Когда
мы воочию познакомились с кровоточащей иконой Спасителя, у многих
возник вопрос: "Бывало ли такое на Руси?"
Читаем летопись:
"В лето 6934 (1426 г.)
за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знаменiе: отъ иконы
святыя Богородица идяше кровь, месяца септеврiа въ 16 день; сiе
убо знаменiе прояви нахоженiе поганого князя Витовта и многое пролитiе
христiанскыхъ кровей".
Там же, подробнее:
"В лето 6934 (1426), тоя
же осени, бысть знаменiе от иконы святыя Богородица, на Камене озере,
у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где
стояла, и на пути шла кровь, как везли отъ иконы въ убрусъ, какъ
въ Псковъ провадили икону Пречистыя, месяца сентября въ 16, на память
святыя великомученицы Евфимiи".
О какой же иконе идет
речь в приведенных словах Псковской летописи?
Это была Псковская
икона Божией Матери "Призри на смирение",
список которой находился в Киеве. В 1993 году она чудесно
отпечаталась на стекле киота, вмещавшего
эту икону
Три с половиной
месяца эта икона пробыла в Москве, призывая на ко смирению,
укрепляя свой призыв чудесами, совершающимися во свидетельство...
И вот пришло время
прощания с этим образом. Икону провожали из Москвы в 18
часов вечера 14 декабря.
Кровоточащий образ Спасителя
покинул столицу 15-го числа.
Но по церковному календарю
- эти два события произошли в один день, ибо у нас отсчет
времени начинается с вечера. Одновременный отъезд из столицы - это
второе "совпадение", которое связывает две иконы...
Вернемся к летописным свидетельсвам.
Знамение 1426 года предшествовало
ряду трагических событий, последовавших в ближайшие годы в княжестве:
в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время
пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в этом
же году литовский князь Витовт рассторг мир со Псковом и пришел с
татарами завоевывать псковские волости.
В повествовании об иконе
говориться, что подобные знамения, "знаки", святых икон подаются людям
из мира невидимого и говорят о том, насколько безмерно велика любовь
Богородицы к роду человеческому, Которая стремится если и не уберечь,
то хотя бы предупредить о надвигающихся несчастиях.
Чего же ждать нам в наш
век, отягченный такими Богомерзкими грехами, которые и не чудились
нашим предкам? К каким будущим нелегким испытаниям готовит нас Господь?
Ответы на эти вопросы откроются
в свое время. Мы же должны уже сейчас извлекать духовные уроки из
являемых нам грозных предзнаменований.
Само соединение посещения
нами Господом вкупе с Богородицей должно вселять в нас надежду на
молитву Заступницы усердной, а название Ее иконы подсказывает нам
путь спасения. "Призри на смирение" Матери Твоей, милосердный
Владыка и дай и нам возрастать в этом спасительной добродетели, которая,
наряду с послушанием "выше поста и молитвы". Второй
ответ дает Сам Божественный Страдалец:
“ХРИСТОС
КРОВОТОЧИВЫЙ” ИСЦЕЛЯЕТ БОЛЯЩИХ. Страшный и таинственный дар
иконы из села Державино. - Сергей Григорьев. Обозрение "Радонеж"
№ 19-20 за 2001 год