Месяцы сентябрь и октябрь 1860 года были ознаменованы для Царской
семьи важными событиями и сильными душевными потрясениями. 18 сентября
маленькая Великая княжна Мария Александровна заболела жабой, угрожавшей
опасностью ее жизни. 21-го, когда Великой княжне было плохо, Императрица
родила Великого князя Павла Александровича и еще не оправилась от
родов, как изнурительная болезнь, издавна подтачивавшая силы Императрицы-матери,
приняла тревожный характер.
18 сентября приходилось в воскресенье. Великая княжна, по обыкновению,
гуляла рано утром с Государем, а когда вернулась домой, я нашла
ее очень бледною, и она жаловалась на тошноту. К обедне я ее не
повела. Ее маленькие подруги, Перовские и Гагарины, пришли, как
всегда, провести с нею воскресенье; но она не захотела играть, легла
в постель и проспала большую часть дня. Ночью ее лихорадило, но
к утру ей стало лучше, и доктор позволил ей встать. В течение дня,
однако, симптомы болезни усилились: все тело ее горело, и она находилась
почти постоянно в усыплении; тем не менее мне не удавалось добиться
от нее признания, чтобы у нее что-либо болело и что именно.
На другой день,
20 сентября, мне удалось, наконец, открыть, что у нее болит горло,
и только потому, что она отказалась даже от питья, несмотря на снедавший
ее жар. Исследовав ее, доктор Гартман нашел в горле свойственные
жабе налеты, которые и были прижжены несколько раз, но болезнь не
уступала. Государь и Императрица находились в крайнем беспокойстве
тем более, что в возрасте Великой княжны, приблизительно около 7
лет, они потеряли свою старшую дочь, Великую княжну Александру.
Императрица, несмотря на свое положение, ежечасно навещала малютку
и пришла к ней еще в полночь. Доктор и я умоляли ее отдохнуть несколько
часов. Вдвоем мы должны были следить ночью за Великою княжной и
сообщать Императрице о малейшей перемене в ее состоянии. Императрица
пошла лечь, но в 5 часов утра спешно прибежали за Гартманом, а в
б часов обычные сто пушечных выстрелов возвестили о появлении на
свет Великого князя, нареченного Павлом. Это было 21-го числа, в
день празднования памяти св. Дмитрия Ростовского. Поистине странно,
что за четыре дня до этого Императрица высказывала мне свою уверенность,
что она родит в праздник св. Дмитрия Ростовского, точно так же как
перед рождением Великой княжны она предчувствовала, что ребенок
родится в день Чудотворцев Московских, к которым она всегда питала
особенное благоговение.
Я увидела Императрицу
21-го в полдень. Она мне сказала: "Я совсем не занята моим
бедным новорожденным, все мои мысли с моей маленькой". Открыть
Императрице правду о положении больной я не посмела. Гартман был
очень встревожен, так как болезнь, перепончатая жаба, все усиливалась,
несмотря на прижигания и на рвотное, которое, подействовав, заставило
ребенка жестоко страдать. К вечеру жар удвоился, больная малютка
тяжко стонала, воздух при дыхании проходил через ее горло с сипящим
свистом, похожим на хрип. В смертельной муке сидела я возле нее
и поддерживала ее бедную головку. Она то закрывала глаза, словно
засыпая, то через пять минут снова открывала их с судорожными движениями,
как бы зады хаясь. Государь, бледный как смерть, с мучительной тоской,
застывшей на лице, навещал ее каждые полчаса.
Около 10 вечера
вошла к нам моя сестра Кити и сообщила, что монахиня Лукерья Васильевна
здесь и хочет со мною говорить. Из Дивеевского монастыря, Нижегородской
губернии, монахиня эта была дочерью простого крестьянина и приняла
постриг в двенадцатилетнем возрасте. Теперь ей было 40 лет, и она
находилась в Петербурге в качестве наблюдательницы за молодыми монахинями,
посланными монастырем в столицу для изучения живописи. Великая княгиня
Мария Николаевна, пораженная быстрыми успехами этих молодых девушек,
вышедших почти все из простонародья, взяла их под свое покровительство
и отвела им мастерскую при своем собственном дворце. Там-то я и
познакомилась с Лукерьей, поразившей меня своим умственным развитием,
совершенно непонятным в женщине, не учившейся ни чтению, ни письму.
Слушая ее поэтические рассказы о жизни в Дивеевском монастыре, казалось,
что переносишься, среди XIX века, в эпоху таинственных и прелестных
легенд наших Четий-Миней. Она часто говорила мне об отце Серафиме,
которого видела, будучи ребенком, в его уединенной келье, среди
векового бора, окружающего Саровскую обитель. Мать Лукерьи, исцеленная
от рака на губе молитвами и прикосновением святого отшельника, из
благодарности дала обет посвятить на служение Богу младенца, рожденного
ею после этого чудесного исцеления. Никогда Лукерья не ела мяса
и с ранних лет своего детства была приучаема к молитве и к благочестивым
навыкам. Ее большою радостью было сопровождать свою мать к хижине
Серафима, к которой вела прелестная тропинка, извивающаяся между
гигантскими соснами вдоль прозрачной реки Саров. На этой тропинке
каждодневно видны были сотни богомольцев, бредущих к жилищу отшельника,
чтобы получить от него исцеление от болезней, утешение в скорби,
мудрое руководство в жизни, и почти все возвращались излеченными,
утешенными, просвещенными. Святой старец принимал всех с любовью.
Приходящим к нему он раздавал или частицы просфоры, или церковные
свечи, или немного чистой, как хрусталь, воды из колодца, его руками
выкопанного в годы затворничества, и эти простые дары, полученные
от него, обращались в источник благодати для тех, кто принимал их
с верой. Его взгляд проникал в глубину сердец, его простая и краткая
речь была запечатлена любовью и тою таинственною мудростью, которую
душа его приобрела от долголетнего общения с Богом в тиши природы.
Там он получил дар прозорливости, поражавший спасительным страхом
даже тех, кто приходил в Саровский бор больше из любопытства, чем
из благочестия. Когда Лукерье минуло 12 лет, Серафим благословил
ее на принятие пострига в Дивеевском монастыре, основанном под его
покровительством в двенадцати верстах от Сарова. Предварительно,
однако, Лукерья отправилась пешком в Киев на поклонение мощам, почивающим
в пещерах, а затем, со времени принятия ею монашества, вся жизнь
ее была длинной вереницей трудов на служение монастырю. Часто исполняла
она тягостные обязанности сборщицы подаяний, и благодаря ей воздвигнут
большой и благолепный монастырский храм. Эта девушка, никогда не
читавшая ни одной книги и почерпнувшая все свое образование из церковных
служб, обладала от природы удивительным красноречием, и ее слова,
по сладости, были действительно подобны меду. Она имела дар, когда
советовала или утешала, делать это не впадая в проповеднический
тон и не употребляя, подобно лицам ее состояния, обычных общих мест,
так мало говорящих чувству; ее речь, напротив, била ключом прямо
из сердца и проникала в душу. Поэтому-то я и обрадовалась ее приходу
в час мучительной тревоги. Лукерья принесла мне полумантию Серафима,
под покровом которой он провел в молитве многие ночи и в которой,
коленопреклоненный, он совершал последнее моление, когда душа его
вознеслась к Богу. Мантия эта хранилась, как священное наследие,
у старика притоиерея Назария Добронравина, друга Серафима и настоятеля
дворцового храма в Гатчине. Эту-то святыню и доставила мне Лукерья,
с своими молитвами. Я тотчас отнесла ее к больной, которую спросила:
"Хотите, я вас покрою мантией Серафима?" — "Дайте",
— отвечала она и, перекрестившись, совершенно просто произнесла:
"Отче Серафим, моли Бога о мне". После этого она немедленно
заснула и немедленно же ослабел хриплый свист в ее горле; через
пять минут она дышала так тихо, что ее не было слышно, а через десять
появился обильный пот. Она едва открыла глаза и, сказав мне: "горло
почти совсем не болит", снова впала в глубокий и спокойный
сон. Вошел Государь, я показала ему мантию и в немногих словах изложила
ее происхождение. Государь осенил себя крестным знамением. Девочка
все продолжала спать. В 3 часа доктор, к своему удивлению, нашел
ее все в поту и без лихорадки. Лукерья, видя меня изнеможенной от
трех дней мучительной тревоги и от двух совершенно бессонных ночей,
обратилась ко мне со словами: "Усните спокойно, св. Серафим
охранит ребенка". Я заснула у кровати больной таким крепким
сном, что не слышала прихода Государя, навестившего рано утром свою
маленькую дочь. Мария Александровна проснулась поздно и спросила
мне своим обыкновенным голосом: "Где Лукерья?" — "Она
у меня и молилась за вас эту ночь". — "Я хочу ее видеть".
