История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта


И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ, НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СВЯТЫЕ

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕВДОКИИ (ШИКОВОЙ) И ПОСЛУШНИЦ ЕЕ ДАРИИ (ТИМОЛИНОЙ), ДАРИИ (СИУШИНСКОЙ) И МАРИИ(1)

Источник:

День памяти
18 августа



К первой части жития Часть 1

Акафист Акафист
Икона святых мучениц
Увеличить
обновлён:
18 августа
2004

Житийная икона Пузовских мучениц Житийная икона

.

Часть 2

МУЧЕНИЦАМ ЕВДОКИИ, ДАРИИ, ДАРИИ И МАРИИ
Тропарь общий, глас 4.

    Царствия ради Небеснаго мир и вся яже в мире оставили есте, тесноту совершенного послушания возлюбивши, дивныя подвижныцы и Христа ради мученицы в годину лютых испытаний в земли Новгородстей процветшия, блаженныя матери наша Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, помяните нас у Престола Пресвятыя Троицы.

Кондак общий, глас 6.

    Житием праведным к достойному приятию мученичества себе уготовившия без боязни тридневная избиения и смерть претерпели есте Невесты Христовы предивныя блаженныя Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, ныне многими чудесы и исцелении просиявшия, не оставите землю Русскую без покаяния погибнути.

МУЧЕНИЦЕ ЕВДОКИИ
Тропарь, глас 1 (5)

    Древним подвижником уподобилася еси и долготерпение многострадальное стяжала еси, плоть твою болезнями, постом, нищетою и холодом изнуривши, блаженная мати наша, мученице Евдокие, страдания и смерть за Христа претерпела еси и ныне в горнем Иерусалиме у Престола Божия предстоиши, помози и нам до конца верным Господу быти и твоими молитвами спастися.

Кондак, глас 8

    Истинныя веры проповеднице безбоязненная, мученице мати наша Евдокие, непрестанною молитвою, бдением и смирением благодать Святаго Духа стяжала еси и души многия ко Христу привела еси, доблестно страдания лютая прияла еси, моли Милостиваго Бога спастися душам нашим.

Дария Тимолина

         Она стала жить у Дуни после Насти пузинской. Эту Настю Дуня взяла к себе за ее кротость, у нее была большая любовь и ревность к Дуне, и она дала обещание никогда Дуню не оскорблять и не раздражаться, к чему трудности жизни и ее собственные болезни подавали множество поводов. Настя была больной, а проживши несколько лет у Дуни, стала еще сильнее болеть. Насте Дуня говорила: "Отвыкай есть каравай, привыкай к кусочкам". Прожила она у Дуни пятнадцать лет; при ней еще начала ходить Дарья и ходила три года, а после смерти Насти о. Анатолий благословил Дарью жить у Дуни. Родители ее не пускали, они были неверующие; Дарья плакала, просилась к Дуне, а они ее силком просватали. Она убежала к Дуне, пришли родные, за волосы вытащили ее из Дуниной кельи и сильно били. В этот раз ее увели - она опять прибежала. Родные во второй раз просватали ее и насильно увели домой. Двадцать лет потом она не выходила из Дуниной кельи: ни в церковь, ни к родным. (Причащались они на дому). Телесных искушений у нее не было, только сильно ее мучил сон, никак она не могла его побороть и все плакала и посылала к о. Анатолию спросить: "Погибаю я, говорит, все сплю". Отец Анатолий сказал: "Спи, это подвиг такой, а то ты не сможешь больной служить". Дарья постница большая была, и не было с ней никаких соблазнов, а вот спать даже стоя могла. От Дуни все терпела. Та ее ругает, а она смеется. Родная ее сестра приходила к Дуне, и она им не давала потихоньку говорить, а заставляла говорить все въявь, открыто. Даже в женской немощи ее не отсылала от себя Дуня, а мылась она всегда после этого на дворе и зимой, и летом. И после этого Дуня ей не давала греться на печи. Дух у нее непрестанно горел к Богу. Расстреляли ее сорока лет.

В начало

Дария Сиушинская


    Непрестанно молилась Иисусовой молитвой. Когда еще в миру была, проходила каждый день Псалтирь всю без отдыха, стоя на ногах. Очень была смиренная. Жила у Дуни три года. Сорока лет расстреляна.

В начало

Мария


    Дунина хожалка Мария прежде была замужем. Была больная три года, нога у нее болела. Лежала в больнице. Возле нее лежала старушка русская и призывала святителя Николая чудотворца. А Мария была мордовка, услыхала и сама стала так призывать. Явился ей старичок и исцелил ей ножку. И обещалась она странствовать. Пришла из больницы к мужу - и забыла, что обещала. Ей опять явился святитель Николай чудотворец и сказал: "Ты что забыла свое обещание?" Она стала просить у мужа билет странствовать. Он ей не дает: "Ты не придешь". Она говорит: "Я приду". Он ей выхлопотал и дал. И она пошла странствовать. Пришла в Саров, из Сарова пришла в Лихачи отдохнуть и стала ходить к Дуне. И пришла ей мысль - пойти к Дуне жить. Старичок явился, сказал: "Иди к Дуне жить". До Пасхи пожила - и ушла к одной женщине. Та говорит: "Ты что ушла?" Мария: "Голодно, я и ушла". Ночь пришла, он ей опять явился и говорит: "Зачем ты ушла, ступай". Три раза повторил: "Ступай, и ступай, и ступай". Она собралась, ушла к Дуне и уже не уходила. Мария Дуне говорила: "У тебя подвиг, а ты терпи, ты уж лежи". Служила она Дуне семь лет. Мария была смиренная, как ребенок. У нее сильно болела нога, вся пятка отгнила. Она любила сладко поесть и воровала сладкое, и за это, может, страдала. Дуня скажет ей: "Маша, на что воруешь и ешь?" - "Хватит нам и лошадям, Дунюшка",- та отвечает. "Развеселите меня",- скажет Дуня. А Маша ей: "Начинай, Дунюшка" - она и развеселится. Пошла она однажды в Саров, взяла потихоньку у Дуни денег, накупила конфет и орехов и всю дорогу кормила детей Варвары, Анну и Мишу, говоря: "Ешьте, ешьте, у нас Христос богатый, каждый день нам дает". Они вернулись к Дуне, она ребятишек и спрашивает: "Чем вас Машенька кормила?" - "Орехами, зернами, конфетами и белым хлебом".- "Ах, мордовская воровка". А Маша говорит: "Плохо я их тебе накормила, чай, Варварушки нашей ты бы спросилась; я тебе молюсь, молюсь, а тебе все мало".- "Машенька, больше не воруй". А она: "Христос будет посылать, всегда буду воровать, ты Ему скажи, чтобы Он не посылал. Тебе это кто дал? Христос дал",- и ни за что не скажет, где она взяла. Дуня скажет: "Ты мое взяла".- "Откуда ты знаешь, что твое, я Богу молюсь разве напрасно". Когда стряпала, бухнет масла. "Зачем ты, Мария?" - "Чай, посытнее, люди сколько раз поели, а мы еще нет". Ради Бога она ушла от своего мужа, которого любила, и своего имени никому не открывала, потому что муж ее очень любил и долго искал, и ни родные, ни муж не знали, где она. В последний год Мария разболелась ногой и передвигалась с трудом, а Дуня ей не давала хлеба: хорошо воровала, теперь потерпи. Даша потихоньку давала, а Дуня провидела и посылала Полю следить. На смерть Мария пришла за час и была спокойна, хотя знала, что их убьют. Приведем несколько случаев, свидетельствующих о прозорливости и благодатной целительной силе молитв преподобномученицы Евдокии, случаи, которые можно приводить без числа, так как и по сей день множество людей получают исцеления и благодатную помощь на ее могиле. У одной благочестивой вдовы был сын, все ему хотелось уйти в монахи, два раза просился к Дуне, чтобы получить благословение в монастырь; она ему ни благословения не дала, ни самого его в келью не пустила, а бабам сказала: "Пусть он не просится в монастырь, он все равно жить там не будет". А он и отвечал: "Что же это я, с такой верой иду, а потом и уйду?" А у него и правда, рвение было от юности. Он ушел в монахи и три года жил очень хорошо, примерный монах был, а затем ушел из монастыря и в Нижнем Новгороде стал коммунистом. Бабы поначалу смущались, думали: "Вот так блаженная, неправду сказала",- и только через три года узналось, что все было правдой.Могила мучениц Из деревни Куралово Аксинья была больна. Стала ходить к Дуне. Она дала ей хлеба, и Аксинья стала здорова, а до этого никакие врачи не помогали. Ее сноха Евдокия тоже была больна: отнялись ноги, полгода совсем не ходила, и врачи отказались от нее. Ее хозяин говорит: "Поезжай в Пузу, от притки (8) ворожи". Аксинья спрашивает ее: "Поедем в Пузу, к больной Дуне?" Она согласилась ехать, но от мужа украдкой. Они приехали к Дуне. Дуня и говорит ей: "Вы приехали к ворожее?" Они говорят: "Нет, мы, Дунюшка, к тебе". Дуня говорит: "Садись на стул". И дала ей две чашки чаю выпить, и сказала: "По вере вашей дастся вам". Привели больную под руки - из кельи вышла здорова, исцеление получила и больше не болела. Село Верякуши, звали женщину Параскевой. У нее была внутренняя болезнь; ей нельзя было ржаной хлеб есть. Ела она немного белого хлеба, очень была больна. Она пришла к Дуне, Дуня расспросила про болезнь. Потом дала ей сухарь ржаной со своей постели. Прасковья сказала: "Дуня, мне нельзя ржаной сухарь есть". Дуня ответила: "Я сама больная, а ем ржаные сухари". Она съела - и здрава стала, и всякую пищу стала потреблять. Она была единственной дочерью у отца, а он был очень скупой. После исцеления он Дуниным хожалкам купил келью и стал всем милостыню творить. Две девушки села Верякуши, Наталия и Мария пришли к Дуне и говорят: "Мы просфоры больше печь не будем, нам муки не дают, у нас только в кадушке. Где мы будем брать?" А Дуня говорит: "У вас не будет убывать, милость творите и Богу служите". И у них в кадушке мука не убывала. И стал их враг искушать: как до Дунина места дойдут, так у них ноги отнимаются, как топором тяпнут. И один раз не поняли этого искушения и воротились домой. Как воротились домой - и здравы стали. На праздник опять собрались. Как до этого места дошли, опять с ними так случилось, но все-таки они пришли к Дуне. И стали Дуне рассказывать. Дуня ответила: "Это враг наводит болезнь, ему не любо, что вы больного посещаете". Пришла к Дуне одна женщина. Дуня велела ее пустить. Когда вошла она в келью, Дуня стала ей говорить: "На тебе нет креста". А она говорит: "Есть". Дуня ей говорит, что нет, а она опять говорит: "Есть". Дуня заплакала и говорит, что нет креста. Потом и женщина заплакала и созналась, что правда, нет, и стала просить у Дуни прощения. Дуня велела хожалкам дать ей крест. Однажды один мужчина, Николай, пришел вечером и принес ей хлеб и стоял, пока пели стихиры. Дуня велела хожалкам взять хлеб. Потом после стихир велела обратно отдать: "Он тебе нужен". Он смиренно его взял и пошел домой. Ему встречается женщина среди ночи. Он спросил: "Чего ты ходишь среди ночи?" Она сказала: "У меня сын пришел из солдат, болен, десять домов пробежала и нигде хлеба не нашла". Он ей отдал этот хлеб. Этот год был самым голодным, а женщина была очень бедна. У сестры Елены была болезнь: ничего нельзя было есть кроме пшена, а к пшену у нее было отвращение. Дуня дала Елене хлеб и сказала: "Отдай сестре, чтобы она ела и не брезговала". Елена отдала сестре хлеб, та съела - и выздоровела. Мать Еленина пришла к Дуне и говорит: "Дуня, Елена уезжает в Сибирь". Дуня ей говорит: "Не поедет, она ногу сломает". Так и случилось. Муж с женой пришли помолиться к Дуне. Когда молились, среди пения, Дуня говорит: "Погодите петь, Никифор с Марфой уйдут домой". Они говорят: "Дуня, мы будем петь до конца". Дуня говорит: "Нет, вам надо идти домой". Они пошли домой, пришли, а у них теленок запутался в нацепку головой и едва не удавился. Еще бы пять минут и издох. Пришли к Дуне из Кременок три женщины. Дуня хожалкам сказала: "Я их не пущу, мне жарко, скажите, чтобы они шли домой скорее, мне жарко". Вышли они из Пузы - загорелись Кременки. У одной девушки Параскевы был хороший голос. Она ходила к Дуне на правило. И говорит: "Дуня, я ныне не приду". Дуня говорит: "Если не придешь, то тебя накажет Царица Небесная, голос пропадет". Она не послушалась - и наутро охрипла. Утром пришла к Дуне и говорит: "Дуня, прости меня, я совсем охрипла". Дуня дала ей сухарь со своей постели. Прасковья съела сухарь - и стала в этот же вечер петь стихиры. Возвращаясь из церкви, она всегда заходила к Дуне. Однажды в праздник Дуня долго не давала ей есть. Хожалки вынесли ей в сени ватрушку, и она украдкой ее съела. Когда она вошла в келью, Дуня сказала: "Прасковья, ты украдкой ватрушку съела, я теперь тебя оставлю ночевать, положу на полу, а захочешь пить, пей в лохани". Пришла на Дунину могилку вдова по имени Анна. У нее были больные глаза. Она упала на могилку - и тут же глаза ее исцелились. Множество народа было свидетелем этого исцеления. Из села Хозина пришли две девушки. Дуня их обличила, сказав: "Даша, скажи, как подружка подружку любит?" Однажды пришел парень, она его обличила: "Зачем у матери украдкой молоко ешь?" Он отказался: "Я не ем". Она говорит: "А в погребе?" Он улыбнулся и сказал: "Кто тебе сказал?" - "А вон перед тобой кринка висит".- "Я только один раз - и забыл". Из села Хозина шли пять женщин и одна девушка, несли яйца. Девушка сказала: "Давайте за труды возьмите по яйцу, а я два себе возьму за то, что несу". Пришли к Дуне. Дуня хожалке говорит: "Дай им по яйцу, Анне - два, Анна несла одна". Пришли к Дуне один солдат и женщина. Дуня долго его не пускала, говоря: "Он идет не с хорошей думой". Женщина уговорила пустить. Только он вошел в келью, Дуня стала ему говорить: "Выбрось из головы все дурное. Твоя жена очень умная и кроткая, ее зря поносят. А корову мать с сестрой продали, а говорят на нее". Сердце его охватило раскаяние, он заплакал и говорит: "А я шел убить ее". Дуня велела напоить его чаем и накормить и благословила зайти к преподобному Серафиму в Саров и отслужить молебен. В 1967 году Анна Силаева из села Бабина заболела болезнью мочевого пузыря. Болела восемь месяцев. Лечилась лекарствами, ходила и к знахаркам, но ничего не помогало. Взяла она тогда землицы с могилы Дуни, положила в воду, эту воду пила - и болезнь прошла. В 1983 году на могилу к Дунечке вместе с певчими из села Бабина пришла Наталия О. Пели панихиду, просили Дунечкиных молитв. У Наталии уже несколько месяцев болела правая нога в колене. И когда они шли из Бабина в Пузо (это около семи километров), она особенно чувствовала свое нездоровье. Никогда прежде ей не приходилось обращаться с просьбой об исцелении на могилах праведников Божиих и она робела, не зная, как это сделать. А потом встала на колени у края могилы и попросила, чтобы Дунечка исцелила ей ногу. Потом прочли акафист Иверской Божией Матери и собрались в обратный путь. На полдороге она почувствовала, что идет легко, не прихрамывает, и нога не болит.

Примесание:

8. Народное название болезни, возникшей вследствие наговора, колдовства. Вернуться

Источники:

Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария.
/Под ред. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск, 2002.
Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1.-Тверь, "Булат", 1992 год-238 страниц. Тираж 100 000 экз.
http://www.fond.ru/book/book1.htm#(18.08) 

В начало

К первой части жития Часть 1


Cм. также на нашем сайте: в Календаре Новомучеников и Исповедников Российских

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU