Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком Богослужении. Но, кроме того, Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века умерших отцов и братьев по вере, удостоившихся христианской кончины, равно и тех, которые, застигнутые внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В родительские дни всегда можно увидеть множество людей, которые идут на кладбища, чтобы почтить память своих усопших родственников, прибрать на могилках. Но также очень важно в этот день придти в храм Божий к началу Божественной литургии, подать записку с именами усопших и помолиться о их упокоении, или хотя бы поставить свечку. Записки можно отдавать сразу в несколько храмов, потому как, чем больше будет возноситься молитв, тем лучше это для наших близких. Именно молитвы наши за усопших являются главной и неоценимой помощью отшедшим в мир иной. В эти дни многие из нас заняты своими садами, и поэтому, к сожалению, не все находят время прийти в храм помолиться именно в день родительской субботы. Но это можно сделать и накануне, в пятницу - подать записку, чтобы за наших близких мог помолиться священник. За этим вечерним Богослужением также следует панихида по усопшим. А также хорошо, если мы будем молиться о них каждый день на домашней молитве. Очень хорошо говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Молись Господу об упокоении праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная, и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да и ширяется ежедневно дух твой мыслит о скоропреходящем житии твоем". Кроме того, весьма полезно подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем. А также жертвовать на церковь и, когда во время Богослужения будут молиться о всех благоукрасителях, благоустроителях и жертвователях храма сего, то вас и ваших близких обязательно будут поминать.
По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы
(Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что "Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне".
Пока
человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После
смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы
живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных
по вере их близких. Жития святых содержат множество примеров того,
как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников,
вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке,
уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все
равно не останется напрасной, а обратится на благо молящемуся. Как
говорил святитель Иоанн Златоуст: "Постараемся, сколько возможно,
помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц
- нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким
образом и им и нам получить обетованные блага". Молитва за
усопших - это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной.
Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном
памятнике, ни, тем более, в поминальном столе - все это лишь дань
традициям, пусть и весьма благочестивым. Но молитва за усопших -
это долг всякого православного.
Чтобы правильно
помянуть усопшего в грядущую Димитриевскую субботу, нужно прийти
в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем
в церковный киоск. Церковь поминает своих чад поименно, потому что
Бог - наш Отец и для Него каждый человек как родное дитя, незаменим,
неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается
его именем. В заупокойных записках имена пишутся полностью и в родительном
падеже (например: о упокоении - Людмилы, Михаила и т.д.). У священнослужителей
нужно указывать сан, дети до семи лет именуются младенцами, от 7
до 16 лет - отроками или отроковицами, если со дня кончины не прошло
40 дней - нужно добавлять слово "новопреставленный". Имена
пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении. За усопших,
имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается
частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой.
Очень хорошо подать нищим посильную милостыню с просьбой молиться
об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь, для
этого в храмах существуют особые панихидные столики. Самым простым
и распространенным способом жертвы за умершего является возжжение
свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного
столика с небольшим Распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой
об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.
После богослужения
православные христиане идут на кладбище. Из любви к усопшему нужно
соблюдать в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, всегда был
окрашен и чист. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и хотя бы
кратко помолиться об умершем. Если есть возможность - попросить
священника совершить на могиле Литию (краткую заупокойную службу).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека.
Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает.
Не нужно оставлять на могиле еду, дабы могила не попиралась, например,
собаками. Продукты следует отдавать нищим.
Ходатайствуя за
умерших, живые становятся исполнителями заповеди о любви и, значит,
становятся "участниками небесных наград". Молитвы за умерших
нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное,
отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. К тому
же они располагают души к исполнению заповеди Христовой - готовиться
к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и
воздерживаться от грехов.
Даже если ваши близкие
умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться
за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это,
придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.
Евангелие, чтомое на заупокойной литургии в родительскую субботу (Ин., 5, 24-30)
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
О ПОМИНОВЕНИИ
УСОПШИХ
Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .
Феофан Затворник
МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего(усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.
Троицкая родительская суббота - поминовение усопших. Xpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево.Новости