МУЧЕНИЦАМ ЕВДОКИИ, ДАРИИ, ДАРИИ И МАРИИ
Тропарь общий, глас 4.
Царствия ради Небеснаго
мир и вся яже в мире оставили есте, тесноту совершенного послушания
возлюбивши, дивныя подвижныцы и Христа ради мученицы в годину лютых
испытаний в земли Новгородстей процветшия, блаженныя матери наша
Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, помяните нас у Престола Пресвятыя
Троицы.
Кондак общий, глас
6.
Житием праведным к достойному
приятию мученичества себе уготовившия без боязни тридневная избиения
и смерть претерпели есте Невесты Христовы предивныя блаженныя Евдокие,
Дарие, Дарие и Марие, ныне многими чудесы и исцелении просиявшия,
не оставите землю Русскую без покаяния погибнути.
МУЧЕНИЦЕ ЕВДОКИИ
Тропарь, глас 1 (5)
Древним подвижником уподобилася
еси и долготерпение многострадальное стяжала еси, плоть твою болезнями,
постом, нищетою и холодом изнуривши, блаженная мати наша, мученице
Евдокие, страдания и смерть за Христа претерпела еси и ныне в горнем
Иерусалиме у Престола Божия предстоиши, помози и нам до конца верным
Господу быти и твоими молитвами спастися.
Кондак, глас 8
Истинныя веры проповеднице
безбоязненная, мученице мати наша Евдокие, непрестанною молитвою,
бдением и смирением благодать Святаго Духа стяжала еси и души многия
ко Христу привела еси, доблестно страдания лютая прияла еси, моли
Милостиваго Бога спастися душам нашим.
Дария
Тимолина
Она стала жить у Дуни после Насти пузинской.
Эту Настю Дуня взяла к себе за ее кротость, у нее была большая любовь
и ревность к Дуне, и она дала обещание никогда Дуню не оскорблять
и не раздражаться, к чему трудности жизни и ее собственные болезни
подавали множество поводов. Настя была больной, а проживши несколько
лет у Дуни, стала еще сильнее болеть. Насте Дуня говорила: "Отвыкай
есть каравай, привыкай к кусочкам". Прожила она у Дуни пятнадцать
лет; при ней еще начала ходить Дарья и ходила три года, а после
смерти Насти о. Анатолий благословил Дарью жить у Дуни. Родители
ее не пускали, они были неверующие; Дарья плакала, просилась к Дуне,
а они ее силком просватали. Она убежала к Дуне, пришли родные, за
волосы вытащили ее из Дуниной кельи и сильно били. В этот раз ее
увели - она опять прибежала. Родные во второй раз просватали ее
и насильно увели домой. Двадцать лет потом она не выходила из Дуниной
кельи: ни в церковь, ни к родным. (Причащались они на дому). Телесных
искушений у нее не было, только сильно ее мучил сон, никак она не
могла его побороть и все плакала и посылала к о. Анатолию спросить:
"Погибаю я, говорит, все сплю". Отец Анатолий сказал:
"Спи, это подвиг такой, а то ты не сможешь больной служить".
Дарья постница большая была, и не было с ней никаких соблазнов,
а вот спать даже стоя могла. От Дуни все терпела. Та ее ругает,
а она смеется. Родная ее сестра приходила к Дуне, и она им не давала
потихоньку говорить, а заставляла говорить все въявь, открыто. Даже
в женской немощи ее не отсылала от себя Дуня, а мылась она всегда
после этого на дворе и зимой, и летом. И после этого Дуня ей не
давала греться на печи. Дух у нее непрестанно горел к Богу. Расстреляли
ее сорока лет.
Дария
Сиушинская
Непрестанно молилась Иисусовой молитвой. Когда
еще в миру была, проходила каждый день Псалтирь всю без отдыха, стоя
на ногах. Очень была смиренная. Жила у Дуни три года. Сорока лет расстреляна.
Мария
Дунина хожалка Мария прежде была замужем.
Была больная три года, нога у нее болела. Лежала в больнице. Возле
нее лежала старушка русская и призывала святителя Николая чудотворца.
А Мария была мордовка, услыхала и сама стала так призывать. Явился
ей старичок и исцелил ей ножку. И обещалась она странствовать. Пришла
из больницы к мужу - и забыла, что обещала. Ей опять явился святитель
Николай чудотворец и сказал: "Ты что забыла свое обещание?"
Она стала просить у мужа билет странствовать. Он ей не дает: "Ты
не придешь". Она говорит: "Я приду". Он ей выхлопотал
и дал. И она пошла странствовать. Пришла в Саров, из Сарова пришла
в Лихачи отдохнуть и стала ходить к Дуне. И пришла ей мысль - пойти
к Дуне жить. Старичок явился, сказал: "Иди к Дуне жить".
До Пасхи пожила - и ушла к одной женщине. Та говорит: "Ты что
ушла?" Мария: "Голодно, я и ушла". Ночь пришла, он
ей опять явился и говорит: "Зачем ты ушла, ступай". Три
раза повторил: "Ступай, и ступай, и ступай". Она собралась,
ушла к Дуне и уже не уходила. Мария Дуне говорила: "У тебя
подвиг, а ты терпи, ты уж лежи". Служила она Дуне семь лет.
Мария была смиренная, как ребенок. У нее сильно болела нога, вся
пятка отгнила. Она любила сладко поесть и воровала сладкое, и за
это, может, страдала. Дуня скажет ей: "Маша, на что воруешь
и ешь?" - "Хватит нам и лошадям, Дунюшка",- та отвечает.
"Развеселите меня",- скажет Дуня. А Маша ей: "Начинай,
Дунюшка" - она и развеселится. Пошла она однажды в Саров, взяла
потихоньку у Дуни денег, накупила конфет и орехов и всю дорогу кормила
детей Варвары, Анну и Мишу, говоря: "Ешьте, ешьте, у нас Христос
богатый, каждый день нам дает". Они вернулись к Дуне, она ребятишек
и спрашивает: "Чем вас Машенька кормила?" - "Орехами,
зернами, конфетами и белым хлебом".- "Ах, мордовская воровка".
А Маша говорит: "Плохо я их тебе накормила, чай, Варварушки
нашей ты бы спросилась; я тебе молюсь, молюсь, а тебе все мало".-
"Машенька, больше не воруй". А она: "Христос будет
посылать, всегда буду воровать, ты Ему скажи, чтобы Он не посылал.
Тебе это кто дал? Христос дал",- и ни за что не скажет, где
она взяла. Дуня скажет: "Ты мое взяла".- "Откуда
ты знаешь, что твое, я Богу молюсь разве напрасно". Когда стряпала,
бухнет масла. "Зачем ты, Мария?" - "Чай, посытнее,
люди сколько раз поели, а мы еще нет". Ради Бога она ушла от
своего мужа, которого любила, и своего имени никому не открывала,
потому что муж ее очень любил и долго искал, и ни родные, ни муж
не знали, где она. В последний год Мария разболелась ногой и передвигалась
с трудом, а Дуня ей не давала хлеба: хорошо воровала, теперь потерпи.
Даша потихоньку давала, а Дуня провидела и посылала Полю следить.
На смерть Мария пришла за час и была спокойна, хотя знала, что их
убьют. Приведем несколько случаев, свидетельствующих о прозорливости
и благодатной целительной силе молитв преподобномученицы Евдокии,
случаи, которые можно приводить без числа, так как и по сей день
множество людей получают исцеления и благодатную помощь на ее могиле.
У одной благочестивой вдовы был сын, все ему хотелось уйти в монахи,
два раза просился к Дуне, чтобы получить благословение в монастырь;
она ему ни благословения не дала, ни самого его в келью не пустила,
а бабам сказала: "Пусть он не просится в монастырь, он все
равно жить там не будет". А он и отвечал: "Что же это
я, с такой верой иду, а потом и уйду?" А у него и правда, рвение
было от юности. Он ушел в монахи и три года жил очень хорошо, примерный
монах был, а затем ушел из монастыря и в Нижнем Новгороде стал коммунистом.
Бабы поначалу смущались, думали: "Вот так блаженная, неправду
сказала",- и только через три года узналось, что все было правдой.
Из деревни Куралово Аксинья была больна. Стала ходить к Дуне. Она
дала ей хлеба, и Аксинья стала здорова, а до этого никакие врачи
не помогали. Ее сноха Евдокия тоже была больна: отнялись ноги, полгода
совсем не ходила, и врачи отказались от нее. Ее хозяин говорит:
"Поезжай в Пузу, от притки (8)
ворожи". Аксинья спрашивает ее: "Поедем в Пузу, к больной
Дуне?" Она согласилась ехать, но от мужа украдкой. Они приехали
к Дуне. Дуня и говорит ей: "Вы приехали к ворожее?" Они
говорят: "Нет, мы, Дунюшка, к тебе". Дуня говорит: "Садись
на стул". И дала ей две чашки чаю выпить, и сказала: "По
вере вашей дастся вам". Привели больную под руки - из кельи
вышла здорова, исцеление получила и больше не болела. Село Верякуши,
звали женщину Параскевой. У нее была внутренняя болезнь; ей нельзя
было ржаной хлеб есть. Ела она немного белого хлеба, очень была
больна. Она пришла к Дуне, Дуня расспросила про болезнь. Потом дала
ей сухарь ржаной со своей постели. Прасковья сказала: "Дуня,
мне нельзя ржаной сухарь есть". Дуня ответила: "Я сама
больная, а ем ржаные сухари". Она съела - и здрава стала, и
всякую пищу стала потреблять. Она была единственной дочерью у отца,
а он был очень скупой. После исцеления он Дуниным хожалкам купил
келью и стал всем милостыню творить. Две девушки села Верякуши,
Наталия и Мария пришли к Дуне и говорят: "Мы просфоры больше
печь не будем, нам муки не дают, у нас только в кадушке. Где мы
будем брать?" А Дуня говорит: "У вас не будет убывать,
милость творите и Богу служите". И у них в кадушке мука не
убывала. И стал их враг искушать: как до Дунина места дойдут, так
у них ноги отнимаются, как топором тяпнут. И один раз не поняли
этого искушения и воротились домой. Как воротились домой - и здравы
стали. На праздник опять собрались. Как до этого места дошли, опять
с ними так случилось, но все-таки они пришли к Дуне. И стали Дуне
рассказывать. Дуня ответила: "Это враг наводит болезнь, ему
не любо, что вы больного посещаете". Пришла к Дуне одна женщина.
Дуня велела ее пустить. Когда вошла она в келью, Дуня стала ей говорить:
"На тебе нет креста". А она говорит: "Есть".
Дуня ей говорит, что нет, а она опять говорит: "Есть".
Дуня заплакала и говорит, что нет креста. Потом и женщина заплакала
и созналась, что правда, нет, и стала просить у Дуни прощения. Дуня
велела хожалкам дать ей крест. Однажды один мужчина, Николай, пришел
вечером и принес ей хлеб и стоял, пока пели стихиры. Дуня велела
хожалкам взять хлеб. Потом после стихир велела обратно отдать: "Он
тебе нужен". Он смиренно его взял и пошел домой. Ему встречается
женщина среди ночи. Он спросил: "Чего ты ходишь среди ночи?"
Она сказала: "У меня сын пришел из солдат, болен, десять домов
пробежала и нигде хлеба не нашла". Он ей отдал этот хлеб. Этот
год был самым голодным, а женщина была очень бедна. У сестры Елены
была болезнь: ничего нельзя было есть кроме пшена, а к пшену у нее
было отвращение. Дуня дала Елене хлеб и сказала: "Отдай сестре,
чтобы она ела и не брезговала". Елена отдала сестре хлеб, та
съела - и выздоровела. Мать Еленина пришла к Дуне и говорит: "Дуня,
Елена уезжает в Сибирь". Дуня ей говорит: "Не поедет,
она ногу сломает". Так и случилось. Муж с женой пришли помолиться
к Дуне. Когда молились, среди пения, Дуня говорит: "Погодите
петь, Никифор с Марфой уйдут домой". Они говорят: "Дуня,
мы будем петь до конца". Дуня говорит: "Нет, вам надо
идти домой". Они пошли домой, пришли, а у них теленок запутался
в нацепку головой и едва не удавился. Еще бы пять минут и издох.
Пришли к Дуне из Кременок три женщины. Дуня хожалкам сказала: "Я
их не пущу, мне жарко, скажите, чтобы они шли домой скорее, мне
жарко". Вышли они из Пузы - загорелись Кременки. У одной девушки
Параскевы был хороший голос. Она ходила к Дуне на правило. И говорит:
"Дуня, я ныне не приду". Дуня говорит: "Если не придешь,
то тебя накажет Царица Небесная, голос пропадет". Она не послушалась
- и наутро охрипла. Утром пришла к Дуне и говорит: "Дуня, прости
меня, я совсем охрипла". Дуня дала ей сухарь со своей постели.
Прасковья съела сухарь - и стала в этот же вечер петь стихиры. Возвращаясь
из церкви, она всегда заходила к Дуне. Однажды в праздник Дуня долго
не давала ей есть. Хожалки вынесли ей в сени ватрушку, и она украдкой
ее съела. Когда она вошла в келью, Дуня сказала: "Прасковья,
ты украдкой ватрушку съела, я теперь тебя оставлю ночевать, положу
на полу, а захочешь пить, пей в лохани". Пришла на Дунину могилку
вдова по имени Анна. У нее были больные глаза. Она упала на могилку
- и тут же глаза ее исцелились. Множество народа было свидетелем
этого исцеления. Из села Хозина пришли две девушки. Дуня их обличила,
сказав: "Даша, скажи, как подружка подружку любит?" Однажды
пришел парень, она его обличила: "Зачем у матери украдкой молоко
ешь?" Он отказался: "Я не ем". Она говорит: "А
в погребе?" Он улыбнулся и сказал: "Кто тебе сказал?"
- "А вон перед тобой кринка висит".- "Я только один
раз - и забыл". Из села Хозина шли пять женщин и одна девушка,
несли яйца. Девушка сказала: "Давайте за труды возьмите по
яйцу, а я два себе возьму за то, что несу". Пришли к Дуне.
Дуня хожалке говорит: "Дай им по яйцу, Анне - два, Анна несла
одна". Пришли к Дуне один солдат и женщина. Дуня долго его
не пускала, говоря: "Он идет не с хорошей думой". Женщина
уговорила пустить. Только он вошел в келью, Дуня стала ему говорить:
"Выбрось из головы все дурное. Твоя жена очень умная и кроткая,
ее зря поносят. А корову мать с сестрой продали, а говорят на нее".
Сердце его охватило раскаяние, он заплакал и говорит: "А я
шел убить ее". Дуня велела напоить его чаем и накормить и благословила
зайти к преподобному Серафиму в Саров и отслужить молебен. В 1967
году Анна Силаева из села Бабина заболела болезнью мочевого пузыря.
Болела восемь месяцев. Лечилась лекарствами, ходила и к знахаркам,
но ничего не помогало. Взяла она тогда землицы с могилы Дуни, положила
в воду, эту воду пила - и болезнь прошла. В 1983 году на могилу
к Дунечке вместе с певчими из села Бабина пришла Наталия О. Пели
панихиду, просили Дунечкиных молитв. У Наталии уже несколько месяцев
болела правая нога в колене. И когда они шли из Бабина в Пузо (это
около семи километров), она особенно чувствовала свое нездоровье.
Никогда прежде ей не приходилось обращаться с просьбой об исцелении
на могилах праведников Божиих и она робела, не зная, как это сделать.
А потом встала на колени у края могилы и попросила, чтобы Дунечка
исцелила ей ногу. Потом прочли акафист Иверской Божией Матери и
собрались в обратный путь. На полдороге она почувствовала, что идет
легко, не прихрамывает, и нога не болит.
Примесание:
8. Народное название болезни, возникшей вследствие
наговора, колдовства.
Источники:
Святые
мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария.
/Под ред. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск, 2002. Иеромонах
Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники
благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания
и материалы к ним. Книга 1.-Тверь, "Булат", 1992 год-238 страниц.
Тираж 100 000 экз.
http://www.fond.ru/book/book1.htm#(18.08)