О
крестном покаянном ходе.
Запись рассказа о. Александра
Имея
твердое намерение совершить длительный покаянный крестный ход, необходимо
получить благословение своего священноначалия. Затем выбрать два-три
возможных маршрута. Изучив их, проехать один-два раза, измерив путь
по спидометру. После окончательного выбора маршрута необходимо посетить
с письмами из своей епархии все епархиальные управления, по землям
которых пройдет путь, а также все республиканские (автономии) и
областные административные управления. От епархиальных управлений
получить благословения на проход и остановки - ночлеги и дневки.
От местных властей получить разрешение на проход в письменной форме,
обеспечение безопасности по дорогам со стороны ГИБДД. Районные управления
ГИБДД должны получить указания в соответствии с графиком крестного
хода организовать сопровождение двумя машинами, одна из которых
идет впереди, а другая сзади крестного хода.
Маршрут
должен быть отработан на (1 - 2 дня) до отдыхов. Последние устраиваются
на приходах и в монастырях, которые от епархиального архиерея получают
благословение на прием паломников. Остановки совершаются на субботу
и воскресение. Люди все исповедуются, причащаются, физически отдыхают,
стирают и ремонтируют одежду. При возможности посещают баню. В понедельник
выступают в путь. Определив маршрут, необходимо на машине посетить
все пункты ночлегов и дневок.
За
день крестный ход проходит 30 - 50 км. Длина пути зависит только
от расстояния между пунктами удобными для ночлега. Иногда расстояние
уменьшается до 20 км, если к тому вынуждает география гостеприимных
приходов. В практике крестного хода
от Екатеринбурга до Дивеева был один вынужденный переход 17
км и один 56 км.
Крестный
ход сопровождают автомобили, которые везут небольшие котомочки участников
хода и что-то необходимое, при крайней нужде доставляют тяжело заболевших
в больницы. Сзади крестного хода из Екатеринбурга шла "Нива"
с прицепом на расстоянии 10 метров от последнего ряда людей. Другая
машина крейсировала. Отставала, чтобы подобрать места стоянок и
выбрать пункт остановки для дневного отдыха. Отдых на 1 - 2 часа
давался через 2 часа хода, примерно через 10 км.
Обувь,
одежда, питание подбираются индивидуально. Сопутствующие машины
обеспечивают водой. Люди несут с собой в руках пакеты с припасами:
вода, бутерброды, консервы (в том числе мясные), конфеты. На ходу
некоторые пьют или подкрепляются шоколадом или конфетами. Обувь
очень разная: армейские сапоги, различная современная спортивная
мягкая обувь, ботинки, сандалии, даже тапочки-шлепанцы.
Носки простые нитяные, у некоторых шерстяные вязаные. Одежда преимущественно
в жару с коротким рукавом. Мужчины при солнцепеке в головных уборах,
очень разных.
Выход
и построение на походе строго определены. Перед отправлением с ночлега
молебен перед несомыми иконами. Вперед выступают хоругвеносцы. За
ними несут на носилках иконы. Маленькие и аналогичного размера иконы
практически у каждого участника на ленте или в руках. При каждом
отправлении все проходят под иконами (становятся на колени в цепь).
Дважды становиться в цепь не благословляется.
Впереди
несут хоругви и иконы. За ними по трое рядами идут мужчины. За ними
также по трое идут девушки и женщины. Возраст участников преимущественно
30 - 40 лет, от 13 до 66 лет (в данном случае). Священник о. Александр
замыкает крестный ход. Идет в трех-пяти метрах от последнего ряда.
Часто к нему подходят с вопросами. На пути он исповедует и отпускает
грехи. Он же оказывает помощь отстающим, больным, бессильным. Православные
колонной занимают один ряд шоссе. Идут по асфальту. Слева от колонны
идут помощники батюшки, с мужчинами - мужчины, с женщинами - женщины.
Они расставлены по одному человеку на 10 рядов. Их задача не допустить
выходов из строя влево, где идут машины, следить, чтобы не было
разговоров. Крестный ход непрерывно поет молитву: "Господи,
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Поют мужчины, за ними
- женщины. И снова - мужчины. При длинной колонне знак к вступлению
женского хора подается поднятием ветки над рядами.
Крестный
ход движется со скоростью 5 - 7 км/час. Выйти из колонны в сторону,
чтобы набрать воды, завязать шнурок и т.д. очень сложно. Сложно
догнать. Однако руководители, в том числе батюшка бегом перемещаются
вдоль колонны.
При
таком порядке настроение у людей серьезное, молитвенное, простое,
сосредоточенное. Физически никто не поддерживает, но духовная взаимосвязь
и поддержка очень сильны.
Составлено
со слов о. Александра
Протоиерей Александр Петропавловский
Пермская епархия
Крестный
ход Екатеринбург - Дивеево
- Отец Александр, скажите, ну что же мне написать-то о крестном
ходе?
- Правду. Поселок
Игра, четвертый день пути по Удмуртии
"Господи,
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас" - шагают ноги. Поют
молитву эту сначала братья, им вторят сестры. В колонне строгий
порядок, поддерживаемый руководителем и духовником хода, протоиереем
Александром Петропавловским. Впереди идут братья и духовенство –
по двое, за ними сестры – по трое. В руках первых – хоругви, православные
знамена, глядя на которые у прохожих захватывает дух. За ними несут
святыни земли Русской – иконы, чудесные, массивные, на больших носилках.
Преподобный отец ох, вот здесь благодать на меня сошла – в карман
ее, а вот на этом месте что-то не очень, в другое перейду. А сегодня
вообще неудачный день – ничего что-то не сходит, не буду службу
до конца стоять…» А ведь и правда, часто именно так мы в храм и
ходим – зайчиков ловить, а не вникать в великий смысл божественной
литургии.
Заходим на ночлег в Большую Чепцу. Бабушки старенькие, родные, встречают
с иконами, с хлебом, с парным молоком, с пирогами, даже с пасхальными
крашеными яйцами. Благоговейно, со слезами проходят под святыми
иконами – и мы вместе с ними плачем и кланяемся по-русски в пояс.
Русь народная, старинная просыпается в нас, и это получается легко,
естественно. Подходим к храму – старая, потемневшая, но целая деревянная
церковь. Колокола звонят, заливаются, созывают народ.
А люди стоят вдоль обочин – кто кепку снял, кто робко крестится,
а кто семечки грызет. Дети, как и во всех последующих селениях,
стоят раскрыв рты. Но в храм за нами идут немногие – много званых,
да мало избранных…
Серафим Саровский чудотворец и семья святых Царственных мучеников
– Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татиана, Мария, Анастасия.
Год столетия со времени прославления святого Серафима Саровского
– по всей земле Русской идут пять крестных ходов в Дивеево, один
из них вышел из Екатеринбурга, от храма на Крови и проходит по нашей
земле. 16 июня его участники перешли границу между Пермской областью
и Удмуртской Республикой.
Иконы, знамена, священники, братья и сестры – вместе, это малая
община, общность, единение – Церковь. И не люди иконы несут – наоборот,
иконы людей ведут вот этим самым крестным ходом через всю Россию.
И только когда сам, своими ноженьками идешь за этими иконами по
25, 30, 40 километров в день, тогда только понимаешь, откуда и куда
ведет сей крестный путь. От всепоглощающей лени задуматься над тем,
кто мы такие, туда, где, переболев ногами, горлом, обмозоленными
пятками, обгорелым от солнца лицом и всеми своими болячками, которые
тут и всплыли, и непрестанно повторяя Иисусову молитву (до 2000
раз в день), вдруг понимаем: без Бога мы – никто. Потому что только
эта самая молитва к Нему, вот эти семь слов, произносимые ежеминутно
сотней таких разных голосов, как одним голосом, творят чудо – мы
идем! Хотя нельзя идти – все, все, все болит. Остановка в пути,
привал – и ни единым членом уже двинуть невозможно.
Но голоса идущих рядом подхватывают меня: «Господи, Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй нас». Эти слова охватывают ненужные мысли, мощной
силою вытесняют их и проникают во всю меня. «Странное дело - это
во мне душа» - вспоминаются слова из современной песни. И уже нет
больных рук и ног – есть я и молитва. И я пою ее во весь голос,
какой только есть в моем теле. Потому что это все, что я имею сейчас,
чтобы отдать Тому, Кто только что совершил со мной чудо.
Хочу слушать отца Александра, строгого и справедливого руководителя,
и слышать, и понимать каждое его слово о вере православной, об истории,
о старине, о людях. Как-то в разговоре он сказал замечательные слова:
«Православные молитвы в храме поймет только тот, кто действительно
хочет понять. Для этого нужно просто внимательно слушать, не пропускать
ни одного слова, стараться, и раз, и два, и три. И поймет тот, кто
делает усилие над собой. А не тот, кто пришел в храм солнечных зайчиков
ловить: 17 июля в Ижевске состоялся крестный ход в память убиенной
царской семьи. В крестном ходе приняли участие многие прихожане
ижевских храмов и духовенство. Крестный ход завершился молебном
у креста на Северном кладбище Ижевска, где будет строиться храм
в честь Царственных мучеников.