Лукерью ввели в комнату, и Великая княжна, протянув ей руку, сказала:
"Благодарю за то, что вы молились обо мне. Горло у меня очень
болело; когда же меня накрыли мантией, все прошло". Затем она
тотчас заснула вновь и проспала почти весь день. Есть она не хотела,
а просила пить, неизменно прибавляя: "но святой воды"
и, выпив, крестилась. Сколько искренности и чистоты в вере детей,
и как понятны слова Спасителя, что их есть Царство небесное! Какая
была радость иметь возможность объявить Императрице, что ее дочь
вне всякой опасности! Государыня слушала мой рассказ о том, что
произошло ночью, много плакала. Впоследствии Государь пожаловал
основанному Лукерьей Серафимо-Понетаевскому монастырю 600 десятин
земли. Выздоровление Великой княжны пошло довольно быстро, и уже
25 она была в состоянии встать с постели в первый раз.
Невыразимо
было счастье Императрицы при виде дочери, хотя слабенькой и бледной,
но совсем выздоравливающей. Ухаживавшие за Великой княжной во время
ее болезни служанка и две племянницы камерфрау Тизенгаузен заболели
скарлатиной, от которой служанка Пелагея даже чуть не умерла. В
первых числах октября месяца в состоянии здоровья Императрицы-матери
стали обнаруживаться тревожные явления .Предшествующую зиму она
провела в Ницце и вернулась в Россию 26-го июля, нося на лице отпечаток
изнурительной болезни, которая вскоре и прекратила ее дни. Как только
наступили первые осенние холода, симптомы недуга обострились; доктор
императрицы Карель объявил ей, что не может ручаться за ее жизнь,
если она будет настаивать на проведении осени в Петербурге. — "А
если бы я уехала, могли бы вы поручиться за нее?" —Жизнь в
руках Божиих, Ваше Величество", — ответил уклончиво доктор.
— "Мой добрый Карель, — сказала ему Государыня с тем простым
величием, которое ее отличало, — русской Императрице не подобает
умирать на больших дорогах: я останусь". Говорят, она много
плакала, однако, в этот день приняв решение остаться, вскоре успокоилась.
16-го болезнь быстро пошла вперед. Императрица- мать подверглась
припадкам удушья, за которыми следовал продолжительный и полнейший
упадок сил. Очень беспокоились, что Государь, которого ожидали к
9 часам вечера, опоздает и не застанет своей матери в живых. Императрица
Мария Александровна, плохо оправившись от родов, так как выздоровление
ее замедлилось от почти постоянных душевных тревог, сильно волновалась
и, вопреки мнению врачей, ..непременно хотела поехать в Александровский
дворец; получив же весьма тревожную записку от Великой княгини Марии
Николаевны, сообщавшей, что Императрица-мать умирает, она, никого
не слушая, поспешила к своей свекрови. Но тревога была напрасна:
больная успокоилась и заснула.
Государь приехал
вечером, очень усталый и, по виду, очень больной. Ночь он провел
в Александровском дворце вместе с Императрицей, комната которой
была холодная.
1-го октября
приехали Великая княгиня Ольга Николаевна и Великий князь Михаил
Николаевич; таким образом, все дети Императрицы собрались около
умирающей матери, чтобы получить ее последнее благословение.
18-го Государь
предложил ей причаститься еще раз. "Возможно ли это? Какое
счастье!" — сказала она и причастилась с большим умилением.
Великая княгиня Ольга Николаевна и Великий князь Михаил Николаевич
должны были приехать вечером. Она ждала их с нетерпением и в минуты
бреда с тоской призывала их обоих. Для приема Ольги Николаевны она
велела подать себе нарядный чепец. Около семи часов больная почувствовала
себя очень удрученною и пожелала перейти с кровати на кушетку. Государь
и его братья перенесли ее на руках; когда же ее спросили, не утомило
ли ее это перемещение, она ответила; "О нет, носильщики были
такие милые!" В эту минуту Императрицу окружали все ее близкие;
она издала радостное восклицание и сделала движение рукой, как бы
благословляя их всех. Государю она передала футляр с убором из аметистов,
который предназначала Императрице Марии Александровне, как крестильный
подарок; но до передачи она некоторое время держала его в руках
и внимательно рассматривала.
Ночь была очень
беспокойна: Императрица совсем не уснула и в бреду призывала Императора
Николая, дочь Александру Николаевну, зятя герцога Максимилиана Лейхтенбергского
и других умерших членов семьи, и обращалась к ним как бы видя их
возле себя. 19-го Императрица Мария Александровна, хотя еще очень
хворавшая, пожелала с утра вернуться в Александровский дворец. Около
часа я получила от нее записку следующего содержания: "Просят
мантию Серафима, чтобы успокоить сильное волнение Императрицы. Пришлите
мне ее". Час спустя я отвезла Великого князя Сергия в Александровский
дворец. Там мы застали всех коленопреклоненными в комнате смежной
с той, где лежала Императрица-мать. Читали отходную. Впоследствии
Императрица (Мария Александровна) рассказывала мне, что когда принесли
мантию Серафима, Государь обратился к своей матери со словами: "Вот
святыня, которую Мари вам посылает; она облегчила ее в болезни.
Позволите ли возложить ее на Вас?" — "С радостью",
— ответила больная. Почти тотчас волнение ее успокоилось, и вдруг,
как будто мысль о близкой кончине внезапно озарила ее душу, она
сказал сыну: "А теперь я хочу тебя благословить и проститься
со всеми!" Затем она довольно долго говорила с ним, но язык
ее уже костенел, и речь ее была до того невнятна, что Государь разобрал
только слова: "Теперь все ляжет на тебя, на тебя одного!"
Далее наступило одно из самых величественных и трогательных зрелищ,
какое когда-либо приходилось видеть. Умирающая Императрица лежала
на кровати посреди обширного покоя, боковые двери которого с двух
противоположных сторон были настежь отворены, и в течение часа проходили
мимо ее смертного одра, один за одним, медленно и торжественно,
не только все члены многочисленной Царской семьи и друзья дома,
но и лица свиты и вся прислуга, до простого истопники включительно.
Каждый подходил и целовал в последний раз руку умирающей Монархини.
Слабым голосом она повторяла: "прощайте, прощайте все!"
К тем, кто ее любил и знал и кто служил ей в течение долгих лет
ее молодости, счастья и величия, она обращалась с последним взором
любви, с последним знаком благоволения. И это расставанье, величественное
и простое, было достойным завершением жизни Королевской дочери и
Царской супруги, сохранившей, среди обаяния могущества, которым
окружила ее судьба, смеренное, любящее, доброжелательное и детски-чистое
сердце.
Было 8 часов,
я должна была вернуться к детям, которые вставали в это время; когда
я входила, меня остановил камердинер Императрицы и сказал: "Для
разрешения ее души, прикажите отворить в церкви царские двери".
Молитва перед открытыми царскими вратами облегчает и ускоряет борьбу
души и телом. Я зашла к о. Иоанну Васильевичу (Рождественскому)
и просила его отворить царские двери. На это утро я пригласила о.
Добронравина, приславшего мантию Великой княжне, отслужить у нее
в комнатах панихиду по о. Серафиме, и едва он приехал, как вошел
камердинер и доложил: ''Ее Величество скончалась!" При этом
известии о. Добронравин сказал: "Мы будем молиться за нее в
одно время с о. Серафимом; пусть первая панихида по ней будет под
покровом его молитв". Божественную службу он совершил одновременно
за упокой душ Серафима и Императрицы, и, таким образом, на самой
первой панихиде по ней, ее имя слилось с именем Святого, который,
быв современником царствования Императора Николая, в своем уединении,
несомненно, призвал на него и на нее заступничество свыше. Императрица-мать
любила Серафима, верила в его святость, говоря о нем, называла его
своим добрым старичком, и однажды призывала к себе одного из его
учеников, иеромонаха Иоасафа, для того, чтобы он поведал ей о его
жизни и кончине.
Анна Тютчева
Счет Свято-Троицкого
Серафимо-Дивеевского монастыря, на который следует перечислять пожертвования.
Те счета, которые печатаются в журналах и газетах - неверны!
Волго-Вятский банк Сбербанка РФ г.Нижний Новгород
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Саровское ОСБ 7695/025 с. Дивеево
ИНН 5216001711, КПП: 521601001
р.с. 40703810642410003035
кор.счет. 301018109 0000 0000 603
БИК 042202603
ОКПО 25662707
ОКНХ 98700607320
телефон дежурной (звонить с 9 до 17)
8-83143-4-28-86 (дежурная в колокольне)
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской православной церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи