Будем
воздерживаться от пьянства, но не говорю: будем воздерживаться вина,
но будем воздерживаться от пьянства. Не от вина происходит пьянство,
ибо вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего
худого, — но порочная воля производит пьянство. А что можно упиваться
и иначе, не одним вином, послушай, что говорит Павел: не упивайтеся
вином, — выражая, что можно упиваться и иначе, — не упивайтеся вином,
в нем же есть блуд (Ефес. 5, 18). Удивительным образом в коротких
словах выразил он все осуждение пьянству. Что значит не упивайтеся,
вином, в нем же есть блуд? Блудными мы называем тех молодых людей,
которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, не рассуждая,
кому что дать, и когда дать, но без разбора, и одежды, и золото,
и серебро, и все отцовское богатство издерживают на блудниц и развратников.
Таково пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею,
и пленив их рассудок, оно заставляет их исстрачивать весь запас
мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности. Пьяный не знает,
что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его;
нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет располагать
речей своих с благоразумием, не умеет распоряжаться богатством мыслей,
не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает.
Пьянство есть добровольное неистовство, извращение мыслей; пьянство
есть несчастье, достойное смеха, болезнь, достойная осмеяния, произвольное
беснование; оно хуже умопомешательства. Хочешь ли знать, как пьяный
бывает хуже и бесноватого? Бесноватого все мы жалеем, а этого отвращаемся;
тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому,
что у того болезнь от несчастья, а у этого от беспечности, у того
от злоумышления врагов, а у этого от дурного настроения мыслей:
но терпит пьяный то же самое, что бесноватый: так же кружится, так
же приходит в исступление, так же падает, так же извращает глазные
зрачки, так же трясется, лежа на земле, испускает из рта пену, изливает
нечистую слюну и уста его наполняются невыносимым зловонием. Такой
человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами,
отвратителен для жены, — несносен для всех, противне самых бессловесных.
Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают
пожелание потребностью, а этот, по невоздержанно своему, простирает
пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных...
Пьяный жалок более мертвого. Тот лежит без чувств и не делает ни
добра, ни зла; а этот способен делать зло и, заключив душу в своем
теле, как в гробе, носит помертвевшее тело. Видишь ли, как он жалок
более бесноватого, как бесчувственнее мертвых? Хочешь ли, я скажу
еще важнейшее и ужаснейшее всего этого? Пьянствующий человек не
может войти в Царство Небесное. Кто это говорит? Блаженный Павел:
ни лихоимцы, говорит он, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы Царствия
Божия не наследят (1Кор.6,10).Что может быть несчастное пьяницы,
когда за малое удовольствие лишается наслаждения таким царством?
Лучше сказать, даже удовольствия не может получить пьянствующий:
потому что удовольствие в умеренности, а в неумеренности—бесчувственность.
Кто не чувствует, где сидит или лежит, тот как может чувствовать
удовольство от питья? Кто не может видеть самого солнца от густого
облака опьянения, тот как может наслаждаться радостью?