Датой
Благовещения как на Западе, так и на Востоке (за нек-рыми исключениями
— см. Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. С. 360–361) считается
25 марта. Эта дата, с одной стороны, отстоит ровно на 9 месяцев
от 25 дек., которое с IV в. сначала на Западе, а затем на Востоке
считается днем Рождества Христова; с др. стороны, лежит в основе
александрийской и более поздней визант. хронологических систем,
отождествляющих число и месяц Благовещения и Распятия или Пасхи.
Какая именно из двух указанных причин (или обе сразу) послужила
решающей для закрепления праздника Благовещения за 25 марта, неизвестно.
Впервые эта дата появляется в сочинениях зап. авторов III в. Тертуллиана
(Adv. Jud. 8) и сщмч. Ипполита Римского (In Dan. IV. 23) как день
Распятия Спасителя по рим. календарю (еще в VI в. св. Мартин из
Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным
праздником (Kellner. S. 40)). При этом сщмч. Ипполит на основании
сопоставления ряда библейских стихов (Быт 2. 3; Откр 20. 4–6; Пс
89. 5; 2 Петр 3. 8) и буквального их толкования утверждал, что Рождество
Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение
о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя
и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти
перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата
не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал,
что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому
что в этот день первоначально Бог создал человека (Quaestiones ad
Antiochum ducem // PG. 28. Col. 632; Ж.-П.Минь отнес это произведение
к неподлинным (Spuria)). Кроме того, место даты Распятия с V в.
заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения
до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. Согласно
Георгию Синкеллу, создателями александрийской хронологической системы
следует считать Юлия Африкана (III в.), а также александрийских
монахов Панодора и Анниана (кон. IV — нач. V в.). Большое распространение
в V–X вв. получила эра Анниана, ею пользовались все александрийские
и многие константинопольские и близкие к Константинополю авторы,
среди которых прп. Максим Исповедник и крупнейшие хронографисты
IX в. В эре Анниана первым днем творения мира является воскресенье
25 марта 5492 г. до нашей эры (эры Дионисия Малого), датами Боговоплощения
(Благовещения) и Воскресения Христова — воскресенья 25 марта 9 и
42 г. нашей эры соответственно. С X в. в Византии стала использоваться
т. н. визант. эра (впервые эра, близкая к ней, встречается в «Пасхальной
хронике» VII в.— PG. 92. Col. 488C), в которой первый день творения
мира приходится на воскресенье 31 марта 5508 (или 11 марта 5509)
г. до нашей эры, а датами Благовещения и Воскресения Христова являются
воскресенья 25 марта 4 г. до нашей эры («5505 г. от сотворения мира»)
и 31 г. нашей эры соответственно. Несмотря на то, что эра Анниана
используется в сравнительно поздних памятниках — таких, как Евергетидский
Типикон, сохранившийся в рукописи 1-й пол. XII в., или рус. исторические
сочинения (в т. ч. ПВЛ), визант. эра стала офиц. эрой греч. Церквей
(см. Летосчисление). Поэтому в визант. традиции дата 25 марта имеет
огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения
мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты др. праздников:
Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи. День
Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского
года как на Востоке, так и на Западе (где были известны 2 способа
отсчета лет от Благовещения: имевший широкое распространение вплоть
до XVIII в. calculus Florentinus (лат. Флорентийский отсчет), а
также менее известный calculus Pisanus (Пизанский отсчет)). Убеждение
о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело
к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха
— Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается
неправильная этимология — Господня Пасха); в наст. время Кириопасхой
называют случающееся раз в неск. лет совпадение праздников Пасхи
и Благовещения. (Лебедев Д., свящ. Почему праздник Пасхи 25 марта
называется «Кириопасха»? // БВ. 1905. Т. 1.). 25 марта Благовещение
празднуется и поныне (в России в связи с использованием Церковью
юлианского календаря 25 марта в XXI в. выпадает на 7 апр. по григорианскому
(«гражданскому») календарю).
По
материалам статьи "Благовещение Пресвятой Богородицы" ("Православная
энциклопедия". Т.5. М., 2002. С.254-268)