История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

К 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского

О почитании преподобного Серафима Саровского
семьей святого Царя-страстотерпца Николая II

Старец Саровской пустыни Серафим почитался святым уже при жизни. Слава о нем как об истинном Угоднике Божием pacпостранялась по всей России. Для советов, духовных бесед, исцелений от болезней к Старцу приходили множество людей, и знатных, и простых (Старец скончался в 1833 году). Духовные наставления преподобного Серафима были изданы в Москве уже в 1839 году вместе с Жизнеописанием Саровского старца и пустынника схимонаха Марка, а первое Житие старца Серафима под названием «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника», составленное иеромонахом Саровской пустыни Сергием (после кончины старца Серафима подвизавшимся в Троице-Сергиевой Лавре), издано в Москве в 1841 году. Выходу в свет первого Жития старца Серафима много способствовали духовный ученик Преподобного, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев), которому Старец предсказал, что ему Промыслом Божиим будет вверена «обширная Лавра», и митрополит Московский Филарет, глубоко почитавший старца Серафима.

Старец Серафим был известен Царскому Дому Романовых задолго до канонизации Преподобного, совершившейся в 1903 году. По бытовавшей в народе легенде, с преподобным Серафимом встречался Император Александр I, весть о Саровском подвижнике, обладавшем глубоким смирением, дарами пророчества и прозорливости, могла дойти до Царя от посещавших Преподобного особ шатпых русских фамилий.1 Многие пророчества Старца были связаны с судьбой России и русских Госусударей. Некоторые из них приведены в письме титулярною советника Н. A. Мотовилова (исцеленного старцем Серафимом) от 9 марта 1854 году к Государю Императору Николаю I, письмо было прочитано Императором, оно сохранилось с его пометами карандашом 2.Еще ранее Н. А. Мотовилов извещал в докладной записке министру Двора графу В. Ф. Адлербергу о том, что Преподобный в 1832 году открыл ему «всю жизнь Его Императорского Величества — и заповедал всеподданейше доложить о словах его не иначе, как лично Самому Великому Государю Императору».3 Из письма известно, что Старец говорил о помощи Божией Императору Николаю I в делании на пользу «Церкви Святой Православной нашей и единой во всей вселенной истинной — непорочно Апостольской Вселенской Церкви Христовой» (об отце Императора Николая I Императоре Павле I — «не многия из царей русских подобно ему послужили Церкви Божией»), благополучном царствовании «Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича», несмотря на злоумышления и измены («по-русски — Декабризма, а по-вселенски — Масонства» 4 ), врагов внутренних и внешних, которые «будут всячески возстановлять Землю русскую противу Государя», о том, что невидимою Своею десницею Господь «даст полную победу поднявшим оружие за Него за Церковь и за благо нераздельности Земли русской».

Для Государыни Александры Феодоровны, Августейшей Супруги Царя Николая I, был изготовлен специальный экземпляр издания Жизнеописания Старца, составленного иеромонахом Иоасафом.

Увеличить

К тексту
Ил 1. Старец Серафим в Ближней пустыньке.
1840-е годы. Акварель П. Ф. Борель, Санкт-Петербург.
Российская государственная библиотека, Москва

Увеличить

К тексту
Ил 2. Праведная кончина старца Серафима.
1840-е годы. Акварель П. Ф. Борель, Санкт-Петербург.
Российская государственная библиотека, Москва

Это Житие — «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафий Симеоновны Мельгуновой» — было впервые напечатано в Санкт-Петербурге в 1849 году. Призвав однажды иеромонаха Иоасафа, Императрица просила рассказать о жизни Старца.5 Государыня любила преподобного Серафима, называя его «добрым старичком», говоря: «я знаю, что этот добрый старичок поможет мне хорошо умереть»6, и верила в его святость.

Экземпляр Жития, принадлежавший Императрице Александре Феодоровне с ее личным экслибрисом (книга происходит из библиотеки Зимнего Дворца, Российская государственная библиотека) украшают пять небольших, наклеенных на вплетенную в книгу бумагу акварелей (с применением гуаши и, видимо, позднее лака) с изображениями Богоматери «Умиление» — списка с иконы, перед которой скончался преподобный Серафим, и четырех сцен из жизни Старца. На акварелях, выполненных в 1840-х годах известным литографом и живописцем-акварелистом П.Ф. Борелем, обучавшемся в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, запечатлены следующие сюжеты: «Старецъ Серафимъ трудящийся въ пустыне»7 (в Ближней пустыньке, недалеко от Саровского монастыря) (ил. 1); «Кончина старца Серафима. 1833 году января 2-го»8(позднее на иконах кончина старца будет называться Праведной кончиной). Эта акварель имеет подпись мастера: П. Борель, 184... — лист обрезан.

Коленопреклоненный Старец почил в молитве перед иконой Богоматери «Умиление» (ил. 2); «Старецъ Серафимъ молящийся на камне» (старец изображен в молении в лесу днем, впоследствии, в соответствии с житийными рассказами, Преподобного будут изображать в молении на камне ночью); «Старецъ Серафимъ въ пустыне кормить Медведя». Эти замечательные акварели, редкие житийные изображения преподобного Серафима в этой технике, драгоценны тем, что передают прижизненные черты лика Старца, узнаваемые и на портретах Преподобного.

Семья Императора Александра II (сына Императора Николая I) также почитала Саровского пустынника Серафима, прославившегося многочисленными чудотворениями не только при жизни, но и по смерти. Во время тяжелой болезни единственной дочери Царя Великой Княжны Марии Александровны в 1860 году в Александровский Дворец Гликерией Занятовой (впоследствии игуменьей Серафимо-Понетаевского монастыря Евпраксией) была доставлена полумантия старца Серафима, от которой малолетняя Княжна получила исцеление. При последовавшей вскоре кончине Императрицы Александры Феодоровны полумантия Преподобного была положена на постель умирающей, которая получила облегчение и простилась с приближенными. Святыня хранилась у «друга Серафима», уже старого протоиерея Назария Добронравина, настоятеля дворцового храма в Гатчине.9

К 1903 году, после написания архимандритом Серафимом (Чичаговым) представленной Царю Николаю II «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», стала очевидной необходимость церковного прославления всенародно почитаемого и любимого старца Серафима Саровского. Канонизация Старца совершилась по настоянию Государя Николая II. В появившемся 19 июля 1902 года, в день рождения преподобного Серафима, правительственном сообщении Царь свидетельствовал, что он «разделяет веру народную в святость старца Серафима и его предстательство пред Богом за притекающих к нему с молитвою».

В Деянии Святейшего Синода от 29 января 1903 года было приведено выраженное желание Государя: «дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейнаго старца». Святейший Синод постановил: «благоговейнаго старца Серафима, почивающаго в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божией прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорскаго Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою».10

Тысячи людей в июльские дни 1903 года, дни прославления преподобного Серафима, собрались в Московском Кремле, заполнив не только Соборную площадь, но и Царскую около колокольни Ивана Великого, а также пространство у Чудова монастыря, располагавшегося недалеко от Спасских ворот, через которые проходили многочисленные богомольцы. В Успенском соборе рядом с иконой новопрославленного Святого в особом драгоценном ковчеге для поклонения была помещена малая монашеская полумантия преподобного Серафима 11, доставленная из домовой церкви московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича (дяди Императора Николая II). Это была полумантия, от которой получила исцеление дочь Императора Александра II Великая Княжна Мария Александровна и которая сохранялась теперь у сына Императора Александра II Великого Князя Сергея Александровича.

 

Увеличить

К тексту
Ил. 3. Крестный ход со святыми мощами преподобного Серафима в Саровском монастыре 19 июля 1903 года.
1903 год. Хромолитография. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря

Вокруг Успенского собора Московского Кремля были совершены во главе с митрополитом Московским Владимиром торжественные крестные ходы, в которых носилась полумантия Святого. Доступ в Успенский собор не прекращался с 18 по 20 июля днем и ночью.

Их Императорские Величества Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Феодоровна прибыли 17 июля на открытие святых мощей Преподобного в Саровский монастырь. Их ждали с огромным нетерпением. Среди Высочайших Особ присутствовали также мать Царя Государыня Императрица Мария Феодоровна, Великая Княгиня Ольга Александровна с Августейшим Супругом, Великий Князь Сергей Александрович с Супругою Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, а также высшие государственные сановники. Исполнилось пророчество преподобного Серафима о посещении Сарова и Дивеева Царской Фамилией. Толпы, стены народа, приехавшего как из Средней России, так и из отдаленных мест Российской Империи, Сибири, Кавказа, стояли по пути следования Государя. Народ заполнил все пространство около монастыря, внутри него. В Сарове с особой силой проявилась любовь православного народа к Святому и Царю. «Русь Православная — это нераздельно: Царь и народ» 12, «куда Царь с Царицами, — туда и народ со своими котомками за спиной ... прорвалась русская натура и, — тихая обитель оглушена, и перед самым собором, громовым — «ура...».13 До прибытия Государя, утром 17 июля, к Саровскому монастырю подошли крестные ходы из Дивеевского и Понетаевского монастырей. 18 июля во время Всенощного бдения совершилось прославление Преподобного. Святые мощи старца Серафима были поставлены в Успенском соборе Саровского монастыря. При перенесении их в собор весь народ с зажженными свечами в руках опустился на колени. Гроб Святого во время величественного крестного хода, совершенного вокруг храмов обители, нес впереди Государь (ил. 3 ). 19 июля во время Божественной Литургии при пении «Приидите, поклонимся» святые мощи Угодника Божия были обнесены вокруг престола и положены в мраморную раку под высокой пятиглавой удивительной красоты сенью, изготовленных по Царскому заказу. После Божественной Литургии вновь был совершен крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских церквей. Как и накануне, в народе слышались плач и рыдания, молитвенные воздыхания к преподобному Серафиму. В эти дни совершились многочисленные исцеления болящих. В один день у источника преподобного Серафима было собрано до пятнадцати костылей, оставленных исцелившимися хромыми.

Царская Чета молилась у святых мощей Угодника Божия Серафима в дни его прославления в Саровском монастыре о даровании ей Наследника Престола. Царица Александра Феодоровна ночью купалась в целебном источнике святого Серафима. 20 июля Царь с Царицей посетили Серафимо-Дивеевский монастырь, блаженную Прасковью Ивановну (Пашу Саровскую), предсказавшую рождение Наследника, и жену Н.А. Мотовилова Елену Ивановну, которая, по преданию, передала письмо преподобного Серафима, адресованное тому Государю, который приедет в Дивеево 14. Позднее Царь Николай II говорил: «Что касается святости и чудес святого Серафима, то уже в этом я так уверен, что никто никогда не поколеблет мое убеждение. Я имею к этому неоспоримые доказательства».15

В начале XX в., около 1903 года, в Москве был изготовлен хранившийся в Александровском Дворце Царского Села, деревянный, обложенный серебром и украшенный жемчугом и сапфирами складень-ларец для реликвий старца Серафима (Государственный Эрмитаж) 16, принадлежавший Царской Семье (ил. 4 ). На левой створе складня — живописное изображение благословляющего преподобного Серафима в рост, в белом балахоне, чуть согбенного, с большим медным крестом — материнским благословением (в такой иконографии Преподобного часто изображали в XIX в., в том числе на полотнах живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря). В ковчеге правой створы складня хранились: вверху засушенные цветы из Сарова (их части под слюдой сохранились), а также, что следует из архивного описания, скуфья Святого.17

30 июля 1904 года родился Наследник Престола Цесаревич Алексей. Царь записал в дневнике: «Незабвенный великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божия... родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем». 18 Близкие к Императрице люди отмечали: «Для Государыни рождение Наследника явилось результатом долгих часов, проведенных в жаркой молитве, символом Божия благословения...».19 В память рождения Наследника Престола по всей России строились храмы во имя преподобного Серафима 20, писались иконы Святого: сестры Усть-Карабольской Покровской женской общины Екатеринбургской епархии приобрели в память о рождении Наследника образ святого Серафима; калужский мещанин И.И. Зотов пожертвовал в Васильевскую церковь г. Козельска в связи с рождением Наследника иконы преподобного Серафима Саровского и митрополита Московского Алексия, Небесного покровителя Цесаревича; Л. Лускалова, жена священника Кишиневской епархии, пожертвовала образ преподобного Серафима в память этого же события в Спиридоньевскую церковь с. Вален Измаильского уезда.21 Множество икон новопрославленного Святого было написано в России в начале XX столетия. В Москве для Покровского придела Архангельского Кремлевского собора в 1904 году были созданы парные иконы, связанные с Царской Семьей: преподобного Серафима Саровского с прославленным в лике святых в царствование Николая II в 1896 году, незадолго до святого Серафима, святителем Феодосией Черниговским и митрополита Московского Алексия с мучеником Иоанном Воином (память этого святого праздновалась 30 июля, в день рождения Цесаревича Алексея) в память рождения Цесаревича «усердиемъ общества хоругвеносцевъ придворнаго Архангельскаго собора» (Музей «Московский Кремль»).

Увеличить

К тексту
Ил 4. Складень-ларец для реликвий святого Серафима Саровского.
Около 1903 года, Москва.
Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

Увеличить

К тексту
Ил 5. Икона преподобного Серафима Саровского.
Начало ХХ века. Монахиня Серафима (Петракова)
Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря.
Из пещерного храма преподобного Серафима Саровского в Царском Селе (из книги «Феодоровский Государев Собор»)

Увеличить

К тексту
Ил. 6. Вид моленной Императрицы Александры Феодоровны в пещерном храме преподобного Серафима Саровского в Царском Селе.
1913 год. Масло. Л. А. Сырнен (из книги «Феодоровский Государев Собор»)

Увеличить

К тексту
Ил 9. Дарохранительница из пещерного храма преподобного Серафима Саровского в Царском Селе.
Фото 1910-х годов (из книги «Феодоровский Государев Собор»)

Царь Николай II с особой радостью отмечал основания храмов во имя преподобного Серафима, благословлял образами святого Серафима, например, в 1911 году на миссионерское служение основателя духовной миссии на Камчатке иеромонаха Нестоpa (Анисимова), повелев ему всегда носить образ Святого с собой, особенно в поездах по Камчатке, сказав: «Да укрепит и сохранит вас, о. Нестор, преподобный Серафим»" 22 (Святой имел особое значение в жизни владыки Нестора Камчатского). Царь особо ценил изображения святого Старца, выходящие из живописной и иконописной мастерских Серафимо-Дивеевского монастыря, отмечая духовную высоту и мастерство сестер обители. При посещении Дивеевского монастыря 20 июля 1903 года Царь наградил старшую сестру, руководительницу живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, монахиню Серафиму (Петракову) золотым крестом. 23

В Царском Селе, месте пребывания Царской Семьи, для чинов собственного Его Величества конвоя и собственного Его Величества сводного пехотного полка в 1909 году была основана временная церковь во имя святого Серафима Саровского. Здесь была поставлена икона преподобного Серафима, написанная монахиней Серафимой и освященная у святых мощей Преподобного в год его прославления (ил. 5 ). Основой иконографии этого образа послужил прижизненный портрет Старца живописца Академии Художеств Д. Евстафьева.

Увеличить

К тексту
Ил 7. Северо-восточная часть пещерного храма преподобного Серафима Саровскою в Царском Селе.
Фото 1910-х годов (из книги "Феодоровский Государев Собор")

Увеличить

К тексту
Ил 8. Южная часть иконостаса пещерного храма преподобного Серафима Саровского в Царском Селе.
Фото 1910-х годов (из книги "Феодоровский Государев Собор")

Временная церковь предшествовала Государеву Феодоровскому собору, основанному во имя родовой святыни династии Романовых Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя Небесного покровителя Цесаревича Алексея митрополита Московского Алексия. Большой Государев Феодоровский собор освятили 20 августа 1912 года. В нижний пещерный храм собора была перенесена временная церковь во имя преподобного Серафима Саровского, освященная 27 ноября 1912 года. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, прибывшая из Москвы ко дню освящения пещерного храма, привезла святыню — полумантию преподобного Серафима. Пещерный храм был местом молитв Царской Семьи. В храме с низкими сводчатыми потолками не было естественного света, что располагало к особому молитвенному настроению. В южной части храма при алтаре была устроена отдельная небольшая моленная Императрицы Александры Феодоровны (ил. 6 ). В ней находились иконы святого Серафима в молении на камне и кормящего медведя (последняя была написана на доске от келий Преподобного), реликвии из Сарова. Икона Преподобного монахини Серафимы помещалась в северо-восточной части храма (ил. 7 ).

Особенно много свечей возжигалось у находившегося рядом с иконой Святой Троицы образа святого Серафима в молении на камне (Музей истории религии) в местном ряду иконостаса, с южной его стороны — здесь обычно стояла Царская Семья во время богослужения (ил. 8 ). На аналое в этой же части храма находилась икона Преподобного с частицами его святых мощей, частью волос и мантии. На престоле пещерного храма Дарохранительница (жертва Саровской обители) имела вид сени над ракой со святыми мощами Святого в Успенском соборе Саровского монастыря 24 (ил. 9 ). В храме находился ковчег с частицей мощей Святого. Внутреннее убранство пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского, как и формы Феодоровского собора, возрождали традиции церковного искусства Древней Руси. В храме было много древних икон, новые «в духе XVII века» было поручено писать московскому иконописцу Н.С. Емельянову. 25

Слева от входа в храм стоял образ святого Серафима — работа и приношение иконописца В.П. Гурьянова. О Государевом Феодоровском соборе и пещерном храме преподобного Серафима была издана книга, экземпляры которой подносились различным лицам по повелению Царя Николая II (ил. 10 , ил. 11 ).

К 1912 году — году освящения Государева Феодоровского собора — относятся сохранившиеся иконы, исполненные в Москве иконописцем, поставщиком Двора Его Императорского Величества В.П. Гурьяновым.
На них преподобный Серафим Саровский изображен вместе с Небесным покровителем Цесаревича Алексея митрополитом Московским Алексием в молении родовой святыне Дома Романовых Феодоровской иконе Богородицы. Иконы украшены окладами в мастерской братьев Мишуковых (Третьяковская галерея, Исторический музей). Эти образы свидетельствовали об особом предстательстве святого Серафима за Царскую Семью и Наследника Престола. На иконе у митрополита Алексия на свитке надпись: «Се азъ отхожду от жития сего, тебе же сыном твоимь и всему роду твоему...».

Подобные образы могли находиться в Феодоровском соборе или предназначаться для домашних келейных молитв членов Царской Семьи. Иконописцем В.П. Гурьяновым писались также житийные иконы святого Серафима, например, образ 1908 года в окладе, поднесенный иконописцем Царю Николаю II в знак «беспредельной благодарности за оказанную Великую Царскую Милость» — Царь явился восприемником от купели дочери В.П. Гурьянова Зои (Музей истории религии).

К 300-летию Дома Романовых в 1913 году В.П. Гурьяновым была написана икона Небесных покровителей Царской Семьи — святителя Николая Чудотворца (Царя Николая II), святой царицы мученицы Александры (Царицы Александры Феодоровны), митрополита Московского Алексия (Цесаревича Алексея) и преподобного Михаила Малеина (первого Царя династии Романовых Михаила Феодоровича) в молении перед Феодоровской иконой Богородицы, с видом Московского Кремля (Государственный Эрмитаж). 26

Небольшой, прославившийся чудотворениями образ преподобного Серафима Саровского, привезенный из Сарова после канонизации Старца, стоял у изголовья Наследника Цесаревича Алексея. По просьбе Великой Княгини Елизаветы Феодоровны его передала Императрице Александре Феодоровне схиигумения Фамарь (Марджанова).27 Этот образ сопровождал Царственных Мучеников до Их кончины и был зафиксирован в описи икон Ипатьевского дома в Екатеринбурге, составленной генералом М.К. Дитерихсом. 28

Увеличить

К тексту
Ил 10. Книга "Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. Вып 1. Пещерный храм во имя преподобнаго Серафима Саровскаго Чудотворца"
1915 год. Россия. Москва.
Издание Феодоровского Государева Собора.
Из библиотеки Императора Николая II
Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

Увеличить

К тексту
Ил 11. Титульный лист книги "Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. Вып 1. Пещерный храм во имя преподобнаго Серафима Саровскаго Чудотворца"
1914 год
Художник Б. В. Зворыкин
(из книги "Феодоровский Государев Собор" )

 



К тексту
Ил 12. Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского.
1998 год. Иконописцы Людмила и Владислав Низовы Москва

На современных иконах святого Царя-страстотерпца Николая II изображают с иконой святого Серафима 29 (ил. 12 ). Святой Царь — с красным крестом, как мученик, в белых одеждах, символизирующих чистоту и святость преображенного, обоженного человеческого существа (белый мундир Преображенского полка и напоминание об одежде Царя на Торжествах в Сарове в 1903 году), лики высветлены белилами. Фон иконы красный. Красный цвет — символ мученичества и одновременно цвет Воскресения Христова, Пасхальной радости, победы над смертью искупительной Жертвой Христовой. Царь держит икону святого Серафима, лик которого приходится на область сердца Государя. Красные кресты на епитрахили, поручь Святого и окаймляющая икону опушь связаны с цветом красного фона и имеют ту же символику, напоминая о превышающем человеческие силы подвиге Преподобного, молившегося 1000 дней и ночей на камне против сил сатанинских, чтобы «стереть главу змия и разорвать все его сети и искушения», и Пасхальной радости, которая не оставляла Святого уже при жизни. Серебряные сканые венцы святых на иконе с серебристым жемчугом и красными стразами сияют светом небесной славы.

Ныне святой Серафим Саровский и святой Царь-страстотерпец Николай II, принявший мученическую кончину, молятся у Престола Божия за Россию. Святой Старец-провидец и святой Царь-мученик таинственно и неразрывно связаны в судьбе России, Русской Православной Церкви, памяти народа. Духоносного старца Серафима Саровского Чудотворца называют пророком Божиим. 30 Защитник Православного Царства великий старец Серафим и последний русский Царь-страстотерпец, не изменивший ни Православию, ни Царству, — святые будущей Православной России. На месте сожжения в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом убиенной в 1918 году Царской Семьи в 2000 году основан монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Второй храм освящен в монастыре в 2001 году во имя преподобного Серафима Саровского.

Н. Н. Чугреева,
старший научный сотрудник Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева

ПРИМЕЧАНИЯ
1.Легенда о старце Серафиме Саровском, Императоре Александре I и Императрице Елизавете Алексеевне // Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. (С новыми сведениями о старце). СПб., 1908. С. 141—148. Переизд.: М., 1990.Вернуться к тексту
2. ГАРФ. Ф. 109. Оп. 29 (III отд. 1 эксп.). 1854 г. Д. 93. Цит. по: Николай Александрович Мотовилов и Дивеевская обитель: — Изд-е Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря, 1999. С. 132,133.Вернуться к тексту
3. Там же. С. 119.Вернуться к тексту
4. Там же. С. 147.Вернуться к тексту
5. Аксакова А.Ф. [урожд. Тютчева]. Святой Серафим Саровский в царской семье. СПб., 1903. Переизд.: Угодник божий Серафим / Сост. игум. Андроник (Трубачев), А.Н. Стрижев. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. С. 12.Вернуться к тексту
6. Там же; Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998. С. 554 (репр.).Вернуться к тексту
7. Акварель опубликована. См.: Библиотека императрицы Александры Федоровны (Старшей) в собрании Российской государственной библиотеки. М., 2002. Ил. на с. 23.Вернуться к тексту
8. Акварель опубликована См.: Дуров В А. Книга в Семье Романовых. М., 2000. Ил. 107 на с. 150.Вернуться к тексту
9. Аксакова А.Ф. [урожд. Тютчева]. Святой Серафим Саровский в царской семье. С. 7—11.Вернуться к тексту
10. Деяние Святейшаго Синода. 29-го января 1903 года. // Цит. по: Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. С. 9—16.Вернуться к тексту
11. ЦВ. Прибавления. 1903. № 30. С. 1146—1147; Из сообщения о праздновании в Москве открытия мощей преподобного Серафима Саровского (МЦВ. № 30. С. 397 — 398) // Православная Москва в начале XX века. Сб. документов и материалов / Авт.-сост. А.Н. Казакевич, А.М. Шарипов. М., 2001. С. 57-58, 585.Вернуться к тексту
12. Архимандрит Андрей (Ухтомский). Царь и народ. Казань, 1903. Переизд.: СПб., 1998. С. 25.Вернуться к тексту
13. Архимандрит Сергий (Страгородский). Письма из Сарова. 13—22 июля 1903 года. СПб., 1903. Переизд.: Б/м, 1999. С. 44.Вернуться к тексту
14. Монахиня Серафима (Булгакова). Дивеевские предания // Дивеевские предания / Сост., подгот. текста и примеч. А. Стрижева. М., 1996. С. 41; Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь-мученик. М. 2000. С. 100; Россия перед Вторым Пришествием (Материалы к очерку Русской эсхатологии)/ Сост. Сергей и Тамара Фомины. М. [об-во свят. Василия Великого, СПб.], 2002. С. 363—367.Вернуться к тексту
15. Граф Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Николая II. М.—Пг., 1923. Т. 1. С. 221.Вернуться к тексту
16. Синай. Византия. Русь. Православное искусство с VI до начала XX века. Каталог выставки [Государственный Эрмитаж]. / Под ред. О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкого. СПБ., 2000. Кат. R — 253. С. 458-459.Вернуться к тексту
17. ЦГА СПб. Ф. 132. Оп. 10. Ед. хр. 7. Л. 345.Вернуться к тексту
18. Дневники Императора Николая П. М., 1991. С. 222.Вернуться к тексту
19. Ден Ю. Подлинная Царица. Воспоминания близкой подруги Императрицы Александры Федоровны. СПб., 1999. С. 73.Вернуться к тексту
20. ВлрЕВ. 1909. № 9. С. 133 — 135; 1910. № 26. С. 488—489. Приводимые извлечения из Епархиальных ведомостей составлены А.Н. Казакевичем.Вернуться к тексту
21. ЕкЕВ. 1907. № 17—18. С. 231; Клж ЕВ. 1905. № 7—8. С. 137; КишЕВ. 1905. № 8. С. 178.Вернуться к тексту
22. ВлвЕВ. 1911. № 23. С. 816.Вернуться к тексту
23. Послужной список о Настоятельнице игумений, монашествующих, послушницах Ардатовского уезда Сера-фимо-Дивеевского женского третьеклассного общежительного монастыря за 1905-й год. ГАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1905. Д. 173. Копия: Архив Серафимо-Дивеевского монастыря. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 15 об.Вернуться к тексту
24. Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. а. Пещерный храм во имя преподобнаго Серафима Саровскаго Чудотворца: — Изд-е Феодоровскаго Государева собора, 1915. С. 45—63Вернуться к тексту.
25. Возможно, Н.С. Емельянову принадлежит образ 1910 г. благословляющего святого Серафима в рост, в белом балахоне, на фоне Саровского леса и Ближней пустыньки с источником, написанный маслом на цинковой пластине, вставленной позднее в рамку начала XX в. фирмы И.П. Хлебникова с тремя ковчежцами для реликвий, связанных со Святым(икона была представлена на экспертизу в ЦМиАР в 2001 г., частное собрание, Москва).Вернуться к тексту
26. Николай и Александра. Двор последних русских императоров. Конец XIX — начало XX века. [Каталог Государственного Эрмитажа]. СПБ., 1994. Кат. № 123. С. 283—284.Вернуться к тексту
27. Монахиня Серафима (Осоргина). Из воспоминаний о матушке схиигумении Фамари // «Детки мои любимые...». Схиигумения Фамарь (княжна Марджанова). Воспоминания. Письма. Стихи / Сост. С. Фомин. М., 2002. С. 173—179.Вернуться к тексту
28. Там же. Примеч. № 162. С. 243.Вернуться к тексту
29. Сведения об иконе предоставлены Ю.Б. Евдокимовой.Вернуться к тексту
30. Архиепископ Вениамин (Федченков). Откровение преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни // О цели христианской жизни / Сост. А. Стрижев. М., 2001. С. 79.Вернуться к тексту

Статья выполнена в рамках проекта РГНФ (№01-04-00278а).

О почитании преподобного Серафима Саровского семьей святого Царя-страстотерпца Николая II. 250-летие преподобного Серафима Саровского

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU