Cвященномученик
Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Слово в Неделю
Крестопоклонную
Не
ктому пламенное оружие хранит врат Едемских,
на тыя бо найде преславный соуз древо Крестное (кондак
праздника)
Приведенные слова церковной песни возводят нашу мысль к тому времени,
когда преслушание Адама, разорвав союз его с Богом, лишило его Едема,
то есть полноты блаженства, для которого он был создан. Это время
так далеко от нас, и состояние души Адама, его мысли, чувства и
действия, описываемые в Библии, нам кажутся столь младенческими
и наивными, что многие не хотят видеть ничего истинного в библейском
повествовании и сравнивают его с легендами, которые не могут выдержать
ни малейшего прикосновения трезвой, научной мысли.
Однако если бы мы, достигшие мнимых высот современной науки и совершенного
будто бы разумения жизни, присмотрелись внимательнее к тому, что
постоянно происходит в наших душах, то увидели бы, что сами не перестаем
повторять то же, чему начало положил Адам, что и мы повинны в постоянном
противлении воле Божией, о котором не перестает возвещать нам совесть.
И разница наша с Адамом, - разница, должны мы признать, печальная,
- лишь та, что Адам, впав в преслушание, сохранил почти непоколебленным
самое основание жизни, простую и живую веру в Бога, из нас же многие
почти утратили ее, направив все мысли и желания сердца к удовольствиям
земного, временного бытия. Вера наша как бы постепенно разлагалась
и истлевала под действием этих желаний, противных воле Божией; воля
настолько ослабела вследствие постоянного исполнения нами собственных
желаний, что вера в возможность исполнять на земле волю Божию стала
казаться мечтою, не осуществимою в действительности.
И вот для уврачевания нашей болезни вместо райского древа жизни
воздвигнуто было на Голгофе древо Крестное. Когда мы не могли быть
привлечены к Богу движимые любовью к Нему, многопопечительная благость
Божия избрала, как средство для нашего уврачевания, болезни и скорби.
Какое, казалось бы, странное средство врачевания: к болезни прилагать
болезнь! Не должны ли возбуждать скорби и лишения благ земных лишь
уныние и ропот на ниспосылающую их Десницу, вместо того чтобы обратить
взоры к Богу у человека маловерного и почти утратившего силу воли?
Но если бы мы внимательнее присмотрелись к свойству ниспосылаемых
нам от Бога скорбей, то заметили бы, как, движимая любовью, всесильная
рука Небесного Врача долготерпеливо и премудро наставляет нас. Если
бы это не было так, то не раскаивались бы мы впоследствии в обольщении
разными страстями, которые вначале казались нам столь возвышенными
и необходимыми естественными желаниями, не раскаивались бы, например,
в том, что самолюбивыми вспышками гнева расстроили отношения свои
к любимым нами или уважаемым людям, не раскаивались бы во вредных
последствиях невоздержания, блудодеяния, сребролюбия и т. д.
Посему если теперешние болезни нашей души могут быть исцелены лишь
посредством болезненного ограничения наших желаний, то с любовью
предадим себя под водительство вразумляющей нас всеблагой Десницы
Премудрого Врача Бога. Возлюбим поношения и укоризны, которыми ограничивается
неумеренное возбуждение нашего самолюбия; вместо постоянного исполнения
своей воли изберем послушание воле Божией без лукавых умствований,
без самообмана и старательного изыскивания поводов к тому, чтобы
как-либо уклониться от послушания. Тогда только воссоздастся в сердце
нашем та вера, которая сообщала полноту жизни Адаму в раю, которую
и сами мы имели некогда, во дни детства; тогда мы будем в состоянии
понимать блаженство Едема, в который введен был Адам, испытываемое
нами столь редко во время молитвенного общения с Богом. Тогда отпрыск
добродетели в нашей душе, сначала казавшийся уничиженным в глазах
наших, при терпении нашем в шествии среди терний пути крестного
процветет и принесет плод, получив силу жизни от древа Крестного,
которого сила неистощима, чрез которое видеша вси концы земли спасение
Бога нашего (Пс. 97, 3; Ис. 52, 10). Аминь.
Публикуется
по книге "Cвященномученик Фаддей (Успенский),
архиепископ Тверской.Творения.
Книга 1.
Проповеди"
(источник)
Слово в Неделю Крестопоклонную.Cвященномученик Фаддей (Успенский),
архиепископ Тверской. Xpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево.