История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

…ПОБЕЖДАЕТСЯ ЕСТЕСТВА ЧИН

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Бог идеже хощет, побеждается естества чин», – поёт Церковь на вечерне нынешнего праздника, – когда хочет Бог, отменяются законы природы, – напоминает она своим верным чадам. И законы природы отменяются ныне в предожидании «нового неба и новой земли» (Откр.21.1), не времени, но вечности, когда не будет тления, когда упразднится смерть и когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11.6). Ибо как Царство Небесное сохраняется до поры втайне в оболочке «зерна горчичного» (Мф.13.31), так и Богочеловеческая Плоть Спасителя мира незримо и несообразно с законами падшей твари ткётся в «глубине неудобозримой» Пренепорочной Отроковицы.

Никто не ведает Тайны Боговоплощения, как и предсказывал пророк, когда говорил «род Его кто изъяснит» (Ис.53.8), никто не узнаёт в Принявшем «зрак раба» (Флп.2.7) Того, Кто «веки сотворил» (Евр.1.2). Ни «званые», ни «избранные», ни праведники, ни грешники, ни больший «из рожденных женами» (Мф.11.11), ни тот, кому вручена была жизнь и честь Богоотроковицы, праведный старец Иосиф Обручник, – все они не могли до конца предузнать глубину премудрости Божией, и только Она – Дева Чистая – «сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2.51). Не знавшая мужа, Она не замедлила принять благовестие архангельское и не усомнилась в том, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1.37).

Чтобы зерно взошло и принесло плод сторицею, потребна была «добрая земля» (Мф.13.8), но откуда было и взяться этой «доброй земле» среди тления и праха погибающего мира? Потому и отменился «естества чин», что всё естество, вся природа, весь мир разделяет горестную участь падшего Адама и, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8.22). Потому и избрал Бог «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1.Кор.1.27-28). Потому и «ублажают все роды» (Лк.1.48) не имперскую силу, не гордую мощь железных легионов, не изощрённую мудрость учёных мужей, но «смирение Рабы Своей», которое стало началом спасения всего человеческого рода.

Чин естества прост и привычен: «око за око, зуб за зуб» (Лев.24.20); чин Христов небывал и странен одержимым «праведным» гневом: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44). По чину падшего естества радость и торжество всегда – результат приобретения и преумножения. По чину «новой твари» (2.Кор.5.17), по закону нового творения, радость миру – результат самоумаления и самоуничижения Бога, следствие того, что могущий призвать к себе на помощь «двенадцать легионов Ангелов» (Мф.26.53), вместо этого смиренно приемлет «образ раба» (Флп.2.7), вселяясь в «утробу Девичу».

«Идеже хощет Бог, побеждается естества чин»! Там отменяется закон природы, но торжествует Закон Любви! И это самая важная, самая радостная, воистину – благая весть, которая послана не только Пречистой Деве Марии, но и всем нам. Это весть о том, что, хоть по закону природы мы и должны были бы умереть, однако теперь, когда сеется семя Закона Благодати, когда Безграничный Бог соединяется ограниченной природой человека, мы не умрём никогда! Потому и говорит нам сегодня апостол таинственные и радостные слова, открывающие тайну спасения человека воплотившимся Богом: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2.14,15). Наш Бог воспринял плоть и кровь, чтобы смертью Своей избавить нас, детей Своих, от страха и рабства, от греха и погибели! Выходит, Он и родился для того, чтобы умереть за нас! Получается, что Он вселился в чистую утробу Девы, для того, чтобы могло совершиться это животворное умирание. Так «побеждается естества чин», так смерть попирается смертью, так отменяется древнее проклятие, тяготевшее над согрешившим Адамом, так «семя жены поражает главу змия» (Быт.3.15).

Побеждается «чин падшего естества» смирением и кротостью Богоотроковицы. Изменяется участь обречённого на вечное изгнание Адама не громами и молниями вселенской катастрофы, но тихими словами доверия и согласия: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38), которыми Дева Мария открыла каждому из нас дверь на Небо.

Теперь победи и в нас, Господи, чин нашего падшего естества, измени нашу греховную природу, приразившуюся страстям, потреби «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия», насилующий нашу бессмертную душу, да взирая на Ту, смиренным подвигом Которой уничтожается проклятие мира и торжествует вечная радость любви, воспоём «посреди церкви» благую весть о том, что начало нашего спасения положено и «смерти жало» посрамлено. Аминь.

7 апреля 2003 г.

Вернуться на первую страницу В начало страницы

РАДУЙСЯ, НЕВЕСТО НЕНЕВЕСТНАЯ.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

“Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему” (Лк.1.35.37.). Вот слова, с которых началось спасение падшего человечества, вот слова, которые должны были бы наполнять наши сердца радостью и надеждой, вот слова, которые каждый из нас должен бы с трепетным дерзновением сказать о самом себе: “Я – раб Божий”.

Однако, рабство для нас – состояние, связанное со страданием, унижением, маетой. Рабство, мы знаем это, не сделает нас счастливыми. Рабство, мы с детства уверены в этом, не приносит радости. Отчего же Та, Которую “ублажают все роды”, возрадовалась, осознав своё рабство, а мы вслед за нашими дедами готовы и сейчас гордо провозглашать: “Мы – не рабы, рабы – не мы”.

Оттого это происходит, что наш житейский и духовный опыт знает только один вид рабства, нам знакомо порабощение себе самим, своим чувствам, своим желаниям, своим представлениям о мире. Мы очень хорошо знаем, что такое рабство вещам. Наша жизнь, наш быт, наша повседневность даёт нам исчерпывающий опыт рабства греху. Мы знаем, как это происходит. И мы знаем, что за этим следует. Мы не понаслышке, а на собственном опыте понимаем, что всякая сласть, всякое наслаждение, всякое упоение влекут за собой скорби и боли, разочарование и тоску. Не все мы наркоманы, то есть, не все мы зависимы от химических веществ, однако все мы знаем, что такое “ломка”, абстинентный синдром, потому что именно так можно назвать состояние, в которое впадает человек, лишённый удовольствия. Не важно, какого рода: будь то страсть власти или страсть обладания человеком, будь то страсть сребролюбия или уязвлённая гордость – всё, что отнято, всё, что стало недоступным и потому трижды желанным, вызывает у нас приступ тоски и отчаяния.

Дьявол, враг нашего спасения, как и подобает отцу лжи, предстаёт нашему сознанию в образе борца с рабством. Сей древний змей-искуситель внушает нам, как некогда несчастной Еве, что стыдно принадлежать кому-то или чему-то. “Человек, - говорит он, - это великолепно, Это звучит гордо! И ему, человеку, надлежит поработить себе весь мир. Ему, человеку, должно быть владыкой всего, и чтобы золотая рыбка была у него на посылках”. И, как на заре человеческой истории, как в райском саду у древа познания добра и зла, так и ныне враг человечества не говорит всей правды. Он скрывает от нас, доверчивых простаков, то, чего не смог скрыть от Сына Человеческого в пустыне: “Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое” (Лк.4.6,7). Весь мир будет твоим, о, человек, если ты поклонишься ему.

Наши деды, и мы вместе с ними, забыли о простом правиле: не только я обладаю богатством, но и богатство обладает мною, поэтому очень трудно понять: слава царств земных принадлежит мне или я сам – заложник этой земной славы. И лиши меня её, – что от меня останется?

Вспоминая Божий ответ соблазнителю, поражаешься его простоте и бескомпромиссности “Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи”. Казалось бы, всё ясно! “Покланяйся и служи”, - то есть, будь рабом, будь работником, принадлежи Ему! Принадлежи своему Богу не только потому, что Он сотворил тебя, но потому, что ты сам, свободно, без принуждения выбрал Его.

“Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Ин.12.24). Нельзя стать воистину свободным, не сделавшись рабом Божиим. Стыдно и грешно быть рабом человека. Стыдно и грешно быть рабом своих страстей, предубеждений и страхов. Стыдно и грешно покланяться “твари вместо Творца” (Рим.1.25).

Достойно и праведно покланяться и служить Богу. Достойно и праведно быть рабом Божиим. Достойно и праведно так позабыть о себе, так предаться воле и благому Промыслу Божьему, как это сделала Пресвятая Дева Богородица, на заре нашего спасения ответив на благой призыв Божий дивными и простыми словами: “Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему”. Аминь.

7 апреля 2000 г.

Вернуться на первую страницу В начало проповеди

Источник: храм святителя Владимира в г.Королев

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU