Слышите ли, возлюбленные, апостол Павел пробуждает нас от сна: ночь,
говорит, уже проходит; уже занимается заря; все выходят уже на свои
дела: а вы что же спите? Что лежите? Востани, спяй, и воскресни
от мертвых! Но знаете ли, братие, о каком тут сне говорит апостол
Павел? Не о телесном сне говорит он, а о духовном, о том сне, в
котором иногда проводит человек всю жизнь, однако, же этого не чувствует.
Таким сном многие, очень многие спят, но и не подозревают того,
что спят. Этот сон — не что иное, как нерадение о спасении души.
Как спящий человек не рассуждает о настоящем, не вспоминает прошедшего,
не спрашивает о будущем, так и нерадящий о своем спасении грешник
совсем не помышляет ни о Том, Кто создал его, ни о том, для чего
он создан, что с ним происходит теперь и что с ним будет по смерти.
Говори спящему что хочешь - он не слышит, говори нерадивому грешнику,
как хочешь, о спасении души - он не почувствует. Пусть проповедуют,
например, сами небеса, что есть Бог - он не почувствует. Пусть гремит
Священное Писание, что всем нам явитися подобает пред судищем Христовым
- он не почувствует. Пусть взывает сама совесть, что неложно уготовано
для грешников страшное мучение, а для праведных - несказанный покой
и наслаждение, - он не почувствует. Кратко сказать: пусть все пророки
и апостолы, все патриархи и учители, наконец, пусть Сам Христос
придет с ними и вострубит в уши нерадивому грешнику громкой трубой,
что душа у него одна, и она вечная, что надо бояться, как бы не
потерят ее совсем - ему все это ни по чем, он и уха не приклонит
на такие увещевания, но, услаждаясь своими мечтами, будет говорить
душе своей, как евангельский богач: душе,..., почивай, яждъ,
пий и вёселися (Лк. 12,19). Подумайте же теперь, братие мои,
как опасен такой сон для человека. Если бы какой ленивый воин заснул
во время сражения, когда свистят пули над его головой: он легко
погубил бы себя. Но что же такое жизнь человеческая, как не война?
Конечно война, да еще с каким сильным врагом! Нестъ наша брань
к плоти и крови, говорит Апостол, но к началом и ко властем,
и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес.
6,12). О, поистине это брань жестока и многотрудна! И против плоти
и крови устоять трудно, а против бесплотного, да притом еще злобного
духа, - как стоишь? Утрудится ли когда дух? Перестанет ли нападать
злоба? Трезвитеся, говорит святой апостол Петр, и бодрствуйте,
зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити
(1 Петр. 5, 8). Как же можно спать грешнику в такой опасности?
Я сравнил бы такой сон со сном Сисары, который убегая с поля брани,
заснул спокойно в палатке Иаили, а та, не теряя времени, насквозь
пронзила его голову колом. Но сон грешника еще опаснее, потому что
диавол пронзает не тело только, но и душу. Впрочем, если бы у нас
и не было такого страшного врага, если бы наша жизнь была не брань,
а только мир и тишина - и тогда можно ли нам спать беспечно? Спит
ли земледелец в то время, когда должно ему сеять? А что такое наша
жизнь, как не время сеяния духовных плодов на целую вечность? Ныне,
говорит святой апостол Павел, время благоприятно, ныне день спасения
(2 Кор. 6, 2). А если мы проспим это время, то воротится ли оно
когда-нибудь к нам? Никогда. Потому-то и говорит Евангелие: делати
подобает дела Божии, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже
может делати (Ин. 9,4). И Апостол говорит: блюдите убо, како
опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время
(Ефес. 5, 15-16). Покупать можно что-нибудь, пока есть торг, а когда
расходятся продавцы, то и купить уже ничего нельзя. Так и человек,
пока живет на земле, то у него есть время, а когда умрет, то не
достанет ему времени ни на что. О если бы осужденные в аде могли
купить себе времени хотя бы только один час! Что бы пожалели они
отдать за этот час? Как же не жаль человеку такое сокровище - время
- терять во сне? Мы находимся в том же состоянии, в каком находились
рабы, ожидавшие господина своего. А знаем ли мы, когда придет к
нам Господин наш? Нет; в онъже час не жните, Сын Человеческий
приидет (Мф. 24, 44), - так Он Сам о Себе говорит во святом
Евангелии, а равно и в Апокалипсисе: се гряду, яко тать; блажен
бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его
(Апок. 16, 15). Можно ли нам в такое время спать? Задремали некогда
юродивые девы, вышедшие навстречу жениху, и не заметили, как погасли
их светильники, а между тем послышался крик: исходите в сретение
жениху (Мф. 25, 6). Мы знаем, что сталось с ними тогда; как
бы и нам не пострадать также, если и нас застанет последний час
спящими? Не затворилась бы и пред нами дверь небесная! Не услышать
бы и нам из уст Жениха Небесного этого грозного слова: не вем
вас! (Мф. 25, 12). Вот почему так часто повторяет Христос Спаситель
в Евангелии: бдите, бдите! - Знаю, что многие в сердцах своих
на это отвечают: можно и подремать, Христос не скоро придет еще
на суд. О Боже милосердый! Вот какое у нас рассуждение! Ты говоришь:
се гряду скоро, и мзда Моя со Мною (Апок. 22, 12); а мы,
напротив, толкуем, что еще не скоро... Но пусть так, пусть замедлит
пришествием Своим Праведный Судия; однако же, если не Он к нам,
то мы к Нему всенепременно пойдем. Еще, говорим, не пришло время.
Но будет ли Бог ожидать, пока мы скажем: теперь пора? В книгах Ездры
говорится о юноше, который лишь только вошел в чертог брачный, пал
и умер. Была ли ему пора умирать тогда? Казалось бы, тогда была
пора всем, смотря на него, веселиться, а не плакать; но видите,
Бог рассуждает не по-нашему. Думал ли умирать и евангельский богач?
Он приказал было себе новые житницы строить, а не могилу копать;
ему хотелось бы еще попить и поесть, а не в землю закапываться и
быть богатой пищей для червей. Но не так сделалось, не пришлось
ему исполнить своих намерений: в ту же самую ночь, когда он, утешая
себя, говорил: душе! Имаши многа блага, лежаща на лета многа,
почивай, яждъ, пий, веселися (Лк. 12,19), - в сие самое время
Бог потребовал его душу на суд: безумне! В сию нощь душу твою
истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк. 12, 20).
Вот, видите, братие, Бог не дожидается нашей поры; когда Ему угодно,
никого не спрашивая, берет нас из этой столь любезной нам жизни.
Значит, нужно быть готовым к тому на всякий час. Не обнадеживай
себя: «Бог милосерд, успею покаяться». Блаженный Августин говорит:
«Бог обещал тебе, о грешниче, что когда ты покаешься, Он не вспомянет
грехов твоих; но что ты доживешь до завтрашнего дня, этого Он тебе
никогда не обещал». Вот почему, братие мои, божественный Павел не
позволяет нам беспечно спать, но повелевает скорее вставать от греховного
ложа: востани, говорит, спяй, и воскресни от мертвых.
И горе всем нам будет, если мы заблаговременно не пробудимся от
этого греховного сна, в котором мы находимся чуть ли не с самых
младенческих пелен. - Итак, возлюбленные, пока не разверзлись над
нами небеса, пока не возгремела еще труба Архангела, пока не поставились
еще престолы и не разгнулись книги на осуждение наше, виденные некогда
пророком Даниилом, востанем с одра лености нашей, востанем
как можно скорее, чтобы быть готовыми встретить Праведного Судию
и предстать Его нелицеприятному судищу. Встанем и запечатлеем на
скрижалях сердца нашего те евангельские слова: аще бы ведал владыка
дому в кую стажу татъ приидет, бдел убо бы, и не дал бы покопати
храма своего: и вы убо будите готови, яко, в оньже час не мните,
Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 43-44).
Публикуется
по изданию "СЛУЖБЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА." - М.: Даниловский
благовестник, 2003. - 256 с.