НАРОДНЫЙ голос не случайно еще при жизни нарек Великую Княгиню святой,
ибо она была живой свидетельницей вечности в нашем мире, в нашей
земной Отчизне. Она перешла в православие в Лазареву субботу - и
это пророчески указывало на ее последующий путь.
Все мы помним, что вслед за Лазаревой субботой
следует Вход Господа в Иерусалим и начинается Страстная неделя.
Так и в жизни Елизаветы Федоровны вместе со скорбями и утратами
была и великая радость - создание обители Милосердия - дома Лазаря,
была всеобщая любовь народа, которому она служила. Но вслед за тем
последовали Страстная неделя и Голгофа. Она приняла Голгофу с молитвой
о своих распинателях, до последнего мгновения исполняя то, что заповедал
Сам Господь.
Вспомним, что в последнем своем письме
сестрам Марфо-Мариинской обители настоятельница молится о своих
"детках" преподобной Евфросинии Полоцкой, мощи которой некогда находились
в Иерусалиме. Не случайно обращается настоятельница к первой "русской
матушке," ибо она стала достойной продолжательницей подвига духовного
материнства, завещанного преподобной. Мощи преподобной Евфросинии
Полоцкой почивали в Иерусалиме и были увезены в Россию, а через
семь с половиной столетий останки преподобномученицы Великой Княгини
Елизаветы, вывезенные из России, упокоились на Святой Земле. Ныне
почивают они в храме святой мироносицы Марии Магдалины, венчающем
гору Елеонскую, откуда воскресший Христос вознесся во славе, чтобы
воссесть одесную Бога Отца. Храм этот и мощи святых Елизаветы и
Варвары духовно соединяют Святую Землю с Русской землей.
И если когда-нибудь воскреснет свободная
православная Россия - Держава Божией Матери, то святые мощи великой
настоятельницы обители в честь святых жен мироносиц Марфы и Марии,
быть может, перенесут (как некогда мощи преподобной Евфросинии Полоцкой)
в страну, за которую отдала она свою жизнь. Тогда усыпальница, приготовленная
Великой Княгиней для себя в Марфо-Мариинской обители примет уже
прославленную во святых настоятельницу под покров Самой Пречистой
Матери Господа. И, может быть, мы доживем до того момента, когда
в основанной ею обители будет стоять храм во имя святой преподобномученицы
Елисаветы.
В духовном подвиге ее мы видим соединение
путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная,
и мученица. Она следовала словам пророка Исаии, который на вопрос
Бога: "Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6; 8), ответил:
"Вот я, пошли меня" (Ис. 6; 8). Жизнь Великой Княгини Елизаветы
Федоровны - дивное соединение путей святых праведных Марфы и Марии
в новое время. Первая из святых жен Руси - святая равноапостольная
великая княгиня Ольга до обращения своего к вере Христовой не прощала
врагов своих и жестоко отомстила за смерть своего мужа. Почти через
1000 лет святая Великая Княгиня Елизавета не только простит убийц
мужа, но перед мученической смертью помолится Богу о прощении своих
убийц.
И перейдя в православие, и в иночестве
Великая Княгиня не изменила своего имени. Тем самым она подтвердила,
что основание духовного подвига, подъятого ею, оставалось единым
всю ее жизнь. "Елисавета" в переводе с древнееврейского означает
"почитающая Бога." Благоговейное почитание Бога и любовь ко всему
Божиему - вот главные качества Великой Княгини, помогавшие ей при
всех переменах жизни. Покрывать все любовью - это ее завет нам.
У русских женщин есть пример для подражания: научиться так жить
и так молиться, как молилась Елизавета Федоровна в Покровском храме,
возвращаясь из московских трущоб: с великой скорбью сердечной, с
любовью и надеждой на милость Божию, чтобы совершилось обращение
к вере, любви, обновление жизни несчастных людей, блуждавших по
распутьям земли нашей.
И еще одно. Слово обесценилось ныне. Словами,
даже самыми высокими и правильными, трудно изменить состояние людей
в обществе, где растление и насилие стали национальным бедствием.
Чтобы слово стало действенным, мы должны исполнить заповедь Спасителя:
"Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. II; 28).
Эти слова завершают Евангельское чтение, повествующее о посещении
Господом дома Лазаря, Марфы и Марии. К исполнению этой заповеди
призывают нас Великая Матушка русской земли, святая преподобномученица
Елизавета и весь собор святых жен Российских.
Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители
Милосердия Варвара Яковлева одной из первых пошла по стопам Великой
Княгини и стала служить ближним в основанной Елизаветой Федоровной
обители. Она была келейницей настоятельницы и одной из самых близких
ей сестер. Но она не гордилась этим, оставаясь ласковой и доступной
для всех. Близкие Елизаветы Федоровны хорошо знали ее и называли
Варей.
Откуда и из какой среды пришла в обитель
сестра Варвара - нам неизвестно. За своей матушкой-настоятельницей
она добровольно пошла на страдание и смерть, исполнив завет Господа:
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих" (Ин. 15; 13). Все алапаевские узники знали, что их ожидает
в недалеком будущем. Они сознательно готовились к смерти и молили
Господа укрепить их в исповедническом подвиге. Преподобномученица
инокиня Варвара совершила свой подвиг в возрасте тридцати пяти лет.
Необходимо сказать несколько слов и о дальнейшей
судьбе отца Митрофана Серебрянского, достойно разделившего духовный
подвиг Великой Матушки в основанной ею обители. С арестом настоятельницы
обитель практически прекратила свою благотворительную деятельность,
хотя просуществовала еще семь лет. Отец Митрофан продолжал духовно
окормлять сестер вплоть до закрытия обители.
Святейший Патриарх Тихон, который неоднократно
служил в Марфо-Мариинской обители, в один из своих приездов постриг
отца Митрофана в монашество с именем Сергий, и его матушку Ольгу
- с именем Елисавета.
В 1926 году отца Митрофана арестовали и
сослали в Сибирь, затем последовали годы заключения в ГУЛАГе. Шестнадцать
лет провел он в тюрьмах и лагерях. Последним местом ссылки было
село Владычное Тверской области.
Его любимая матушка до конца была с ним.
В ссылке ее разбил паралич, и отец Митрофан заботливо ухаживал за
ней. Жили они в крошечной избушке с тремя оконцами, под соломенной
крышей. Приходили к ним помогать две женщины. Там почитали его как
святого.
Скончался он 5 апреля 1948 года от крупозного
воспаления легких. Похоронили его там же, во Владычном. Когда через
два года в ту же могилу опускали гроб с телом матушки, крышка гроба,
в котором покоились останки отца Митрофана, сдвинулась - тело его
оказалось нетленным. Местное почитание отца Митрофана началось вскоре
после его кончины. В Тверской епархии собираются материалы для прославления
его в лике святых новомучеников и исповедников Российских.