Все
богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному
воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность
этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть
двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых
и помещенных между разными частями службы.
Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь
открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар
Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше
той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь
разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и
искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь;
но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение
так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам
весь смысл прихода Спасителя:
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да
будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да
будут в Нас едино»
Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании
гроба из Евангелия от Матфея.
В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная
Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова
прочитываются Евангелия о Его Страстях.
Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению
Спасителя и совершается обычно в середине дня.
Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается
возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается
Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного
во гроб Спасителя.
Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После
входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг
Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается
из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из
четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов
и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы
Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже,
Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша
Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).
После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения
молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение
(самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле.
Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу
над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает
ее на гроб. «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею
чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв
положи» (Тропарь Великой субботы).
В некоторых церквях после Вечерни поется Повечерие или так называемый
«Плач Пресвятыя Богородицы» (см.
в нашем издании).
Тропарь,
глас 8-й:
Егда
славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый
сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго
Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша!
Бежи, несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий,
Господи, слава Тебе.
Кондак,
глас 8-й:
Нас
ради Распятого приидите вси воспоим, Того бо виде Мария и глаголаше:
аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.
Страстная седмица. Великая Пятница. Воспоминание святых спасительных
Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Xpaм Святителя Николая Чудотворца
в Бирюлево.