История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта



Обновлен 15 апреля 2012

См. также:

В 2012 году приход храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве отмечает 100-летие своего образования.

Художественная галерея «Delon’ь» провела выставку «БЛАГОДАРЕНИЕ», посвященную этому событию. В экспозиции были представлены скульптура, живопись, графика, фотография.

Видеосюжет, посвященный выставке

Выставка «БЛАГОДАРЕНИЕ», посвященная 100-летию прихода храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлево

Дополнительная информация


             На юг от Москвы, на семнадцатой версте по Большой Серпуховской дороге, на речке Городенке было расположено сельцо Бирюлёво (Зюзинской волости) - владение Петра Татищева, затем Александра Плещеева, а после него Аграфены Оболенской. Последним владельцем усадьбы был инженер-капитан Иван Ромейко.

             В 1900 году по этим местам прошла Рязанско-Уральская железная дорога. Станция "Бирюлёво" была связана веткой со станцией Царицино-Дачное Московско-Курской железной дороги и рельсовым путем с большим кирпичным заводом инженера Верховского ( в полутора верстах от станции ).

             В 1903 году при станции "Бирюлёво" открыто железнодорожное училище.

             В 1911 г. - устроена церковь при училище ( по ходатайству Правления Рязанско-Уральской железной дороги ).
            8 ноября - образован приход.

             В 1912г. - храм освящен во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.
Святой Государь Император Николай Александрович пожаловал денежное пособие на уплату долгов по постройке храма.

             В 1918г. - меры по предотвращению закрытия храма: зарегистрирована община и оформлен договор с Московским уездным советом о передаче храма в бессрочное и бесплатное владение Общине.

             В 1924 году 24 марта - храм закрыт в мае - ликвидирован (имущество отошло в Покровскую церковь Перейти).

             21 июня 1924 года по молитвам святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси и по ходатайству верующих было получено разрешение Президиума Моссовета построить новую церковь на территории кладбища возникшего в 1917 - 23 годах.

             По благословению Святейшего патриарха Тихона была построена деревянная церковь на кладбище.

             14 декабря 1924 года - освящена во имя Святителя Николая Чудотворца.

             15 июня 1925 года - заключен договор с Московским уездным советом рабочих и красноармейских депутатов о передаче в бесплатное пользование общине храма с колокольней, сторожки и кладбища.              

             1 марта 1956 г. - храм сгорел; через несколько дней служба возобновилась в сторожке.

             В начале 1957 г. - построен новый храм рядом с пепелищем (иконостас собирал Вячеслав Андреевич Рыбаков из остатков других храмов ).


Увеличить

Период с 1955 г. – 1956 г. Церковнослужители: в центре настоятель, протоиерей Николай (Перехвальский), слева от него протодиакон Григорий, справа протоиерей Василий (Моисеев). В гражданском: слева от настоятеля – помощник старосты Илья Андреевич Антипов. Справа – Степан Васильевич Брыксин

             22 декабря 1957 г. - освящен (В день праздника иконы "Нечаянной Радости").

             В 1959 г. - устроен приставной престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

             В 1977 году - кладбище срыто (совершено перезахоронение праха блаженной схимонахини Серафимы и др. на территорию церкви).

ПОДРОБНОСТИ:

        Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца расположена в Южном округе г. Москвы, близ станции Бирюлево Товарная Павелецкой железной дороги.

        История местности, в которой находится храм, прослеживается со 2-ой половины ХVIII века; здесь по трассе Большой Серпуховской дороги на берегах р. Городенка лежало сельцо Бирюлево, входившее в состав Ратуева стана Московского уезда. При проведении "генерального межевания" в 1766 году сельцо было обмежевано и нанесено на крупномасштабную карту. Сельцо находилось в общем владении секунд-майора Петра Алексеевича Татищева и подпоручика Александра Алексеевича Плещеева (1). Оно входило в приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Покровского на реке Городенке, лежавшего к востоку от сельца. 

        В середине XIX века сельцо Бирюлево принадлежало княгине Аграфене Степановне Оболенской. В нем числилось 15 крестьянских дворов с 86 жителями, при сельце находилась помещичья усадьба с господским домом и оранжереей (2).

        В сельце Бирюлево располагалась почтовая станция, она была первой от Москвы. Сюда, в особенности в зимнее время, любители веселых поездок выезжали на пикники и кутежи (3).

        В конце XIX века сельцо Бирюлево входило в состав 5 стана Зюзинской волости Московского уезда. В нем, по статистическим данным, проживало 117 человек, а усадьба при сельце принадлежала инженер-капитану Ивану Александровичу Ромсйко (4).

         В 1900 году по соседству с сельцом Бирюлево вырос поселок, своим возникновением обязанный прокладке Рязанско-Уральской железной дороги.

        На 17 версте от Москвы, близ сельца была выстроена станция Бирюлево, начавшая быстро развиваться. К 1913 году при станции находилось оборотное депо с паровозным зданием, мастерские. Станция Бирюлево была связана передаточной ветвью со станцией Царицыно-Дачное Московско-Курской железной дороги, а также соединена рельсовым путем с большим кирпичным заводом инженера А. П. Верховского, расположенным в полутора верстах от станции (5).

        Расстояние от поселка железнодорожников до Москвы - около 17 верст - делало затруднительным для детей служащих и рабочих станции ежедневные посещения московских городских школ. Поэтому в 1903 году близ товарной станции было открыто двухклассное смешанное железнодорожное училище на 200 человек. Училище помещалось в одноэтажном деревянном особняке и состояло из трех классных комнат (6).

        В 1911 году по ходатайству служащих при станции Бирюлево, а также Правления Рязанско-Уральской железной дороги Московская духовная консистория разрешила учредить школу-церковь Министерства путей сообщения, для которой к зданию железнодорожного училища предполагалось сделать пристройку. Указом Священного Синода от 8 ноября 1911 года при строящейся церкви-школе на ст. Бирюлево Рязанско-Уральской ж. д., Московского уезда был открыт "самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с содержанием из местных средств" (7). Священником к церкви был назначен Александр Стремлянов (8), псаломщиком - Николай Воздвиженский (9), вскоре замененный Сергеем Холиным (9).

        К апрелю 1912 года церковь была выстроена и освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Церковь была размещена в деревянной пристройке к зданию училища,отделялась от классной комнаты створчатой дверью, которая в дни больших религиозных праздников открывалась, увеличивая таким образом, пространство храма

        В апреле 1912 года по ходатайству священномученика Владимира(Богоявленского), митрополита Московского и Коломенского cвятой Государь Император Николай Александрович пожаловал денежное пособие (350 руб.) на уплату долгов по постройке Александро-Невского храма (10).Справка

        В клировой ведомости 1916 года дано следующее описание церкви: "Зданием деревянная, в одной связи с училищем, на каменном фундаменте, с колокольнею временной на деревянных столбах..., престолов в ней один, во имя святаго благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго" (11).

        В приход Александро-Невского храма кроме поселка железнодорожников вошло и село Бирюлево. В 1916 году в приходе церкви состояло 86 дворов с более 600-и жителями (12).

        Храм содержался на средства Правления Рязанско-Уральской железной дороги, а также рабочих и служащих депо и крестьян сельца Бирюлево. Ни церковно-причтовой, ни усадебной, ни кладбищенской земли в то время при храме не было. Дома священника и псаломщика, выстроенные в 1900-1904 гг., были собственностью Правления Рязанско-Уральской железной дороги. Приписных к церкви часовен, кладбищенских и молитвенных домов также не было (13).

        В 1918 году после издания декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви над Александро-Невским храмом нависла опасность подобно другим домовым церквям быть упраздненным. Для сохранения храма верующие поселка и села Бирюлево зарегистрировали православную общину и заключили договор с Московским уездным советом о передаче храма в бессрочное и бесплатное владение Общине (14). К сожалению, это мера всего лишь отодвинула дату закрытия храма.

        В начале 1924 года "в связи с обострением классовой борьбы" предпринятые меры по спасению прихода уже не могли помочь. "Ввиду чрезвычайной тесноты" (школа 1-ой ступени при станции Бирюлево работала в три смены), а также "для того, чтобы совершенно изолировать детей от религиозного влияния церкви" на общем собрании служащих и рабочих станции было принято решение о расширении школы за счет храма, "предложив верующим, - как говорилось в протоколе, - если им угодно, построить церковь для себя" (15).

        Постановлением Президиума Московского Совета рабоче-крестьянских депутатов от 24 марта 1924 года Александро-Невский храм был закрыт, а в мае того же года окончательно ликвидирован; его помещение было передано Администрации железнодорожной школы (16), а церковное имущество поступило в ближайшую Покровскую церковь с. Покровского (17).

        «Мой дед принимал самое непосредственное участие в строительстве Павелецкой железной дороги, - свидетельствует р. Б. Алексей (Москва, Бирюлево). В те времена рабочих и железнодорожников наделяли земельными участками. Это и положило начало нашей семейной летописи.

        В 1921 году дедушка умер. Елшанская Пелагея Михайловна, его супруга, а моя бабушка была глубоко верующим человеком. Она с великим смирением приняла свое ранее вдовство, оставшись с малыми детьми на руках. В ту пору моему отцу, самому младшему из детей, было всего шесть лет.

        Отец рассказывал, что в начале 20-х годов церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, решили упразднить. Начались активные действия по ее ликвидации. Бирюлевские коммунисты, решив спилить крест, полезли на купол. Народ к церкви собрался со всего Бирюлево. Во время этого страшного святотатства у одного из них  соскользнула нога. Люди, внизу ахнув, замерли в ожидании неизбежного падения, как Божьей кары. Спасло его тогда только чудо. Веревка, с помощью которой он, зацепившись за крест, поднимался на купол, выдержала, благодаря чему он остался жив до времени».

        В прошении прихожан ликвидированного Александро-Невского храма на имя Патриарха Московского и всея Руси Тихона говорилось: "Под влиянием столь прискорбных событий весьма многие прихожане стали рассеиваться по разным приходам, но не находили для себя нравственного удовлетворения. Это побудило нас обратиться к Советской власти за разрешением вновь построить храм на том участке земли, где находится кладбище" (18).


По молитвам Патриарха Тихона 21 июня 1924 года Президиум Моссовета разрешил Приходскому совету Александро-Невской церкви взамен ликвидированной построить новую церковь на территории кладбища (19), возникшего близ железнодорожной станции в период 1917-1923 гг. (до этого времени жители хоронили своих родственников на Покровском кладбище.) Известно, что в 1923 году в Александро-Невском храме совершались отпевания умерших (20).

        По благословению Патриарха Московского и всея Руси Тихона началось строительство храма. Деревянная одноэтажная церковь на территории кладбища была выстроена исключительно трудами и на средства самих прихожан, так как добровольный сбор средств по московским церквям на сооружение храма был запрещен (21).

        Промыслом Божиим новая церковь была выстроена и 14 декабря 1924 года была освящена во имя cвятителя Николая Чудотворца (22). Священником в Никольский храм был назначен иерей Василий Канардов, репрессированный в 1937 году (23).
Справка

        15 июня 1925 года православная община поселка Бирюлево заключила договор с Московским уездным советом рабочих и красноармейских депутатов о передаче ей в бесплатное пользование "деревянного одноэтажного храма с колокольней, при нем деревянной сторожки и кладбища" (24).

        В начале 40-х годов настоятелем храма был назначен протоиерей Николай (Перехвальский).

        В начале пятидесятых годов протоиерей Николай (Перехвальский) по служебным делам был в Елоховском соборе, где и обратил внимание на послушника Алексия (Байкова). Настоятель пригласил его приехать в храм святителя Николая Чудотворца в Бирюлёво. После окончания семинарии  в 1955 году юноша приехал в храм, где по промыслу Божиему познакомился со своей будущей избранницей - Прасковьей Слогиной. Вся дальнейшая жизнь отца Алексия была неразрывно связана с Никольским храмом – вот уже более 50 лет отец Алексий служит в храме Святителя Николая Мирликийского в Бирюлёво. С горечью вспоминает отец Алексий о событиях 1956 года…

        В этот год скончался настоятель, отец Николай (Перехвальский), а вскоре после его кончины случился сильный пожар, 1 марта 1956 года храм полностью сгорел.(25)

        «Случилось это примерно в три часа дня, 1 марта,  воспоминает о. Алексий Байков.  – «Версий было много... Все началось с алтаря. Когда я пришел, уже полыхало вовсю... Стою около дверей и думаю: «Как спасти иконы, святыни?» …И только я хотел что-то предпринять – меня какая-то сила оттолкнула назад, и в это время упала крыша. Еще бы секунда, я бы туда вошел, и погиб… Господь сохранил меня! Слава Богу за всё!»

        По свидетельству очевидцев: «Все это место выгорело. Тяжелые снега лежали вокруг... Пожарные машины не смогли подъехать, а людей не подпустил комсомольский патруль... Не пустили гасить огонь, не дали спасти церковное имущество. Уцелела лишь одна икона святителя Николая. Ее успели выхватить, т.к. она была с краю, у самого выхода, а пожар начался с алтаря.

        Деревянные кресты и деревья, которые были вблизи храма, выгорели. Один деревянный крест на могиле матушки Серафимы остался среди пепелища, только чуть-чуть нижний конец креста  обуглился. От прежнего храма чудом Господним построенным в 1924 году, остался один фундамент. В настоящее время на месте алтаря сгоревшего храма, стоит памятный крест.

        В связи с утратой храма было принято решение приспособить под молельный дом церковную сторожку.(26) Спустя всего лишь 10 дней службы возобновились.

        Верующие и духовенство не оставляли надежды на возведение нового храма на фундаменте прежнего (сгоревшего). Церковным советом и общиной верующих неоднократно подавались прошения на разрешение строительства. На что они неизменно получали отказ.

        Приведем в качестве примера копии заявления и ответ исполнительного комитета. Оригиналы в настоящее время находятся на хранении в Государственном архиве: «Заявление на имя уполномоченного по делам православной русской церкви по Московской области тов. Трушину от общины верующих сгоревшей церкви пос. Бирюлево, от 27.VIII. 1956 г., входящий № 3/199:

        «Нами было подано заявление о постройке храма вместо сгоревшего, в просьбе которой Вами отказано. Просим вашего разрешения о постройке молитвенного дома на фундаменте сгоревшего храма. В настоящее время нами оборудована сторожка для молитвенного дома, но здание весьма мало и вместимость всех желающих прихожан не возможна, отчего получаются нарекания. Настоящим вновь просим не отказать в нашей просьбе и разрешить о постройке моленного дома на старом фундаменте разм. 20х12».

        Заявление подписано Церковным советом в составе пяти человек: священником В. Моисеевым, старостой Ефимовым, завхозом М. Клочковым, помощником Брыксиным, казначеем Вавиловым, и членами общины верующих в количестве 60 человек. На заявлении стоит резолюция от 10. IX. 1956 года, «Направить на решение Мособлисполкома», за подписью товарища Трушина».

        Ответ не заставил себя долго ждать. Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся, рассмотрев ходатайство общины верующих о постройке нового молитвенного дома в поселке Бирюлево, Ленинского района, вынес резолюцию от ''_'' сентября 1956 года за № 924. За подписями председателя исполкома Мособлсовета Н. Игнатова и секретаря исполкома Мособлсовета В. Сорокина:

        «Принимая во внимание, что община верующих поселка Бирюлево Ленинского района имеет молитвенный дом, исполком Мособлсовета решил: В просьбе общины верующих о постройке нового молитвенного дома в поселке Бирюлево отказать».

        Специальная комиссия при исполкоме Мособлсовета посчитала, что приходу вполне хватит для совершения церковных служб и данного помещения. Все просьбы духовенства и прихожан игнорировались.

        Мало того, в официальном ответе исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся закралась не просто досадная ошибка, произошла явная подмена понятий. И если в начале, церковная сторожка за неимением храма приобрела статус молельного дома, то потом грани между прошлым и настоящим и вовсе стерлись. В результате чего, православный приход на долгие годы был лишен объективного рассмотрения ходатайств по разрешению строительства нового храма на фундаменте прежнего сгоревшего. Доказать что либо, в то время было абсолютно  невозможно, а главное небезопасно. Великим утешением для верующих и духовенства был сам факт того, что приход, несмотря на козни безбожной советской власти, продолжал существовать. Это было сложное время для Православия в России. В начале шестидесятых годов началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь - так называемые "хрущевские гонения".
Справка

        Видя тщетность всех прошений, настоятель протоиерей Василий Моисеев вынужден был начать основательное благоустройство сторожки.

        «Помню, в этой сторожке я в день венчания переодевалась, – вспоминает Анна Петровна Виноградова. – Там было несколько комнат: для батюшки, сторожа, жили там старенькие монахини, сторож Анастасия, матушка отца Василия (мать Пелагея), помещений достаточно было. Отец настоятель Василий (Моисеев), староста храма Брыксин Степан Васильевич, и другие прихожане стали потихоньку перестраивать ее. Под покровом ночи приносили бревна и другой строительный материал. С властями, конечно, надо было договариваться. Степан Васильевич и отец Василий, они как-то сумели договориться, уладить все по началу, а потом постепенно ночами делали небольшие пристройки. Сначала одну сторону, потом другую и все это к храму. Краской покрасят, как будто так и было… Утром люди приходят, не поймут в чем дело...»

        «Когда в 1956 г. церковь в Бирюлёво сгорела, – свидетельствует р. Б. Алексей, –   бабушка Пелагея  все оставшиеся сбережения отдала на строительство нового храма. Она была непосредственной участницей работ по переносу бревен со станции к сторожке. Об этом мне еще рассказывала моя мама, а ей сама бабушка, которая умерла в 1961 году. С бирюлевскими церквями у нас, так сказать, связь времен. В них крестилось четыре поколения нашей семьи. Меня крестил отец Василий (Моисеев). А недавно вот окрестили моего внука».

        Всем миром, не покладая рук, трудились…., но властям необходимо было ликвидировать приход. Для этого нужно было зафиксировать отсутствие строения (молельного дома), как такового. За день до прихода комиссии верующим стало известно, что на следующий день в 10 часов утра прибудет комиссия, которая должна зафиксировать отсутствие храма, и как следствие, отсутствие прихода. Тревожная весть мгновенно облетела всю округу. Верующие, и мужчины и женщины трудились всю ночь, укрепляя стропила нового храма. Утром, прибывшая комиссия  вынуждена была констатировать, что «строение существует». Так, чудом Господним и усердием православных христиан был сохранен православный приход». Много труда вложил в благоустройство Бирюлевского храма настоятель протоиерей Василий (Моисеев). Вначале делали пристройки и только потом внутренние стены сторожки разбирали, тем самым, увеличивая пространство

        Таким образом в 1957 году прихожане на свои средства и своими руками в кратчайший срок выстроили новый храм. О возведении церкви на средства настоятеля о. Николая Перехвальского (+1956) и прихожан рассказывала мемориальная доска, висевшая на западной стене трапезной; затем ее сняли по требованию райисполкома (27). Иконы для церкви были переданы верующими из окрестных подмосковных деревень. Иконостас собрал художник-реставратор Вячеслав Андреевич Рыбаков из частей, которые удалось найти в недействующих храмах (28).

        22 декабря 1957 года, в день праздника иконы Божией Матери "Нечаянная Радость", новый деревянный храм был торжественно освящен, как и прежний, во имя святителя Николая Чудотворца (29).

        В 1959 году в храме был устроен приставной престол во имя Покрова Божией Матери.

        В 1960 году на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о передаче г. Москве территории Лесопаркового защитного пояса поселок Бирюлево вошел в состав Пролетарского района г. Москвы.

        В 1977 году был завершен проект застройки микрорайона Бирюлево-Западное. При осуществлении этого проекта действовавшее Бирюлевское кладбище было варварски уничтожено: могилы частично вырыты, остальные сравнены с землей, убраны надгробия и ограды.

        Вспоминает прихожанин Бирюлевского храма, Д. М. Утенков: - «В Бирюлево живу уже 35 лет. Настоятеля Василия (Моисеева), который строил храм, знал лично. Уничтожение сельского Бирюлевского кладбища, которое было при храме и развернувшееся строительство происходило на наших глазах. После официального объявления о ликвидации погоста, родственники усопших поспешили перезахоронить останки своих близких, но очень много могил осталось невостребованными, так как ликвидация проходила таким ускоренным темпом, что не всем вовремя смогли об этом сообщить. Останки складывали в такие маленькие, словно игрушечные гробы и вывозили для перезахоронения. При вскрытии могил было обнаружено очень много нетленных останков. Чьи именно они были, неизвестно, но это вызвало у всех большое удивление. Были вырыты огромные котлованы, много костей тогда лежало на поверхности земли… Кладбищенские деревья, был приказ, сохранить, что неукоснительно выполнили. Те деревья, которые в процессе роста вросли в могильные ограждения, аккуратно освобождали, вырезая ограды по частям. И по сей день, в стволах старых оплывших деревьев можно увидеть следы прежних оград».

        Надмогильные деревья образовали рощу, часть которой оказалась внутри многоэтажной жилой застройки. Там же, среди уцелевших могильных деревьев сохранилась и церковь Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево,а несколько дорогих могил оказались за оградой на проходном месте. Прах блаженной схимонахини Серафимы, отца Николая (Перехвальского), других священнослужителей и некоторых прихожан были перезахоронены на территории церкви.

        По мнению о. Константина (Кобелева) именно матушка Серафима – создательница нового храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево: «Батюшка, отец Василий (Моисеев) еще был молодым священником, пришел к ней (незадолго до её смерти), она ему предсказала, что он будет строить храм... А какие храмы в то время…., когда наоборот только все уничтожалось или закрывалось... И вот то, что она ему, предсказала, что он будет строить храм, это конечно на него повлияло сильно. Иначе, как бы он решился сам бы, без такого предсказания, без такого благословения приступить к строительству в то время, когда все священники находились под жестким контролем соответствующих органов и такая инициатива могла кончиться для него очень плачевно. За все годы советской власти по всей стране было построено только сто храмов, по всей стране за 70 лет. Причем это, не считая тех, которые были открыты на оккупированных территориях...». А вот он имел такую веру. Помолился, сходил к ней на могилу и дерзнул приступить к строительству. И дальше все у него спорилось и получалось чудесным образом».

        «Отец Василий как-то упоминал, а  люди так рассказывали, – вспоминает Архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, – что у отца Василия с отцом Николаем были некоторые сложности во взаимоотношениях. Когда они, по-видимому, перешли в довольно большую плоскость противостояний, он посчитал нужным пойти к матушке Серафиме и испросить ее благословения как лучше поступить: « Уйти…? «Уйди и сотвори благо». На что матушка ему сказала: - «Потерпи. Вот настоятель скончается, сорок дней не пройдет, храм сгорит, а тебе новый придется строить».

        И действительно еще и сорока дней по кончине о. Николая не минуло. То ли девятый, то ли двадцатый день был, во время поминовения кто-то прибежал и говорит: - «Церковь горит!» Прибежали, а она уже вся объята пламенем. Все сгорело…, даже колокола которые были, расплавились. Если когда вот раскопки будут делать, думаю, что они там найдут расплавленные медь с оловом, из чего тогда колокола делали. Если бы у нас в то время были современные средства, чтобы записать все…, дословный рассказ очевидцев и участников тех событий. Он был бы очень интересный, не хуже бы Серафимо-Дивеевской летописи. Может, конечно, ни в таком объеме как Святитель Серафим написал, поменьше…, но, во всяком случае, очень увлекательный…»

        Приведем цитату из книги «Православные подвижницы двадцатого столетия»:
«Сам факт того, что прихожане сгоревшего храма в годы богоборческого лихолетья не дали уничтожить приход, сумели противостоять изощрённым методам властей – является чудом Господним».

        Схимонахиня Серафима Ушакова (Бирюлёвская), чье имя неразрывно связано с историей храма Святителя Николая Чудотворца Мирликийского,  как во время земной жизни, так и после своей блаженной кончины не оставляет всех чтущих её, прибегающих  за помощью и утешением.

        «Матушка в нашем храме живая никогда не была», – говорил отец Николай (Перехвальский), но вполне исполнилось ее желание быть похороненной возле Никольского храма. Духовная связь с нею непрерывна! Велико молитвенное ходатайство схимонахини Серафимы перед Господом за православных людей, проживающих в Бирюлево, а возвращение такой святыни, как частица гроба схимонахини Серафимы – видимый знак того, что Божие благословение и ее молитвенное предстательство перед Богом за всех особенно ощутимо!

        По сей день, к старице Серафиме на могилку приходят верующие люди: одни просят о помощи, другие приходят за советом, просят благословения, третьи благодарят за исцеление, быструю помощь в сложных жизненных обстоятельствах».

        С той поры минуло немало лет…Прихожанам и духовенству Никольского храма особенно памятны архиерейские служения митрополита Крутицкого и Коломенского Питирима в 1969 году, митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена ( впоследствии Святейший Патриарх) в 1971 году, митрополита Крутицкого и Коломенского Серафима в 1973 году.

        22 декабря 1982 года Божественную Литургию совершил митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (нынешний Святейший Патриарх), за богослужением пел хор учащихся Московской Духовной семинарии (26)

        22 декабря 1987 года, в праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», клир и прихожане отметили 30-летие со дня освящения Никольского храма. Праздничное богослужение совершил архиепископ Зарайский Иов в сослужении клириков Московских храмов, ектинии возглашал архидиакон Стефан Гавшев.

        22 декабря 1997 Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную Литургию в день 40-летия освящения нашего храма.

        24 октября 1999 в десятую годовщину кончины настоятеля нашего храма протоиерея Василия Моисеева (1914 - 24.10.1989) архиепископ Истринский Арсений совершал Божественную Литургию и панихиду на могиле приснопоминаемого священника.

        24 декабря 2000 года архиепископ Арсений совершил в нашем храме Литургию и наградил протоиерея Алексия Байкова в связи с 45-летием священнического служения в нашем храме правом совершения Божественной Литургии при открытых Царских вратах до Херувимской песни в соответствии с указом Патриарха.

        19 декабря 2005 года в день престольного праздника храма и 50-летнего юбилея хиротонии протоиерея Алексия Байкова состоялось торжественное праздничное богослужение, которое возглавил преосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский. Ему сослужили юбиляр протоиерей Алексий, его сыновья о.Владимир и о.Алексий Байковы, настоятель храма о.Виталий Тогубицкий, церковный клир Даниловского благочиния: всего 10 священников, 2 протодиакона и два диакона. За Божественной Литургией Преосвященнейшим Владыкой была совершена хиротония во иерея диакона Максима и хиротония во диакона иподиакона Сергия.

        22 декабря 2007 года в день 50-летнего юбилея храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлево состоялось торжественное праздничное богослужение, которое возглавил преосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский. Ему сослужили благочинный Даниловского округа протоиерей Геннадий Бороздин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском протоиерей Владимир Гонтарь, настоятель храма св.Мартина исповедника на Таганке протоиерей Алексей Абрамов, настоятель храма Вознесения на Гороховом поле протоиерей Василий Голованов, клирики храма-юбиляра: настоятель протоиерей Виталий Тогубицкий, старейший клирик прихода протоиерей Алексий Байков, иерей Виталий Привалов, иерей Димитрий Конюхов, иерей Константин Кобелев, протодиакон Игорь Симонов, диакон Кирилл Марковский.

        После совершения Литургии архиепископ Арсений зачитал специальное Патриаршее Послание приходу храма в связи с 50-и летним юбилеем его освящения, а также вручил клирикам и прихожанам храма Патриаршие награды: протоиерей Алексий Байков, со дня основания храма несущий пастырское служение в нем награжден Патриаршей грамотой, настоятель протоиерей Виталий Тогубицкий награжден орденом Серафима Саровского, клирики, сотрудники и прихожане удостоены высоких Патриарших наград: медалей и грамот Русской Православной Церкви.

Литература

  1.   РГАДА, ф. 1354, оп. 256, д. Б-14.
  2.   Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852. С. 18.
  3.   Любецкий С. М. Окрестности Москвы. М., 1880. С. 196.
  4.   Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии. М., 1899. С. 32.
  5.   Рязанско-Уральская железная дорога и ее район. М., 1913. С. 74.
  6.   Обзор школьного дела на Рязанско-Уральской железной дороге по 1907 год. Саратов, 1907. С. 22.
  7.   Московские церковные ведомости. 1911 г., N 48. С. 351.
  8.   Там же.
  9.   Московские церковные ведомости. 1912г., N 13-14. С. 123.
  10.   ЦИА г. Москвы, ф. 203, оп. 697, д. 436, л. 1.
  11.   ЦИА г. Москвы, ф. 1371, оп. 1, д. 31, л. 1.
  12.   Там же, л. 7.
  13.   Там же, л. 1-2.
  14.   ГАМО, ф. 63, оп. 1, д. 111, л. 4.
  15.   ГАМО, ф. 66, оп. 19, д. 179, л. 227 об.
  16.   Там же, л. 158.
  17.   ГАМО, ф. 65, оп. 1, д. 111, л. 8.
  18.   ГАМО, ф. 66, оп. 18, д. 352, л. 61.
  19.   ГАМО, ф. 7383, оп. 5, д. 17, л. 31.
  20.   ГАМО, ф. 66, оп. 19, д. 179, л. 226.
  21.   ГАМО, ф. 66, оп. 18, д. 352, л. 60.
  22.   ГАМО, ф. 65, оп. 1, д. 111, л. З.
  23.   Там же, л. 7.
  24.   Там же, л. 1.
  25.   ГАМО, ф. 7383, оп. З, д. 17, л. 30.
  26.   Ильичева Н. Юбилей Никольского храма в Бирюлеве в Москве. - Журнал Московской Патриархии. 1983, N 3. С. 122.
  27.   Сорок сороков. Т. 4. М., 1995. С. 122.
  28.   Журнал Московской Патриархии. 1988, N 3. С. 12.
  29.   Там же.

Настоятели Никольского храма:

Иерей Александр (Стремлянов) – с 1911 г.
Иерей Василий (Конардов) – с 1924 г.
Николай (Перехвальский) – настоятель храма с начала 1940-х гг. Протоиерей Василий (Моисеев) – с 1956 г.
Протоиерей Николай (Дмитриев) – с 1989 г.
Протоиерей Виталий (Тогубицкий) – с 1995 г. по настоящее время

Святыни Никольского храма:

Особо чтимые иконы:
Икона Божией Матери, именуемая "Скоропослушница"<>
Икона Божией Матери "Ченстоховская"<>
Икона святителя Николая Мирликийского<>

Иконы святых с частицами мощей:
Священноисповедника Романа, пресвитера (1937)<>
Свт. Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (1955)<>
Преподобного Нила Столобенского (1554)


В алтаре храма находятся частицы мощей более чем ста великих угодников Божиих:

Полный список

Xpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево: История храма

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU