Не напрасно узаконено апостолами
творить пред страшными Таинами
поминовение об усопших:
они знали, что великая бывает от сего польза
для усопших, великое благодеяние.
Святитель Иоанн Златоуст
Наши отношения с ближними не прекращаются
после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними.
Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью,
есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы о усопших - это продолжение наших отношений с ближними.
Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что
Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя
и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь - это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело,
Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и
те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение,
- ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый
исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.
Наша обязанность - заботиться о тех членах Церкви, которые окончили
свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние
усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого
причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие
уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о
них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение
за них могут облегчить их загробную участь.
Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них - домашняя,
и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы
на божественной литургии.
"Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и
когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за
умерших?" - пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость
и совершать благотворения, потому что "милостыня от смерти
избавляет и может очищать всякий грех" (Тов. 12, 9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: "Почти умершего милостынями
и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук".
Преподобная Афанасия, сказав, что "если грешны души усопших,
то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение
грехов", добавляет: "если праведны, то благотворительность
за них служит к спасению самим благотворителям".
Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась
молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя
бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву,
пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится
в жертву ради спасения нашего.
Евангелие,
чтомое на заупокойной литургии в родительскую субботу (Ин.,
5, 24-30)
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел
от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь
жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся
в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло
- в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу,
и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня
Отца.
О ПОМИНОВЕНИИ
УСОПШИХ
Хочу
я вас и примером уверить, - ибо, я знаю, многие говорят: какая польза
душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она
поминается в молитве? - А что, если бы какой царь послал досадивших
ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему
оный за терпящих наказание, - то не сделал бы он им облегчение наказания?
Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу
молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения,
приносим, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога.
Святитель
Кирилл Иерусалимский
Когда
весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками и
когда предлежит страшная жертва, - как не умилостивим мы Бога, молясь
за умерших.
Святитель
Иоанн Златоуст
Жребий
отшедших от нас так же в руках Господа, как и жребий оставшихся.
Живем ли или умираем, - всегда Господни (Рим. 14, 8).
Архиепископ
Филарет Черниговский
Если
тяготит тебя печаль о добром и возлюбленном умершем, скажи себе:
житие наше на небесех есть (Фил. 3, 20).
Святитель
Филарет, митрополит Московский
Над
мертвым проливай слезы и оплакивай его, но не будь безутешен, подобно
неимущим упования (1 Сол. 4, 13).
Протоиерей
И. Толмачев
Есть
еще, поистине, есть возможность, если хотим облегчить наказание
скончавшагося грешника. Если будем творить о нем частыя молитвы
и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе,
Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради
одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?
Святитель
Иоанн Златоуст
Публикуется
по книге "Чтение на каждый день Великого поста"
МОЛИТВА
ОБ УСОПШИХ
Боже
духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот
миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего(усопшия
рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек],
в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже
болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею
или ими),
словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог
прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един
без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.