Как
быть с теми, кто умерли вне Церкви? В общем Церковь следует четко
изложенному митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) принципу,
что неправославные самим своим неправославием отделились от таинств
Православной Церкви и этому соответствует их непоминовение в Таинстве
Евхаристии. Следовательно, на Божественную Литургию Церковь не имеет
особого поминовения неправославных и особенно усопших, которые уже
не могут присоединиться к ней.
Как же тогда православный христианин может выразить свое сердечное
побуждение молиться за родных и друзей, которые отошли от Церкви?
Ответ Церкви - одновременно строгий и сочувственный, как можно видеть
из приводимого ниже отрывка.
Можно ли, и как можно православным христианам молиться за христиан
неправославных?
Говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения
неправо верующих христиан, мы не к тому ведем речь, что будто святая
наша Церковь заповедует нам, чадам ее, вовсе никоим образом не молиться
о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т. е. молиться
- как нам хочется и как вздумается. Мать наша Православная Церковь
внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось по
чину и благообразно (1 Кор. 14,40). Мы и молимся, при всех наших
церковных богослужениях, о всех разноплеменных народах и о всем
о мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно мы молимся
так, как Господь наш Иисус Христос научил своих апостолов молиться
в преданной им молитве: "Да будет воля Твоя, яко на небеси
и на земли!" Это всеобъемлющее прощение объемлет собой все
нужды наши и единоверных нам, хотя и неправоверных братий наших.
Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных
христиан, чтобы Он сотворил с ними то, что богоугодно Его святой
воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую милость
оказать. - Итак, православный христианин! - кто бы ты ни был: мирянин
или иерей Божий, - если во время какого-либо церковного богослужения
придет тебе усердие помолиться о каком-либо близком к тебе Карле
или Эдуарде: то при чтении или пении молитвы Господней, воздохни
о нем ко Господу и скажи: да будет о нем святая Твоя воля. Господи!
- и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом.
И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней,
и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений.
Теперь скажем несколько о частной молитве. Известен в нашей Православной
Церкви едва ли не единственный пример, что частная молитва одного
угодника Божия помогла душам умерших иноверцев, даже язычников...
Так рассказывал о себе преп. Макарий Египетский:
Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежащий на земле человеческий
череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него
в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему:
кто ты? Череп отвечал: я был жрецом идолопоклонников, которые жили
в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия,
когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты
молишься о них, то они получают некоторое утешение. Далее череп,
рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: "Нам,
не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие, но те,
которые познали Бога, и отреклись от Него, и не исполнили воли Его,
находятся ниже нас" ("Отечник" еп. Игнатия, изд.
4-е, стр 311-312).
Из сего рассказа блаженного отца прежде всего мы видим, что молитва
его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Это
- молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца
своего.... Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным
христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов
частною - домашнею молитвою, но только поводом, а отнюдь не примером.
Ибо преподобный сообщил нам, как он молился за язычников не самочинною
молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом
сердце, Который не только его наставлял, но и заставлял молиться
о всем мире - о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно
любящим сердцам всех угодников Божиих; как и св. апостол Павел писал
к коринфянам: "Сердце наше распространися: не тесно вмещаетеся
в нас" (2 Кор. 6,11).
Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться
за неправославных христиан, живых и умерших, можно частною домашнею
молитвою, но при том, еще и еще напомним, не самочинно молиться
-не так, как нам вздумается и пожелается (дабы вместо благоволения
не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни
духовной людей.
Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося
в 1841 г.). У одного его ученика, Павла Тамбовцева, скончался родитель,
несчастною насильственною смертью - самоубийством. Глубоко опечален
был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем
свою скорбь: "несчастная кончина моего родителя есть для меня
тяжкий крест. Да, нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут
со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой
нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые
ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем
я могу утешить себя в настоящей горести?" Ответ старца: "Вручай
как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей.
Не испытывай Вышнего чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя
в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя
тем долг любви и обязанности сыновней". - Вопрос: "Но
коим образом молиться о таковых?" - ответ: "По духу добродетельных
и мудрых так: Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно
есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей
молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя! - Молись же просто,
без испытания, передавая сердце твое в десницу Вышнего. Конечно,
не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего;
но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в
пещь огненную, и Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит
в ад и возводит. При этом Он милосерден, всемогущ и любвеобилен,
что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию
- ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь:
"я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно". -
Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты любил и любит его.
Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего
благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать,
то кто может противиться Ему?
Вот эта, приведенная здесь, частная, келейная, или домашняя молитва,
преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику,
и может служить для православного христианина примером или образом
молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина.
Может он, например, молиться в таком смысле: "Помилуй, Господи,
аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшего в жизнь вечную
в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви!"