Сегодня
- первая суббота Великого поста. Прошла уже первая седмица, а церковь
не оставляет заботы о правильном настрое души. Сегодня речь о "субботе".
Cуббота, это - как символ всех предписаний, по которым жила ветхозаветная
церковь. Но и в христианстве за две тысячи минувших лет тоже образовался
целый свод различных правил. И если к этому подходить неразумно,
то это - бремя неудобоносимое, а если правильно, то - бесценное
сокровище. И сегодня к этой сокровищнице дается ключ.
Однажды, проходя засеянными полями, ученики стали срывать колосья,
выбивать из них зерна, и есть. Законники укорили учеников, потому
что это считалось молотьбой, и запрещалось делать в субботу. А Господь
привел пример из истории, как священник Авиафар тоже нарушил одно
правило, причем, прямо написанное в Моисеевом законе. Он дал Давиду
и его спутникам хлебы, "которых не должно было есть никому,
кроме священников". После этого Господь и назвал две истины,
с помощью которых следует подходить ко всякому религиозному правилу.
Во-первых, что "Сын Человеческий есть Господин и субботы".
И во-вторых, что "суббота для человека, а не человек для субботы".
"Сын Человеческий", это - Господь наш Иисус Христос, именуемый
и "Сыном Божиим", и "Наследником всего". Чрез
Него Бог Отец "и веки сотворил". О Нем говорится, что
Он совершил "Собою очищение грехов наших" и "воссел
одесную (престола) величия на высоте". И нет ничего, что существовало
бы само по себе, независимо от Его воли. Он устанавливает, Он и
отменяет. И как мы чувствуем Его волю за видимым миром, так и за
всеми церковными установлениями должна ощущаться Его воля, живая,
разумная, любящая. Он - Господин всего. Он - Господин и субботы.
А суббота - для человека. Как все в мире служит тем или иным потребностям
человека, так и суббота. Потому что человек не только алчет и жаждет
телесной пищи. Он еще и восклицает: "чем заплачу Господу за
всю Его любовь и за все Его дары"? И вот, чтобы это живое чувство
благодарности нашло свой выход, нам и даны - и Богослужебный устав,
и посты, и все остальное. Как хлеб для голодного, так и суббота
для человека. Поэтому, как нельзя насильно кормить сытого, так нельзя
и перегружать правилами того, у кого еще не проснулся духовный голод,
желание потрудиться для Господа.
От поста к посту, - все всегда по-новому. То возьмешь слишком круто,
возгордишься и сорвешься. То - слишком расслабишься, и почувствуешь
себя ленивым рабом, которого только пинками можно заставить трудиться.
Когда-то еще научишься отличать попечения о плоти от похотей. Когда-то
еще поймешь, что ты просто-напросто раб своего чрева, своих привычек,
и жадно ухватишься за протянутую руку поста!
Понимая, как непросто достичь такой простоты во Христе, будем особенно
чутки к тем, кто от нас зависит, к нашим детям. Тут особенно опасно
перегнуть. Надо постепенно, терпеливо, именно своим примером пробуждать
в них любовь к посту, желание присоединиться к отцу и матери. Чтобы
всем вместе, как иной жаждет и предвкушает угощения, - жаждать и
предвкушать благословенного, сопряженного с молитвой и милостыней,
времени воздержания.