История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

У Святынь Вселенского Православия

 

 

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, является, без сомнения, одним из самых почитаемых на Руси угодников Божиих. Недаром среди наших предков бытовала поговорка: "Проси Николу - он Спасу скажет". В нашем Отечестве возведено множество храмов, посвященных ему. Побывать у мощей святителя Николая, которые уже более девятисот лет пребывают в городке Бари на южном побережье Италии, - заветное чаяние каждого православного человека. Поклониться великой святыне стремились многие наши верующие соотечественники на протяжении десятилетий. Слава Богу, сейчас они, наконец, получили такую возможность.

В конце весны 2004 года большая делегация Русской Православной Церкви совершила паломничество в город Бари к мощам святителя и чудотворца Николая, а также на остров Корфу. В паломническую группу, которую возглавляли архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Липецкий и Задонский Никон, входило более 130-ти человек: духовенство Саранской и Липецкой епархий, насельники Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, учащиеся Московских духовных школ, насельники московского Сретенского мужского монастыря, учащиеся Сретенского духовного училища, насельницы Малоярославского Никольского монастыря вместе с воспитанницами монастырского приюта, насельницы Новотихвинского женского монастыря Екатеринбурга.

Едва самолет с паломниками, оторвавшись от взлетной полосы аэропорта Домодедово, набрал высоту, владыка Варсонофий из кабины пилота по громкой связи начал читать акафист святителю Николаю. Иллюминаторы самолета заполнила яркая голубизна неба, в котором медленно проплывали ослепительно белые облака. Где-то далеко внизу виднелась земля, похожая сверху на лоскутное одеяло, состоящее из прямоугольников полей, пересекаемых нитками рек и шоссе. "Пролетаем над Киевом", - сообщила стюардесса, и паломники приникли к иллюминаторам. Под нами - скопление едва различимых глазом серых квадратиков-крыш, среди которых на мгновение сверкнула на солнце золотая искра, - может быть, главка колокольни Успенской Киево-Печерской Лавры. Для Бога наши земные границы условны, и в небе Украины также, как только что в небе России, с особой силой звучали строки акафиста святителю Николаю: "Имеяше воистину, отче Николае, с Небесе песнь тебе воспеваема быти, а не от земли...".

Через два с половиной часа самолет совершает посадку в аэропорту Бари. Италия расположена на самом южном краю Европы, и веками складывавшийся национальный характер ее жителей представляет собой экзотическую смесь европейской основательности с живой непосредственностью детей Юга. В Бари довелось увидеть немало красноречивых тому подтверждений. Предупредительный итальянский полицейский решил было помочь большой группе паломников пересечь проезжую часть улицы у здания аэропорта, где движение происходило столь же интенсивно, сколь и беспорядочно. Категоричным жестом он остановил рейсовый автобус, за которым немедленно образовалась транспортная пробка. Наиболее нетерпеливые водители начали высаживать своих пассажиров, те из них, кто направлялся в аэропорт, прямо посреди проезжей части начинали выкладывать из багажника на землю сумки и чемоданы. Не обращая ни малейшего внимания на возмущенное гудение автомобильных клаксонов, страж порядка увлекся разговором с водителем автобуса. В это же время за спиной полицейского, на пешеходной дорожке собралась группа молодых итальянцев, которые затеяли спор, эмоционально жестикулируя. Вполне возможно, что предки участников этой уличной сценки в такой же ясный весенний день 1087 года встречали на берегу Средиземного моря корабль, доставивший в крохотный городок итальянской провинции великую святыню Вселенской Церкви.

Жители округа Бари, как и много веков назад, заняты преимущественно сельским трудом, масло- и виноделием. Вдоль залитого солнцем шоссе, ведущего к городу, тянутся нескончаемые виноградники и апельсиновые рощи, в глубине которых белеют одно-двухэтажные каменные виллы затейливой архитектуры. Над кирпично- красной распаханной землей возвышаются мощные - в человеческий обхват - узловатые серые стволы старых олив. Прямо вдоль обочины дороги возвышаются пальмы и какие-то непривычные глазу тропические кустарники, усеянные яркими цветами. Сам город Бари, открывающийся нашим взорам после примерно пятидесяти минут езды, представляет собой обычный современный европейский городок с узкими улочками и невзрачными многоэтажными домами. Несомненно, разнообразит местную архитектуру бывшее подворье Русской Православной Церкви. Обстоятельства сложились так, что обширный комплекс подворья, возводившегося в начале XX века тщанием императора Николая II для русских паломников, после революции оказался поделен на три части. Большую из них уже несколько десятилетий занимает муниципалитет города. Паломнику, вступающему в ограду подворья, сразу бросаются в глаза трехцветный флаг Италии над главной входной аркой комплекса в характерном древнерусском стиле, и полицейский на крыльце, преграждающий путь внутрь любопытным. Только подняв голову, можно увидеть милый православному сердцу купол-луковку, венчающий здание с левой стороны. Церковный дворик небольшой, по обе стороны от главного входа он усажен пальмами, а прямо над головой с пронзительным свистом носятся стрижи, гнездящиеся здесь же под крышей. У входа в храм паломников встречает скульптурное изображение святителя Николая - приношение городу Бари и его православной общине от Международного фонда славянской письменности и культуры, возглавляемого скульптором Вячеславом Клыковым. В своей работе Клыков использовал деревянное изображение Мирликийского святителя XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи. На территории подворья один над другим располагаются два Никольских храма - верхний принадлежит Московскому Патриархату, нижний - Зарубежной Церкви. Праздничное всенощное бдение одновременно совершается в обоих. Верхний храм переполнен народом, диаконы с трудом пробираются по нему для каждения. В толпе паломников из России также стоят сербы. Встречаются и смешанные супружеские пары итальянцев и россиянок: праздник святителя Николая собирает в Бари наших соотечественников со всей Италии. В нижнем храме у "зарубежников" прихожан совсем немного - около десяти человек, один из которых темнокожий. К появлению русских "сверху" относятся спокойно и даже радушно - значительное сближение, позиций священноначалия Русской Православной Церкви и Зарубежной уже сыграло свою положительную роль.

Утром в день праздника православная Литургия состоялась в католической базилике святого Николая. Она возведена в XII веке специально для хранения святых мощей на берегу Средиземного моря в том самом месте, где посланцы города Бари ступили на берег с ковчегом-мощевиком в руках. Базилика и примыкающие к ней старинные здания, где живут хранители святыни - монахи-доминиканцы, окружена мощными стенами, отчего издали напоминает средневековую крепость. Обширный двор храма, мощеный плитами светлого камня, пуст, тишину нарушает лишь свист вездесущих стрижей. В углу двора - еще од на статуя святителя Николая, появлением которой город Бари также обязан России - свой вклад в чествование великого угодника Божия внес Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Если в облике святителя, стоящего у русской церкви много черт простого сельского батюшки, то святитель Николай у базилики предстает скорее в образе сурового католического прелата.

Православная Литургия начинается тогда, когда в базилике уже подходит к концу месса. Молящихся немного, и в основном это пожилые люди. Разительную противоположность полупустому верхнему храму являет его подземная часть - крипта, где собралось более двухсот русских паломников. Спускаемся вниз по каменным ступеням, стертым сотнями ног. Под низкими сводами крипты царит сумрак. Путеводными огнями светятся десятки лампад вокруг мраморного престола, под которым на глубине около метра покоятся мощи святителя Николая. Престол и небольшое пространство вокруг, обозначающее алтарную часть, окружены решетчатой оградой в человеческий рост. Паломники вступают в нее через небольшую дверцу с правой стороны, а выходят через такую же дверцу слева. Чтобы приложиться к святыне, надо встать на колени и склонить голову в нишу под престолом. Круглое отверстие в мраморном полу, к которому и прикладываются паломники, обозначает местоположение головы святителя. Через это отверстие время от времени извлекают из ковчега с мощами святое миро.

Трудно передать чувства, рождающиеся в душе православного паломника у мощей святителя Николая в Бари. Очень искренне и сердечно выразил свои чувства один из участников паломнической поездки, известный артист Евгений Петросян: "Душа просила многие годы, и вдруг это свершилось. Для меня это счастье, и я очень благодарен тому, что есть такая возможность, ведь раньше ее у нас не было. Святой Николай - это один из главных святых для России. Молимся мы ему, и говорим мы о нем, и просим его в наших нуждах, и лик его во всех церквах на почетном месте. В одной из своих передач перед Рождеством я рассказывал о нем, историю его жизни и вдруг в этом же году я попадаю к его мощам. Это же счастье".

Наверное, каждый из нас также воспринимал возможность прикоснуться к этой великой святыне и помолиться близ нее как великий дар Божий, как чудо, промыслительно ниспосланное нам для укрепления веры. И каждый за этой Литургией молитвенно взывал к святителю не только о себе и о тех знаемых и не знаемых рабах Божиих, чьи имена запечатлены были на десятках записок, заботливо собранных паломниками перед отъездом из России, но за все наше многострадальное Отечество, народ которого веками свято чтит Мирликийского чудотворца. На особый лад паломников настраивала непривычная глазу пышность и великолепие церковного убранства, мерцание огоньков свечей в больших старинных серебряных лампадах, одна из которых искусно отлита в форме корабля. К мощам святителя Николая приносили свои вклады многие европейские государи, но более всего - православные. Сербский краль святой Стефан Урош 700 лет назад подарил храму 5 больших икон в массивных серебряных окладах. Из них сегодня сохранилась только одна - она находится за престолом на горнем месте.

В базилике справа от входных дверей находится небольшой, в одну комнатку, музей. Среди прочих экспонатов - стеклянных сосудов с изображением святителя, в которых паломники прошлого уносили с собой воду с растворенной в ней частицей святого мира, и потемневших католических реликвариев внимание привлекает малахитовый крест высотой около полуметра, дар Российского фонда святителя Николая. Из уральского малахита изготовлена и новая рака, в которой ныне почивают мощи святителя.

До отправления из Бари остается немного времени, и паломники разбредаются по близлежащим сувенирным лавочкам. Продавцы при виде светловолосых женщин в платочках и священников с наперсными крестами в рясах непривычного для католиков покроя, десятками приобретающих иконки святителя Николая и флаконы с освященным маслом, вопросительно кивают: "Руссо?", "Никола?"

В IX-XIII веках святитель Николай оставался самым главным святым христианского Запада. Сегодня он по-прежнему чтим в Италии, где ему посвящено множество храмов, однако в своего рода "общем рейтинге" святых Католической Церкви он занимает примерно 9-10-е место. Святителя Николая, по собственному признанию итальянцев, в Бари любят даже атеисты. Присутствие святыни в городе приносило и приносит его жителям ощутимую выгоду. В архивах кафедрального собора и базилики Бари хранятся четыре древнейших латинских документа, представляющих собой запись повествования моряков, находившихся на корабле, доставившем мощи в Бари. Эти моряки впоследствии обладали правом на определенный процент с дохода от паломников, ежегодно получаемого базиликой в день празднования перенесения мощей святителя Николая. Такой привилегией пользовались их внуки и правнуки вплоть до XV века. Сегодня, по признанию монахов доминиканцев - хранителей базилики, подавляющее большинство паломников в Бари прибывает именно из России.

Последние минуты на благословенной земле Бари. Каждый по-своему пытается запечатлеть в памяти это святое место, унести с собой в Россию частичку того благодатного дара, которого мы удостоились. Передать его не помогут самые совершенные видеокамеры - это чувство можно сохранить только в сердце. И невольно задумываешься о тех, кто имеет счастье постоянно быть рядом со святителем, для кого он уже стал частью обыденной жизни. Во дворе базилики с визгом бегают друг за другом темноволосые итальянские ребятишки, с набережной насквозь через двор проносятся рокочущие мотоциклисты. Сквозь высокую стрельчатую арку в стене видно, как за каменной набережной неторопливо, как, наверное, и тысячу лет назад, перекатывает свои бирюзовые волны Средиземное море, и в памяти всплывают строки праздничного кондака святителю Николаю: "море освятися шествием твоим и град Барский приемлет тобою благодать, нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый".

Через несколько часов мы покидаем Италию, отправляясь на греческий остров Корфу. Главный его город Керкира был основан в VIII веке до нашей эры. Здесь на небольшом пространстве соседствуют памятники архитектуры разных стилей и эпох: развалины античного храма Артемиды, венецианской крепости XTV века и православных храмов, имеющих традиционную форму византийской базилики. В их числе знаменитый храм Влахернской иконы Божией Матери - "Панагия Влахерна" на Мышином острове, маленьком клочке земли у самого берега Корфу, напоминающем сверху силуэт хвостатого грызуна.

На Корфу русские паломники получили возможность молиться за архиерейским богослужением в кафедральном соборе Керкиры, освященном в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. В православном мире он почитается наряду со святителем Николаем. Вместе с Мирликийским архипастырем святитель Спиридон был участником Первого Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. По молитвам святителя Спиридона жители Корфу были избавлены от эпидемии чумы, а позже - от нашествия турок, которые поспешно сняли осаду с острова после того, как им предстала стоящая над Керкирой огромная фигура святителя с крестом в руках.

После Литургии выстраивается очередь к мощам святителя Спиридона, почивающим в раке с правой стороны от алтаря. Как рассказывает греческий священник отец Нектарий, мощи святителя Спиридона, который уже при жизни прославился многими чудотворениями, продолжают являть их и поныне. Само существование мощей являет собой чудо, неподвластное логике человеческого разума и объяснениям ученых. Честные останки святителя имеют температуру человеческого тела и сохраняют небывалую гибкость. "Когда мы меняем обувь на ногах святого, то, прикасаясь к ним, чувствуем ответное движение - реакцию, какую проявил бы любой человек, а, кроме того, ногти на его конечностях продолжают расти", - засвидетельствовал отец Нектарий.

Нам самим довелось быть свидетелями чуда. Одна из паломниц, у которой разрядился мобильный телефон как раз в тот самый момент, когда ей надо было связаться с родными в Москве и сообщить о времени возвращения, в отчаянии воззвала к святителю Спиридону, прося о помощи. Затем попыталась включить аппарат, и его экран, погасший несколько минут назад, снова вспыхнул. Хотя на нем неумолимо мигал значок пустого аккумулятора, паломнице хватило полутора минут, чтобы связаться с домом, но едва она прекратила разговор, как телефон отключился окончательно.

Жители Корфу свято чтят имя нашего прославленного адмирала Феодора Ушакова, под командованием которого в 1799 году русская эскадра освободила все острова Ионического архипелага от французских оккупантов. Он же составил проект конституции свободной республики Ионических островов, которая просуществовала семь лет. В Керкире стоит памятник адмиралу, есть и улица его имени. Будучи на Корфу, Ушаков не раз молился у мощей святителя Спиридона, которого очень чтил. Икона праведного Феодора Ушакова, переданная в дар православной общине города, сейчас находится в храме святителя Спиридона Тримифунтского, являя собой свидетельство духовного единения православной Греции и России. Кстати сказать, это не единственный пример древности наших связей. Еще в XV веке остров Корфу, принадлежавший тогда Италии, приютил несколько греческих аристократов, покинувших родину после захвата Византии турками. В их числе был близкий родственник бывшего морейского деспота Фомы князь Константин Мангупский. Позже в сви те царевны Софьи Палеолог - дочери Фомы, греки прибыли в Россию. Великий князь Московский Иван III щедро одарил прибывших, наделив их землями и почетными должностями при своем дворе. Лишь князь Константин предпочел земной славе служение Богу и удалился в Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь, где принял постриг с именем Кассиана. Позже князь-инок сам основал Успенскую обитель на берегу Волги, при слиянии ее с речкой Учмой. В историю Русской Православной Церкви он вошел как преподобный Кассиан Учемский, Угличский чудотворец. На Керкире паломники поклонились также мощам блаженной царицы Феодоры - императрицы Византии, в правление которой был положен конец ереси иконоборчества. Седьмой Вселенский Собор, состоявшийся при ее участии, утвердил иконопочитание и прославил православных исповедников, пострадавших в период иконоборческих гонений. Имя святой Феодоры носит и улица, на которой находится храм.

У входа в храм кто-то из наших священнослужителей громко восклицает: "Братья и сестры! Есть ли у кого-нибудь русская икона Божией Матери?" Оказывается, грек-прихожанин храма святой Феодоры, узнав, что мы из России, попросил подарить ему "русскую Панагию". К счастью, такая икона нашлась у одного из паломников. Получив просимое, грек с благоговением прижимает ее к сердцу... Хочется верить, что частичка Православной России будет дорога ему так же, как дороги русским паломникам великие святыни Вселенского Православия, прикоснуться к которым нам довелось.

Ольга Кирьянова

Источник:Православный Паломник N1 (20) 2005

   

 Вернуться в начало

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU