19
декабря - день рукоположения старейшего, уважаемого и любимого всеми священника нашего храма протоиерея
Алексия Байкова во священники в 1955 году.
57 - летие пастырского служения о.
Алексия
22 декабря 2012 года - 55-летний юбилей освящения храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве
Вашему вниманию дополненная новыми фактами и воспоминаниями очевидцев история нашего храма, а также очерк из новой книги о схимонахине Серафиме.
Имя
прославляемого ныне великого Святителя и Чудотворца Николая в переводе
с греческого языка на русский означает "побеждающий людей"
или "победитель народов". Мы не знаем, почему такое имя
было дано ему родителями. Быть может, они желали видеть в нем будущего
славного полководца, ибо в те времена такой удел считался наиболее
славным и почетным.
Но почему церковное песнопение, прославляющее Святителя, не имеющего
никакого отношения к военным подвигам, говорит нам, что житие Святителя
Николая было сообразно его имени? "По имени твоему, тако и
житие твое", - поем мы за всенощным бдением.
Чем
же мог быть кротчайший и смиреннейший угодник Божий подобен тем
победоносным покорителям народов, которыми руководило искание славы,
почестей и громких похвал? Что общего у него с этими людьми, которые
в погоне за славой проливали неповинную кровь и заставляли лить
безутешные слезы? У него, о котором говорится в акафисте, что он
"слезу всяку отъял от лица люте страждущих" и что им "отгонится
рыдание?"
Все
завоеватели и поработители народов добивались своих целей силой
оружия, и их слава сопровождалась стонами умиравших в битвах и жалобными
воплями изувеченных и осиротевших людей, оказавшихся побежденными.
Подлинной
же безсмертной славы и всеобщей известности достигли те, которые
смиренно и самоотверженно служили людям, "пламенея" духом
в великой любви к Богу и ближнему. Наставляя учеников Своих, как
жить среди людей, Господь говорил: "Цари господствуют над народами,
и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так, но кто из
вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий...
А Я посреди вас, как служащий" (Лк.22,25-27).
Те,
кто по заповеди Господа шли вслед за Ним на служение Богу и людям,
поистине были победителями". Они прославляются, хотя никогда
не искали славы. Они давно умерли, но живут вечно в сердцах человеческих.
В
числе величайших из них мы видим и чтим с особенной любовью Святителя
Николая. Он одержал большую победу. Он поистине победитель народов,
пробудивший в их сердцах особую любовь и многовековое почитание
не жестокой силой кровавого оружия, не силой властного принуждения,
а силой своей сострадательной, действенной любви, этой единственной
силой, покоряющей сердца. Эту победу его любви исповедует Святая
Церковь, воспевая ему от лица всех верующих чад своих: "Мы,
отче Николае, любовию твоею побеждаема вопием ти сице: Радуйся,
Николае, великий чудотворче!" И Святитель Николай властвует
в сердцах наших, привлекая не под бремя внешнего принуждения, а
под легчайшее иго любви Христовой, которой послужил сам во смирении
всей своей жизнью, не ища славы, но прославленный Богом и людьми
навеки. Поэтому с особенным усердием православные христиане прибегают
к нему с горячей молитвой о помощи в своих скорбях и тяжких обстоятельствах,
твердо надеясь на его человеколюбивое сострадание к людям и веруя
в силу его предстательства пред Богом.
Как
чудно выражено все это в словах акафиста Святителю: "Весь еси
всем, воистину, помощник, богоносне Николае... Слышаша ближний и
дальний величие чудес Твоих... Проповедует мир весь тебе... скораго
в бедах заступника".
Среди
святых икон наш взор с любовью и благоговейным вниманием останавливается
на лике Святителя Николая. Как дорог нам этот лик благостного старца
с высоким открытым челом и с проницающими в душу очами, сияющими
любовью сострадания! В лике этом мы ощущаем данную от Бога благодать
покорять всякую душу, отгонять скорбь и источать утешение. Святитель
Николай становится для нас "светильником всесветлым и вселюбимым",
то есть всем и для всех светящим и всеми возлюбленным и любимым
светильником.
Такую
славу и глубокую любовь к себе стяжал Святитель своей святой жизнью
и необыкновенной любовью и состраданием к людям.
Святость
и богоподобие - цель и назначение человека. "Будьте святы,
потому что Я свят" - сказано еще в Ветхом Завете от лица Божия
(Левит,11,45). И в Новом Завете мы слышим из уст Самого Господа
Иисуса Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"
(Мф.5,48).
Человек
должен быть отражением Божества. Но только чистое сердце и просветленный
дух способны оказаться зерцалом для лика Божия. В загрязненных и
волнующихся от бурного ветра водах не отражается звездное небо.
Лишь в чистых и тихих водах созерцается небо с мириадами звездных
огней, во всей своей вышней красе.
Святитель
Николай соделался таким "чистым зерцалом", устремившись
к вожделенному богоподобию, отразив в себе, своей любовью к страждущим
человекам, одно из свойств Божественной любви - человеколюбие.
Вся
жизнь Святителя от юности и до кончины была непрерывным подвигом
любви и сострадания к людям. Он исполнил завет св. aп. Павла - быть
"всем для всех" (1Кор.9,22): он был недужным исцелитель,
плачущим - утешитель, бедствующим - избавитель, страждущим - отрада,
сиротам - отец, терпящим напасти - защитник и всем во всякой нужде
и обстоянии - скорое прибежище и помощь. Помощь страждущим была
такой насущной потребностью его любвеобильной души, что он, не дожидаясь
просьб о помощи, сам разыскивал нуждающихся. Всюду и своевременно
он являлся с помощью и ободрением.
Святитель
Николай богословствовал делами своей жизни. Все его богословие -
дела любви, творимые во смирении. Он, как говорится в тропаре, "стяжал
смирением высокая". Вся его жизнь - самоотверженная, состраждущая
любовь, которая, по слову апостола, "милосердствует... не превозносится,
не гордится... не ищет своего...не радуется неправде, а сорадуется
истине" и "никогда не перестает" (1 Кор.13,4-8).
Этой
"никогда не перестающей" любви остался верен Святитель
и по блаженной кончине. Невозможно описать все множество чудесных
случаев помощи Святителя людям, призывавшим его в молитвах: "Никтоже
бо может я исчести, аще бы и многи языки имел".
"Радуйся,
победы тезоименитый!" - поем мы ему в акафисте. Он победил
в себе ветхого человека, преодолев искушения и соблазны плоти и
мира. Он победил гонителей веры своим исповедническим мужеством
и твердостью веры. Он победил лжеучителей своим ревностным исповеданием
православного учения. Он оказался победителем неправды в деле защиты
неповинных. Он препобедил и полчища человеческих страданий и горестей
своей чудотворной любовью, своим милосердием и всюду поспевавшей
помощью как при жизни, так и по блаженной кончине своей. И, наконец,
он покорил своей любовью верующих людей, оправдав свое победоносное
имя - Николай. Да подастся же и нам, по молитвам Святителя Николая,
сила подражания ему в нашей жизни, чтобы и нам явиться победителями
своих греховных себялюбивых устремлений и побеждать сердца ближних
наших не горделивым превозношением и властолюбием, а смиренными
делами христианской любви и милосердия. Аминь.
Архиепископ
Пензенский и Саранский Феодосий, 1965 г.
СКАЗАНИЕ
О СВЯТИТЕЛЕ
Дерзаю
аз, о братия, начать
О Николае Мирликийском повесть.
Пусть станет Бог в сем деле помогать —
Чтобы Угодника прославить доблесть,
Его борьбу за веру описать.
Родившись от родителей честных,
Он чудо совершил при окрещеньи,
Когда един, без помощи иных,
Он три часа стоял среди купели
Во имя Троицы и всех святых.
А позже, как пришли ему года,
Родителями отдан был в ученье.
Познал он мудрость силою ума,
Святаго Духа также поможенье,
Как подобает кормчему Христа.
Тогда жил муж, епископ Николай,
Он дядей был сего святого чада.
Узнав, что тот душой стремится в рай,
Родителям он молвил: стадо
Словесное пасет ваш сын пускай,
Взведя его в священнический сан.
Сказал он так, внушаем Святым Духом:
"Восходит солнце ново, братья, нам.
Сей упасет людей заблудших души
И скажет "нет" всем бедам и скорбям".
После сего блаженный Николай
Отправился в святую Палестину —
Увидеть землю, знавшую Христа.
Он поклонился мировым святыням
И воротился в Ликию, свой край.
Решив найти безмолвно житие,
Он в монастырь пошел святой Сиона.
Но мудрый Бог не восхотел сего —
Сокровище зарыть, каким был оный.
И сделал так, открылось чтоб оно.
Однажды в ночь молился муж святой,
Внезапно глас раздался громкий свыше:
"О, Николай, угодник верный мой!
Не принесешь ты здесь, под этой крышей,
Тот сладкий плод, что ожидаем мной".
Едва святой сей голос услыхал,
Его объял священный сильный ужас.
А голос в это время продолжал:
"Гряди ты в мир, и лучше Мне послужишь".
Тут Николай вполне уразумел,
Что то — само Господне повеленье.
Ослушаться его он не посмел.
Собрался в путь сей отрок со смиреньем,
Дабы свершить, Господь что восхотел.
И, положась на Бога своего,
Явился он в ликийский город Миры.
В сем городе не знал он никого.
Поэтому был нищ. Теряя силы,
Вошел он в храм Создателя всего.
В тот день скончался Иоанн,
Первопрестольник всей земли ликийской.
Священники, собравшиеся там,
Решили так: пусть новый наш епископ
От Господа приимет снятый сан.
И начали молиться пред Творцом,
Чтоб даровал он им святого мужа.
И се, явился Бог в венце златом,
Глаголя так: "Мне лучше тот послужит,
Кто первым в ночь войдет един в мой дом".
Священники, узревшие Его,
Несказанно обрадовались тут же.
Когда ж пришли они на место то,
Навстречу Николай шел к ранней службе:
Встать в полночь — в обычае имел он.
А накануне снился ему сон:
Иисус Христос во всей своей славе
Евангелие в злате с жемчугом
Ему вручил, а Богоматерь справа
В архиерейский облачила омофор.
Священники, увидевши его,
Сказали так: "Иди за нами, чадо".
И оказали почести зело.
Ввели его во главну церковь града
И омофор надели на него.
Так Николай главою церкви стал,
А в Церкви так зажегся сей светильник.
Путями истины всех он направлял,
Делами добрыми исполнен дивно,
И в вере всех он мудро укреплял.
Но нечестивый царь Максимильян
На Церковь Божию воздвиг гоненья,
Решив заставить христиан предать Христа
Издал он повеленье: их осуждать
На пытки и на казнь.
Дыхание зловещей сей грозы
Достигло вскоре и до града Миры.
И Николай, восставший против тьмы,
Презревший все пороки сильных мира,
Был заключен за стенами тюрьмы.
Молитвами Святителя на трон
Вступил царь Константин.
Уверовал в Единого он Бога.
Святым крестом врагов он победил,
Восстановил святые церкви многи,
И христиан он всех освободил.
Однажды Николай, угодник сей Христов,
Участвовал в Соборе, в граде Нике.
Одушевился он как Илия пророк
И Ария ударил по ланите.
Так посрамил еретика сего.
С лица его луч солнца исходил,
А взор сиял небесной благодатью.
И аще кто с печалью приходил,
Иль одержим бывал нечистой страстью,
То утешенный вскоре уходил.
АЛЕКСАНДРОВ,
СПб
ОБРАЗ
КРОТОСТИ
Правило
веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже
вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая,
отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам
нашим.
...Святитель
Николай — великий русский святой. Хотя по своему происхождению он
никакого отношения к России не имел и никогда не был в российских
пределах. Но с тех пор, как почитают на Руси Христа, наверно, с
тех же пор почитают и Николая. В каждом православном доме найдется
иконка этого святого и в каждом православном сердце живет надежда
на заступничество этого святого.
Почему так? И вообще, что такое святость? Почему мы почитаем мощи
святых? Ведь мощи Святителя Николая, хотя мы и живем в скверные
времена, источают и сейчас многоцелебное миро.
Святитель
Николай недаром зовется великим Чудотворцем, Угодником Божиим. «Правило
веры и образ кротости» — в этих словах, наверно, заключено главное,
чем угодил Святитель Николай Господу. Правильным исповеданием веры,
готовностью пострадать ради истины Христовой даже до смерти. Мы
знаем Святителя дерзновенно ратующим за истину, не допускающим в
свое сердце никаких компромиссов касательно Богопочитания и потому
даже дерзновенно ударившим Ария на Первом Вселенском Соборе, как
сохраняет нам церковное Предание. За что и был запрещен в священнослужении.
Но затем предстательством Пресвятой Богородицы и Самого Христа возведен
вновь в сан как проявивший ревность не столько по страсти и по гордости,
как ревностью по истине.
Образ
кротости ... Кротость — это то, чему призывает научиться от себя
Христос, говоря: «Научитесь от Мене, яко кроток и смирен сердцем».
Мы видим, что Святитель Николай в своей жизни именно таким и был:
кротким и смиренным человеком. В частной жизни — великий подвижник
— «воздержания учитель». И не столько словом, сколько делом своим.
Мы видим, что он и трудами рук своих поддерживает тех, кому требуется
помощь.
Он
не проходит мимо скорбящих, мимо переживающих искушение, мимо плачущих
и погибающих. По сию пору его великое стояние в вере привлекает
к себе многих и многих людей. И Господь совершает через него великие
чудеса, им несть числа. Нередко даже люди забывают о том, что это
Господь творит чудеса через Своего Угодника: просят самого Святителя.
Благодаря
этим чудесам вера наша укрепляется. Во времена Своей земной жизни
Господь совершал чудеса именно для того, чтобы люди уверовали и
пошли за Ним.
...
Чудесами преисполнена вся наша жизнь. Всякий день — это чудо. Каждый
глоток воздуха — это чудо. Каждый листочек и травинка — это чудо
Божие. Мы привыкли к ним, не замечаем этих чудес. И только тогда
начинаем обращать на них внимание, когда лишаемся их. Отравим сами
воду, а потом понимаем, какое это чудо — чистая вода. Неразумным
отношением к природе отравим себе пищу, а потом осознаем — какой
же это Божий дар — здоровая пища, выросшая так, как установил Господь,
а не нам, безумным, вздумалось.
Чудеса
же сверхестественные, которые выше того чуда жизни, которое мы имеем,
направлены на укрепление нашей веры. Чтобы мы видели, что по молитве
свершается. Но не следует думать, что если мы не видим этих чудес
— то Господь от нас отступил. Нет, Он надеется, что мы, увидев свершившееся
чудо, уже не будем требовать чудес, а будем понимать, что Господь
всегда с нами.
Для
нас не полезно, если вокруг нас всегда будут совершаться сверхестественные
чудеса. Мы можем от этого впасть в гордость и в прельщение.
Но
будем помнить, что чудо Божие всегда с нами. Сам факт нашей жизни
есть великое чудо.
Все
другое — мощи святых угодников, как утверждение чудесного преображения
плоти, источение мира — чудеса, данные нам для того, чтобы мы уверились
и укрепились в том, что вот она — живая вода, истекающая в жизнь
вечную, которую дает Господь. Вот оно — миро многоцелебное и многоценное,
исцеляющее душевные и телесные недуги. Сверхъестественным образом
берущееся ниоткуда: из мертвых костей, а источает жизнь. Это и подтверждение
грядущего Воскресения.
Все
эти чудеса только для того, чтобы мы уверовали, только для того,
чтобы мы жили по вере. Ничего другого неизмеримо любящий нас Бог
не хочет для нас, как только нашего спасения.
И
потому и дает нам этих святых Угодников, совершающих удивительные
чудеса, для того, чтобы мы еще более решительно последовали за Творцом,
как следовали сами эти великие угодники: не оглядываясь назад, а
смотря только вперед, туда, где Свет Божий. Отставив за собой все,
что отвращает нас от Бога и устремившись всем своим сердцем, всем
своим существом к своему Творцу, с тем, чтобы обрести полноту жизни.
Потому что здесь таковую мы не имеем. Здесь наша жизнь ущербна смертью.
И только лишь в будущем веке эту полноту жизни мы можем получить.
Но начало обязательно должно быть положено здесь.
И
если бы Святитель Николай не был бы образом кротости, правилом веры,
воздержания учителем, наверно, не был бы святым и не знали бы о
нем. Он являет нам истину: путь спасения лежит только через веру.
Святитель
Николай помогает нам, немощным и слабым, укрепиться в вере и спастись,
то есть войти в жизнь вечную и обрести полноту благодати.
о.Игорь
Филин, настоятель церкви прп.Серафима Саровского
МОЛИТВА
СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ
О
всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю
Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний,
сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый,
звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник,
яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый
в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия
источая. Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная
твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите
имя Господне. О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче,
теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо
от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех
христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя,
алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача,
по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот
питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого
наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся
упоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся
тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас
к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся
полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию
(или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую,
и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:
Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во
благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя
ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому
ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко
бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса,
града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во
всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи
двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную,
от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же
воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его. Тем
же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю
своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:
Помоги
нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави
нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш
и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством
и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом
мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит
же деснаго со всеми святыми.
Аминь.
По материалам народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца
"Правило
Веры"
19 декабря Божественная Литургия - ранняя в 6-40. в 9-40 - Божественная Литургия
Смотрите
также общее расписание Богослужений
Всем миром строим новый храм! Вашему вниманию новые подробности этапов строительства нового вместительного каменного храма и учебно-просветительского комплекса при нем в Бирюлево. Поучаствуйте, люди, во славу Божию в богоугодном деле!
На престоле нашего храма
святые мощи!
В
алтаре нашего храма находятся частицы мощей более чем ста великих
угодников Божиих: