12
лет
в Дивеево. Поставление игумении
в свято-Троицкий
Серафимо-Дивеевский монастырь
17
ноября
1991 года
Обновлен
02 августа
2004
12 лет назад, 17 ноября 1991 года в возрождающийся свято-Троицкий
Серафимо-Дивеевский монастырь была поставлена игумения Сергия. Мирское
имя матушки - Александра Георгиевна Конкова, она возглавила монастырь
в возрасте 45 лет.
Многая лета!!!
Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго
на должность настоятельницы вновь возрождающейся Свято-Троице-Серафимо-Дивеевской
обители была назначена монахиня Рижского Свято-Троицкого монастыря
Сергия (в миру — Александра Георгиевна Конкова). Крест радости и
скорби, с которым уходила последняя Дивеевская игумения, был теперь
возложен на мать Сергию Высокопреосвященнейшим Митрополитом Нижегородским
и Арзамасским Николаем за Литургией в Троицком соборе Дивеевского
монастыря 17 ноября 1991 года.
Александра Георгиевна родилась 26
мая 1946 года в Сергиевом Посаде (бывший город Загорск Московской
области) в благочестивой верующей семье.
«Я росла очень резвым ребенком, — рассказывает матушка Сергия, —
И когда духовник нашей семьи архимандрит Троице-Сергиевой Лавры
Серафим говорил: «Эта будет монашкой», я обижалась: «В монастыре
же скучно, батюшка!» А он отвечал, указывая на стену своей кельи,
которая представляла собой целый иконостас: «Посмотри сколько собеседников,
разве с ними можно скучать!» По окончании средней школы, я поступила
в Московский медицинский стоматологический институт, который окончила
в 1969 году. Мама не отпускала меня в монастырь, она хотела, чтобы
я вышла замуж за будущего священника.»
Двенадцать лет проработала Александра Георгиевна врачом-стоматологом
в г. Александрове Московской области, заведовала отделением.
«В жизни человека ничего не бывает случайного. Когда я только закончила
институт, то по благословению своего духовника поехала в монастыри:
в Пюхтицы и в Спасо-Преображенскую пустыньку — филиал Рижского Свято-Троицкого
монастыря, чтобы передать пожертвования от своих родственников.
Мне тогда так понравилось в пустыньке, — это, совершенно уединенное
место, в 50-ти километрах от Риги, в абсолютнейшем лесу (ближайшее
селение в трех километрах от пустыньки), — что я, остановившись
на монастырском кладбище, долго плакала, думая: зачем я только училась,
теперь меня никогда не возьмут в обитель. Я подошла к церкви, был
какой-то праздник и народу было очень много, так, что встать я смогла
только на крыльце. До меня донеслись слова проповеди архимандрита
Тавриона, духовника пустыньки: «Кто положил на сердце работать Господу,
да не отступит от этой мысли, и в оное время Бог совершит это».
Эти слова были ответом на мой немой вопрос, и я перестала плакать.»
Через 12 лет Господь совершил то, что было на сердце Александры
Георгиевны. В 1981 году с благословения родителей пришла она в Рижский
монастырь, в 1982 — была пострижена в рясофор, а в 1984 году — в
мантию, с именем Сергия.
«Постригали меня 20 декабря, — продолжает рассказывать матушка,
— Это день памяти святителя Амвросия Медиоланского, и все сестры,
видя, что я очень чту святителя, хорошо знаю его житие и особенно
люблю гимн, который он написал: «Тебе Бога хвалим»; думали что я
стану Амвросией. Во многих монастырях имя, данное при пострижении,
начинается с той же буквы, что и имя, данное при крещении. На самом
деле я тайно мечтала, чтобы меня назвали Серафимой в честь Саровского
чудотворца и в память о моем духовнике архимандрите Серафиме, который
даже внешне был очень похож на Преподобного, тоже согбенный, с густой
копной седых волос... Но Господь судил иначе. Как мне говорила потом
матушка игумения Магдалина, во время чтения Евангелия на Всенощном
бдении, ей словно кто-то в ум вложил, что послушница Александра
должна стать Сергией, хотя о моем постриге тогда еще даже и речи
не было. «Так что, — говорила она, — это имя дано тебе свыше.» Тридцать
пять лет прожила я под покровом преподобного Сергия, и в монашестве
он благословил мне свое имя и покровительство...»
Вскоре монахиня Сергия была переведена на послушание благочинной
сестры в филиал Свято-Троицкой Рижской обители — Спасо-Преображенскую
пустынь.
«Вот
видите, — улыбается матушка, — хотела стать Серафимой — стала Сергией;
уехала в Ригу, в полюбившуюся еще в юности пустыньку, и думала,
что проведу там всю жизнь, а вот Господь сподобил большего, о чем
я даже думать не могла, — подвизаться здесь, у мощей преподобного
Серафима... Да будет воля Его на все!»
Сподобил Господь матушку и побывать на Святой земле, подкрепить
свои духовные силы на несение тяжкого игуменского креста в возрождающейся
Дивеевской обители. Трудов и забот много, много и желающих поступить
в монастырь святого Серафима.
«...Но хочу сказать всем, — предупреждает матушка, — монашество
— это тяжкий крест, на котором висеть очень больно. Это ежедневное,
ежечасное, добровольное и полное отсечение своей воли, это беспрекословное
послушание старшим наставникам, жесткий режим, когда нужно много
молиться, много трудиться без выходных и отпусков... Постоянно воспитывать
себя безропотно сносить и кажущиеся обиды и кажущуюся несправедливость...
Не каждому этот крест по плечу, и его нельзя себе напрашивать. Напрошенное
— выброшенное, сказать: «хочу в монастырь» — не есть истинный путь.
Нужно иметь благословение от Бога и ждать исполнения Воли Его.
Можно так возлюбить Господа, что отказаться во Имя Его от любимых
людей, от хорошей работы, от всего, что было дорого прежде. Вот
тогда и приходят в монастырь, который становится и домом и высшей
духовной школой «стяжания мирного духа», как говорил батюшка Серафим,
и тогда всякое бремя становится легко. Это и есть основа монашества...»
Смотрите также:
Игумения Сергия - настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского
женского монастыря: ответы
на вопросы журналистов в преддверии празднования 250-летия
со дня рождения прп.Серафима Саровского