Священноисповедник
Лука
архиепископ Симферопольский
"Наука и религия"
Глава
шестая
Христианское
учение о любви к человеку
День
памяти:
25мая /11 июня
обновлён:
18 февраля
2003
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
НАУКА И РЕЛИГИЯ; ДУХ, ДУША И ТЕЛО
"Феникс,Троицкое слово" - 2001, cтр. 88-92.
Веруйте
в свет, да будете сынами света (Ин. 12,36).
В основе христианского
мировоззрения лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия
жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству.
Христианская
мораль - мораль становления человеческой личности, возрождаемого
человека. Она возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться
из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего
человечества.
Мы не можем
на нескольких страницах перечислить все заповеди Христа о совершенстве
личных свойств человека. Приведем несколько основных и самых характерных:
Блаженны
чистые сердцем...
Блаженны алчущие и жаждущие правды...
Блаженны милостивые... Блаженны миротворцы...
Блаженны гонимые за правду...
Заповеди,
подобные этим, краткие, как афоризмы, по форме, но глубокие по содержанию,
заполняют все Евангелие: Будьте совершенны, как совершенен Отец
ваш Небесный (Мф. 5,48). Будьте милосерды, как и Отец ваш
милосерд (Лк. 6,36). Познаете истину и истина сделает вас
свободными (Ин. 8,32). Веруйте в свет, да будете сынами света
(Ин. 12,36). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они,
видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.
5,16).
В основе христианской
морали лежит учение Христа о любви к человеку. В своих беседах Христос
говорит ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга,
как Я возлюбил вас... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если
будете иметь любовь между собою (Ин. 13,34-35).
Но что значит
подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому
определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви,
если сила ее проявляется больше всего в терпении? Любовь долго терпит,
милосердствует, не завидует и никогда не превозносится. Любовь не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается и не
мыслит зла. Любовь покрывает собой множество недостатков и противоречий;
не потворствует, но, прикрывая, изживает.
Где любовь,
там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все
переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает
и никогда не перестает.
Этот гимн
любви прозвучал впервые в устах первых апостолов христианства. Мы
привели его целиком словами святого апостола Павла: Будьте братолюбивы
друг к другу с нежностью, - писал он римским христианам, -
в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12,10). Именно
любовь, - ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост,
ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все
теряет силу, если не будет основного - любви к человеку. Даже самое
дорогое, что есть для христианина, - вечная жизнь - обусловливается
тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих. Святой
апостол Иоанн Богослов учил: Мы знаем, что мы перешли из смерти
в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в
смерти (1 Ин. 3,14). Кто говорит: "я люблю Бога", а брата
своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого
видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4,20).
С особой силой
говорит об этом апостол Павел: Если я говорю языками человеческими
и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал
звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое
познание и всю веру... а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам
все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет
мне в том никакой пользы (1 Кор. 13,1-4).
Около двух
тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно
молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные
ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола,
- больше. Она есть совокупность совершенств!
Христианская
религия требует от человека постоянного восхождения. Требование
служения людям пронизывает все Евангелие. Сын Человеческий не
для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать
душу Свою для искупления многих (Мф. 20,28).
Христос учил:
Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи
властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между
вами быть бОльшим, да будет вам слугою (Мф. 20,25-26). На прощальном
вечере Христос Сам омыл ноги своим ученикам. Поясняя Свой поступок,
Он сказал: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы
должны умывать ноги друг другу (Ин. 13,14). Это пример того,
как сильные мира сего должны служить человечеству. Носите бремена
друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6,2).
Евангелие
требует скромности в делах любви, которая несовместима с лицемерием.
Когда творишь милостыню, не труби перед собою... Пусть левая
рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6,2-4). В христианской
религии большое значение имеют праздники и посты, которые основаны
на Священном Писании. Обращаясь к людям, пророк Исайя говорит: Таков
ли тот пост, который Я избрал (то есть Господь установил),
день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою,
как тростник, и подстилает под себя рубища и пепел? Это ли назовешь
постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши
оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу,
и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся
бедных введи в дом (Ис. 58,5-8).
Таково было
понимание поста еще в древние времена. А вот что говорит тот же
пророк о праздниках: Если ты удержишь ногу твою (то есть поступки)
ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и
будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним... не будешь
заниматься обычными твоими делами... то будешь иметь радость в Господе
(Ис. 58,13-14). (Еврейское слово "суббота" означает "покой". У христиан
вместо субботы празднуется воскресенье).
Книжники и
фарисеи укоряли Христа за то, что он нарушал субботу. Они полагали,
что можно служить Богу, забывая о человеке. Но Христос им сказал:
Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2,27).
Эта идея пронизывает все Евангелие. Человечность - это есть основа
христианской религии.