Потеря
близких людей есть одно из величайших бедствий, постигающих человека
в этой земной жизни. За утешениями в подобного рода несчастьях обращались
очень многие и к преосвященному епископу Феофану, прося его наставлений
и молитв. Епископ Феофан обыкновенно удовлетворял просителей и в
своих письмах давал ответы на вопросы, обращенные к нему. Письма
эти по своей простоте и вместе с тем по глубокому пониманию духовной
жизни имеют руководственное значение для всех.
Епископ
Феофан считал, что при гробе близких и дорогих нам людей вполне
естественно поскорбеть и поплакать, но эта скорбь должна быть умеренная
и отнюдь не должна переходить в отчаяние.
"Нельзя
не поскорбеть, - писал Святитель одному лицу по случаю смерти родителей,
- такова уж душа наша; но в меру - и притом небольшую. Что главное
у человека, тело или душа? Душа главное. Когда душа жива - и человек
жив. А когда умирает, что умирает, душа или тело? Тело, а душа остается
жива. Стало быть, умершие живы; живы и ваши родители. Они только
отлучились от вас и стали жить в другом месте. Туда же и вы в свое
время перейдете - и увидитесь. Разлука у вас только временная. Потому
и говорю, что не поскорбеть нельзя, только немножко, как скорбят,
когда выезжают из дома в школу.
Так
случилось у нас, что умерших мы воображаем такими, какими они были,
как лежали на столе в гробу... и затем, как они в могиле, и даже
причитываем: как тебе там темно, как тебе там тесно, как тебе там
сыро... А между тем там совсем и нет тех, кого оплакиваем. Они в
другом месте, и даже около нас, только в другом совсем виде".
"Плачьте,
плачьте, - писал в другом месте Святитель одной матери, - в этом
ничего нет неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать
не поплакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться
и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам,
христианам. Умерла! Не она умерла, умерло тело, а она жива и также
живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит
и смотрит на вас. И, надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь,
ибо ей лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы она явилась,
и вы попросили ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась
бы. Зачем же вам вступать с нею в такое разногласие? Желать того,
что ей противно? Какая тут будет любовь?
Нельзя
не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть в очи
ее, последнее услышать слово от нее, последнее дать ей объятие материнской
любви. Ну вот и поплачьте. Только все немножко. Телесные очи ее
закрылись, а душевными она смотрит. Смотрите и вы на нее душою своей.
Не воображайте ее в могиле: там ее нет; там тело ее, а она вне,
и теперь может быть при вас стоит. Язык ее замолк, но она не лишена
возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: "Мамочка!
Не тужи и не убивайся. Я с тобой, и мне очень хорошо!" Отвечайте
же и вы ей: "Ну, слава Богу, что тебе лучше". Объятия
застыли, не прострутся более. Но она собою, как душа, может объять
душу вашу и так же тепло, как теплы обычные объятья. Отвечайте же
и вы спокойно, немятущейся душой, теплой памятью о ней".
Таким
образом, великим утешением служит для христианина то, что умершие
и по смерти продолжают общение с нами, прямо с душой.
На
вопрос, что делается с усопшими, Святитель писал: "Тело возвращается
в землю, а душа получает от Господа некое место по своему усмотрению,
где и пребывает до скончания века, в чаянии радостном или в нечаянии
ужасном. То - закрытая для нас страна. Что там - в точности не определено
с подробностью... Одно точно определено... что тамошнее состояние
вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь, на Земле.
Как настроить - широко разъяснено в Евангелиях и посланиях. Это
и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом
образе бытия, то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре
приготовиться туда. Не приготовимся - все пропало.
Не
мучьте себя пытаньем - что там и где будем. А когда в уме народятся
такие вопросы, говорите себе: хорошим там будет хорошо, а худым
худо; соответственно этому и место там будет для одних светло, а
для других - тьма".
Почему
мы понимаем усопших? "Потому, - отвечал Святитель, - что так
заповедано нам делать. А что заповедано, видно из того, что в Церкви
Божьей не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит,
это идет от Апостолов и Самого Господа". Помнить надо не только
своих родных, но и всех православных христиан, во всякое время и
во всякой молитве. Сами там будем и нуждаемся в этой молитве, как
бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших
и сильна общностью, тем, что идет от лица всей Церкви. Но как в
естественном порядке при беременности мать дышит, а сила дыхания
переходит и на дитя, так и в благодатном порядке: Церковь дышит
общей для всех молитвой, а сила молитвы переходит и на усопших,
содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших.
Не поленись же и на всякой молитве поминать всех отошедших отцов
и братьев наших: это будет от тебя им милостыня.
На
необходимость поминовения усопших указывает и то обстоятельство,
что умершие, как сказано было выше, продолжают общение с нами: "Отошедшие
живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся
мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся
и об отошедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или
к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены
верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь составляют. И
все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного
тела, в духе доброхотства и любительского общения, и живые и умершие,
не разгораживаясь пополам умиранием".
"Участь
отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого
не можем считать осужденным окончательно и на этом основании молимся,
утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие".
Особенно
горестна бывает для родителей потеря детей в раннем возрасте. Многие
бывают даже склонны думать, что это посылается в наказание родителям
за их грехи. В письмах еп. Феофана мы находим на это такой ответ:
"Это
не всегда бывает в наказание. Бывает это во благо детей и самих
родителей. Мы слепы и не видим сего... а не видевши, ропщем... и
хульно о Боге думаем, будто Он неправ. А Он все устрояет наилучшим
образом".
В
другом месте, подробно развивая ту же мысль, еп. Феофан пишет в
утешение одной скорбящей матери следующее: "Дочь умерла хорошая,
добронравная. Надо говорить: "Слава Тебе, Господи, что убрал
ее поскорее, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи
мира". А вы скорбеть: зачем Бог избавил ее от этих увлечений
и взял ее в царство Свое святое - чистой и непорочной. Выходит,
лучше бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне
очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите,
была почившая. Вот мудреная мать - жалеющая, что дочь спасена, а
не погублена".
Наконец,
в заключение приведем еще два отрывка из писем еп. Феофана.
Письмо
к умирающей сестре: "Прощай сестра! Господь да благословит
исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело
умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий
мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры.
Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться
о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там
лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся
смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел Хранитель твой
примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи
будут приходить - кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь
и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены
и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь
с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой,
и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!"
Из
письма к мужу умирающей сестры: "...У отошедших скоро начинается
и подвиг перехода через мытарства. Тут нужна сестре помощь. Думайте
об этом, и вы услышите вопль: помоги! Вот на что надлежит нам устремить
все внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самый действительный показатель
любви вашей к усопшей будет то, если с минуты отхода души погрузитесь
в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах.
Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжении
шести недель, да и далее. В сказании Феодоры - мешок, из которого
ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были молитвы ее
старца. То же будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать, - вот
и любовь! Поскорее и меня известите... и я тоже начну, и дети пусть
так делают... А слишком горевать и убиваться - мало имеет смысла".
Не
тяготейте к земле. Все тленно - только одно счастье загробное вечно,
неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживем
мы эту нашу жизнь!