишеньку-то мы подвинем: у
нас тут колокольня будет и будут Святые ворота как раз напротив
Казанской церкви».
В тексте «Летописи» преп. Серафим все время говорит о трех соборах.
Первый собор - это Троицкий, который он называет «мой собор». Он
был построен сначала как холодный, а теперь его сделали теплым.
Этот собор он видел отчетливо, представлял положение его углов и
его архитектурный декор - балясины, цвет. Заказал строить его, и
начали собирать деньги и материалы; потом они, к сожалению, были
использованы на другие цели. Второй собор -Казанская церковь, которая
сегодня восстанавливается, Преп. Серафим всегда говорил монахиням:
«Вы не называйте ее приходской церковью, эта церковь будет отдана
монастырю». Мы теперь дожили до этого времени. Церковь должна быть
обстроена многими приделами и превратиться, по слову преп. Серафима,
в подобие Иерусалимского храма, который имеет несколько десятков
приделов. В храме Иерусалимском, как известно, есть полуподземная
церковь на месте обретения Креста Господня. В Дивееве тоже есть
полуподземная церковь во имя Рождества Богородицы, так что аналогия
сегодня уже просматривается. Прошлым летом были заложены фундаменты
новых приделов.
О третьем соборе священномученик Серафим (Чичагов) пишет мало, но
о нем сохранилось устное предание и остались воспоминания монахини
Серафимы (Булгаковой), вошедшие в сборник «Дивеевские предания».
Этот собор должен быть возведен, как сказано, в начале Канавки,
то есть там, где сейчас располагается столовая школы-интерната.
А ранее на этом месте находилась церковь во имя Тихвинской иконы
Божией Матери. (Эта церковь была превращена в советское время в
мельницу и вскоре сгорела).
М атушка Александра в сеое время не захотела строить собор на указанном
митрополитом Серафимом месте. Они в этом деле разошлись. Эта история
для нас важна тем, что митрополит Серафим (Чичагов) настаивал на
том, чтобы собор этот был возведен на месте Тихвинской церкви. Значит,
он располагал сведениями, дошедшими от преп. Серафима Саровского,
где должен быть третий собор. Речь идет о нынешнем Преображенском
соборе, который долго стоял неосвященным. Его строили в честь иконы
Божией Матери «Умиление». Надо сказать, что в честь «Умиления» собирались
освятить и Троицкий собор - так и его строили, а потом освятили
во имя Пресвятой Троицы. Когда митрополит Нижегородский и Арзамасский
Николай благословил освящать новый собор в честь Преображения Господня,
его тут же и освятили.
Из всего следует, что собор «Умиления» должен появиться на том месте,
которое для него предназначено. Мы с игуменией Серафимой (Чичаговой-Черной)
и доктором архитектуры А. С. Щенковым, заведующим кафедры реставрации
МАрхИ, даже предлагали передвинуть Новый собор (Преображенский)
на то место, которое для него предназначено. Технически это вполне
возможно: по своей грандиозности такой проект мог бы снискать себе
славу строительства храма Христа Спасителя, хотя это несравненно
дешевле. Подобные работы ведутся во всем мире, и в частности у нас
в Москве. Когда я был студентом в 1957 году, нам показывали, как
передвигали на 50 м шестиэтажное здание научно-исследовательского
института, при этом в нем шла обычная работа сотрудников НИИ.
Теперь о главном - о Канавке Пресвятой Богородицы, которая нами
исследована в последние 6 лет. Она была создана по воле Царицы Небесной
еще при жизни Преподобного, который указал архитектурные параметры
этого сооружения. Нами составлен план св. Канавки в масштабе 1:500,
на котором точно нанесен ее контур. Контур Канавки мы обнаружили
под землей с помощью раскопок. Сделано около 60 разрезов поперек
Канавки длиной до 11 м, глубиной - до 3,5. Это колоссальная земельная
исследовательская работа. Еще месяц назад можно было пойти и посмотреть
некоторые откопанные разрезы. Там, где сейчас ведутся работы (в
особенности около богадельни), отлично виден профиль святой Канавки.
Она местами была углублена всего на 1 аршин. Преп. Серафим благословлял
копать ров в глубину на 3 аршина, в ширину 3 аршина, и вал сыпать
высотой 3 аршина. 3 аршина - это сажень, т.е. духовно во имя Пресвятой
Троицы он указывал размерность этой Канавки.
Поэтому ширину основания вала мы определили в 3 саженм.
В заключение несколько слов о будущем села Дивеева, каким оно представляется
на основе исследования данных преподобного Серафима. Во-первых,
должен появиться дивный собор на Канавке. Во-вторых, на колокольне
должен появиться Царь-колокол.
Сейчас отливается колокол весом 64 тонны для Свято-Троице-Сергиевой
лавры. Быть может, на очереди и Серафимо-Дивеевский монастырь...
Монастырь в будущем должен распространиться до границ реки Вичкинзы.
Троицкий собор тогда окажется в центре обители, на пересечении диагоналей
четырехугольника, как и предсказывал преп. Серафим Саровский. Вертьяново,
по его же определению, должно стать городом, а Арзамас - губернией.
Арзамас, как известно, уже был областным административным центром,
а Вертьяново - это та территория, которая, по-видимому, должна особенно
активно развиваться. Пока же застройка идет на север и на юг, а
на запад и восток село строится довольно слабо.
Исходя из этих перспектив, надо вести застройку по объездной дороге
на Саров. И есть уже свидетельства, что там появятся довольно комфортабельные
здания. В то же время нужно готовиться к закрытию проезда от моста
со стороны Вертьянова в центр Дивеева мимо Казанской церкви. Я,
конечно, не имею в виду, что это произойдет «завтра-послезавтра».
Может быть, лет через десять. .. Но этого «крючка» с Арзамасской
улицы в направлении центра вокруг Казанского храма в перспективе
быть не должно. Хотелось бы, чтобы будущий генеральный план села
Дивеево разрабатывался на основе изучения наследия великого Саровского
старца.
С.
Н. ЧЕРНЫШЕВ,
профессор Московского
государственного строительного
университета, автор проекта восстановления святой Богородичной Канавки.
Счет Свято-Троицкого
Серафимо-Дивеевского монастыря, на который следует перечислять пожертвования.
Те счета, которые печатаются в журналах и газетах - неверны!
Волго-Вятский банк Сбербанка РФ г.Нижний Новгород
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Саровское ОСБ 7695/025 с. Дивеево
ИНН 5216001711, КПП: 521601001
р.с. 40703810642410003035
кор.счет. 301018109 0000 0000 603
БИК 042202603
ОКПО 25662707
ОКНХ 98700607320
телефон дежурной (звонить с 9 до 17)
8-83143-4-28-86 (дежурная в колокольне)
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской православной церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи