Освящение плодов на Праздник Преображения Господня
Со
времен апостольских (третье и четвертое апостольские правила) Церковью
установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в
пищу с произнесением при этом особой молитвы.
В
начале все создания Божий были "добры зело", так как на
них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему
слову Его "Да будет". Тогда пребывать всему на земле было
заповедано без особых освящений. Но первозданный человек преступил
заповедь Божью и внес нечистоту в весь состав своего существа, а
от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божье нависло
над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: "Проклята
земля в делах твоих" (Быт. 3,17). Тварь неразумная, как свидетельствует
апостол, "покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего
ее" (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека.
Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять
своему владыке - человеку вещественные средства к блаженству, -
эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии
объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения
земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу
человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего
над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная
необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.
И
что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если б
премилосердным Ходатаем Бога, Иисусом Христом не была снята ужасная
печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению
благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?.. Посему
только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую
против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки
плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает
эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления
и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.
Церковь
молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе
с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы
сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и
освящает принесенные плоды святым Именем Бога, в Троице славимого,
и кроплением святой воды.
По
старинной традиции начатки плодов освящаются на Преображение и Успение
Божией Матери.
2000
год. Великое освящение Храма Христа Спасителя,
чудо явления креста на небе.
Ныне
мы возлагаем особое упование не на наши грешные силы, а на заступление
святых Царственных страстотерпцев – Государя Императора Николая Александровича,
Государыню Императрицу Александру Феодоровну, Царевича и Наследника
престола Российского Алексия Николаевича, святых великих Княжен: Ольгу
Николаевну, Татиану Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну.
Сколько было споров накануне Их канонизации! И как тихо она совершилась...
Боялись раскола в обществе, и, действительно предпосылки к этому были.
Но само прославление – это величайшее
чудо – все вернуло на круги своя, умирило эти бури житейского моря.
Накануне –
19 августа 2000 года, мы все – почти в полном составе духовенство
Москвы – соучаствовали в освящении Храма Христа
Спасителя . Легко
об этом сказать, трудно было так изменить расписание богослужений,
чтобы попасть туда, оставив свою многочисленную паству. (У нас в
храме из 4 священников остался 1 – пришлось остаться, ведь очень
многие пришли на праздник Преображения Господня, освящали плоды...)
Очень много было прихожан изо
всех храмов. Состоялись крестные ходы, слившиеся в один великий
Ход, в молитвенное стояние. Написал выше, что легко рассказать,
а сам не могу подобрать слов. Когда Святейший Патриарх нес святые
мощи (новомученика митрополита Владимира Киевского) – мы все смотрели
вначале на запад – в сторону медленно приближавшегося Патриарха.
Когда же он прошел мимо – посмотрели на восток. Кто-то первым поднял
взгляд на небо...
А в небе чудесное знамение.
Ни я, ни кто-либо из моих знакомых никогда не видели ничего подобного.
Иногда из облаков складываются на небе картины, в которых, обладая
известной степенью воображения, можно попытаться различить какие-либо
фигуры. Но края облаков несколько размыты, округлы. Здесь же совершенно
ровные перекладины, будто из брусьев, образовали такой же крест,
как на груди у священника. Слегка просматривалось изображение Господа
Иисуса Христа, с головой, склоненной направо. Нижней косой перекладины
не было видно, но над главой Божественного Страдальца была слегка
заметна табличка, не выходящая, впрочем, за края вертикального столба.
Можно было видеть ещё 2 креста,
но они были слегка обозначены тонкими кривыми линиями. Некоторые
заметили как бы фигуры Предстоящих (Пресвятой Богородицы и св. Иоанна
Богослова).
Было ветрено – там, на небе.
Все облака быстро двигались. Но пролетали по бокам от Креста, сам
же крест стоял на месте. Потом мы заметили, что он также совершает
движение. Медленно и величественно осенял Он от севера к югу всех
молящихся.
Кто-то попытался запеть "Спаси,
Господи, люди Твоя". Но ему возразили, что не следует нарушать молитву
об освящении Храма, которая совершалась в те минуты.
Видение было долгим, многие
пытались даже сделать фото. Но вот, Крестный ход со святыми мощами
приблизился к затворенным вратам воссозданного Храма. Аз же, грешный,
всё не мог оторвать взоров от чудесного явления… И вижу - от самого
горизонта, с севера, вдруг быстро летит облачко. Подлетает ко Кресту
и прикрывает Его. В голове промелькнуло: “Да, нужно сейчас особенно
помолиться, хватить все головой крутить”. Но мы ведь люди страстные,
нетерпеливые и несмиренные. Через некоторое время глянул я, каюсь,
опять на то же самое место, и что-же? Это стремительно летевшее
облачко остановилось, не пронеслось дальше, не открыло Креста…
И только успокоились все мы,
как услышали: "Возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная,
и внидет Царь славы". Хор же изнутри, дверем затворенным, ответил
вопросом: "Кто есть сей Царь славы?" Святейший же Патриарх прочел
молитву длинную. Затем прошение и ответный вопрос повторились. Святейший
прочел молитву короткую, в которой слова: "Сотвори со входом нашим
входу святых ангелов быти, сослужащим нам и славословящих Твою благость".
И опять повторился диалог и Патриарх ответил: "Господь сил, Той
есть Царь славы".
Тогда разверзлись великие врата
храма, и вошли святые мощи со священнослужителями и людьми, а с
ними, мы убеждены, вошло великое Небесное Воинство. Нас вокруг храма
было, говорят, 16 тыс. человек, но мы стояли на плоской земле, а
над нами небо - огромным куполом. Сколько святых поместилось там!
Вошли, конечно, все новомученики во главе с Царственными страстотерпцами,
сонм которых был прославлен на следующий день.
Один из очевидцев.
«Крест, смотрите, крест!» - вдруг кричит о.Г.
и указывает наверх. Такое впечатление, что он ожидал этого знамения
и теперь принял, как должное. В синем небе прямо над Храмом Христа
Спасителя чётко виден крест из двух перекрещённых белых полосок.
Мне никогда не приходилось видеть таких облаков. Другие даже разглядят
осьмиконечный православный крест. Но это крест несомненно. Кончается
чин великого освящения храма, а крест как бы висит над куполом,
нерукотворный крест над возрождённым храмом, строительство которого
вызывало много споров и толков. Значит, Господь нашёл и храм, и
наше собрание достойным знамения, достойным благословения. Это вторая
часть торжества, праздника, означающая, что наша хвала Богу, наша
маленькая жертва принята Им . А может, Крест явился как предтеча
завтрашнему событию. Завтра будет прославлен св. царственный мученик
Николай и сонм новомучеников. Крест символ и мученичества.
... переплелись воедино и святой Царь, и могучий русский собор,
и благословение Бога в виде маленького чуда...
Кто-то рядом говорит, что это Господь снял крест с России... Хотелось
бы , чтобы было так. Хотелось бы увидеть возрождённую Россию под
царскою властью и сияющуя куполами не только здесь , но и по всему
миру.