История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

ФЕОДОРОВСКИЙ ГОСУДАРЕВ СОБОР

2 сентября (20 августа по старому стилю) - день основания и освящения Феодоровского Государева собора в Царском Селе

Создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села – летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в городе было более 30 приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи – Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии, собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви.
Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж.Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св.Александра Невского, так как по причине болезни Государыня Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя.
Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом.

В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года.

Строительство собора было поручено специально созданному Строительному комитету под председательством командира Сводного полка генерал-майора В.А.Комарова, но фактически всеми делами по его устройству ведал капитан Д.Н.Ломан, в дальнейшем ктитор Государева собора и секретарь Императрицы.

Его Величество Государь Император возлагает первый кирпич  при закладке собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском СелеПервый закладной камень был положен самим Царем 20 августа 1909 года. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвященный Феофан епископ Ямбургский. Первоначальный проект академика архитектуры А.Н.Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А.Покровскому, который принял за образец московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М.Васнецов, князь А.А.Ширинский-Шихматов, князь М.С.Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А.Бобринский, А.В.Прахов, А.В.Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 году, возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года, после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами.

Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность "архитектора Высочайшего двора". Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Высота Феодоровского собора - 43 метра. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня.

Феодоровская икона Божией Матери20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. В освящении приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки.

Нижний Пещерный храм производил совсем иное впечатление. Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов.

Интерьер Нижнего Пещерного храмаНижний, Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года во имя преподобного Серафима Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6 м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью в стиле росписей церкви Иоанна Предтечи в Ярославле, этот храм создавал совершенно особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты. Появлению Пещерного храма Собор обвязан особому почитанию Царской Семьей преподобного Серафима Саровского. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров. Верхний и нижний храмы выражали две различных формы восстановления церковной старины. В верхнем храме иконы и утварь были новыми, лишь изготовленными по образцам древности. Пещерный же храм заключал в себе собрание подлинных святых предметов старины. Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI - XVII веков, представлявших огромную художественную и историческую ценность. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками. Серафимовский храм обогатился также и святынями. В нем был ковчег с частицами мощей Серафима Саровского.

Дарохранительница из Пещерного храма преподобного Серафима Саровского в Царском Селе. Фото 1910-х годов (из книги «Феодоровский Государев Собор»)На престоле храма находилась дарохранительница, изображавшая сень над ракою с мощами Серафима. С благословения митрополита Московского Владимира (Богоявленского) в храм была передана частица мощей святой княгини Анны Кашинской. С левой стороны от входа находилось изображение Серафима Саровского работы иконописца В. П. Гурьянова, справа - икона Божией Матери "Умиление", список с иконы, которая находилась в келии Серафима. Но главной святыней храма был бесценный дар Великой Княгини прпмц. Елизаветы Федоровны - мантия прп. Серафима Саровского.

Во время пребывания Царской Семьи в Царском Селе собор являлся “приходом Их Императорских Величеств”, посещавших этот храм во все праздничные и воскресные дни. Во дни говенья Царственные мученики обычно молились в Серафимовском храме.Сама атмосфера Пещерного храма, тишина подземелья, тихий свет лампад особенно располагали к покаянию.Феодоровский Государев собор Есть предание, что Николай II молился там в одиночестве до глубокой ночи в дни Великого поста. Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения. Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием. В молельне находился образ Серафима Саровского во время молитвы на камне, перед которым и молилась святая Мученица.

Кроме самой церкви в Нижнем храме было особое помещение “царская комната”, вся обитая трехцветной тканью с красными цветами. Потолок был раскрашен фресковой живописью художниками Пашковым и Щербаковым в стиле фресок XVII века. Пол также покрыли ковром. В комнате разместили пятьдесят древнерусских икон из Москвы и Новгорода в басменных окладах древнего рисунка, с подвешенными под ними старинными пеленами, лампадами и паникадилами. Вдоль стен стояли резные скамьи и в том же стиле резные столы, которые были покрыты старинными скатертями и парчей. Все церковные предметы были подлинными старинными, в том числе в Пещерном храме находилось уникальное Евангелие 1677 года и икона XVI века "Николай Чудотворец". Все это создавало полное подобие древнерусской палаты времен первых царей Дома Романовых и переносило молящихся в древнерусскую благочестивую старину.

Над главным входом в собор расположено мозаичное панно с изображением Феодоровской иконы Божией Матери и нескольких Святых в многоцветных одеяниях. На восточной апсиде храма – мозаичный образ Господа Вседержителя, сохранившийся до сих пор, несмотря на минувшие десятилетия безбожия. Колонки и арка, обрамляющие двери, украшены резными по камню рельефами.

В целом собор был посвящен Феодоровской иконе Божией Матери, которой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благословлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.

Фото 1970-х годовВ 1922 году собор был разграблен, а спустя 11 лет закрыт и обращен в кинозал. .Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.Небольшую алтарную часть собора, отделенную специально выложенной стеной, заняла под склад киностудия “Ленфильм”. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки. Собор сильно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб во время Великой Отечественной войны, однако, к счастью,основной остов здания и несущие конструкции в большинстве своем сохранились. После войны в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1980-х годах трестом "Леноблреставрация" был проведен большой объем общестроительных работ.

Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора. При соборе сложился многочисленный приход из глубоко почитавших Царственных мучеников православных царскоселов. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в Пещерном, а с 29 августа 1996 года – в Верхнем храмах. В 1995 году Феодоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002 года, после окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно освящен.

В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей, ныне возвышается бюст Императора Николая II работы петербургского скульптура В. В. Зайко. Заложен памятник 19 мая 1993 года, а церемония его открытия и освящения состоялись 16 июля 1993 года, в канун 75-й годовщины екатеринбургского расстрела.

Источник: “Царскосельская газета” и
Православные храмы Санкт-Петербургской епархии

Вернуться на первую страницу  Вернуться в начало страницы

 

Феодоровский Государев Собор

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU