История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В е л и к и й  П о с т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

ТОЧКА ВОЗВРАТА.

Неделя о блудном сыне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Из притчи о блудном сыне, которую мы слышали сегодня за литургией, очевидно, что Бог ждёт каждого из нас в Доме, где «обителей много» (Ин.14.2). Нам прямо и недвусмысленно объявлено, что всякий вернувшийся в этот Дом будет облачён в «лучшую одежду» (Лк.15.22) и отмечен знаком достоинства наследника, ибо в Евангелии сказано: «дайте перстень на руку его»! Великое утешение подаёт сегодня Господь любому Своему сыну, грехом отпавшему от Церкви! Одно только нужно: осознать себя – сыном, а Бога – Отцом. Одно только нужно: захотеть вернуться домой!

Иногда кажется, что шансы на возвращение есть всегда. Чаще всего грешник именно так и уговаривает себя: ещё есть время, ещё не поздно, я ещё сумею повернуть назад, к отчему дому. А уж там – счастливый Отец всё равно сжалится, подбежит, падёт на шею, поцелует и простит сына-предателя (Лк.15.20). Однако печальный пример старшего брата вернувшегося блудника отрезвляет любого энтузиаста. Если уж сидя дома, оставаясь, казалось бы, верным Отцу, можно всё-таки потерпеть сокрушительное поражение в борьбе с самим собой, насколько же проще пропасть и погибнуть в «дальней стороне» греха, расточая всё, что имел и «живя распутно» (Лк.15.13)! Видно есть для каждого из нас, где бы мы ни пропадали: «на стране далече» или в своём собственном доме, некая «точка возврата», миновав которую можно только разделить угрюмую и безнадежную судьбу старшего сына, который «осердился и не хотел войти» (Лк.15.28), то есть, попросту говоря, отказался наследовать «Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25.34).

Вообще говоря, для каждого из нас такой «точкой возврата», после которой к Отцу и Богу нашему уже не вернёшься, может стать момент смерти тела, потому что за гробом покаяние невозможно, ибо там, где кончилось время – там нет и шансов измениться, покаяться. Однако Церковь верит в возможность смягчения посмертной участи своего грешного чада, потому и молится за умерших, потому служит заупокойные литургии и панихиды, надеясь на перемену Суда Божия на милость, ожидая, что непостижимая реальность Вечности смягчит самые закосневшие в грехе души.

Но вот сегодня Милосердый Господь указывает нам, что душа может умереть ещё до смерти тела. Причём – умереть в тот самый момент, когда, казалось бы, ничто не предвещает столь трагичный исход. В самом деле, старший сын послушно исполняет волю отца, не покидает родного дома ради сомнительных удовольствий распутной жизни и вообще кажется прямой противоположностью своего развратного брата: он возвращается с поля, где праведно трудился, а не «расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15.13). Но именно в этот момент его настигает смерть души, после которой нет возврата в отчий дом, нет покаяния, нет радостной возможности припасть «к милосердным коленам» пожалевшего и всё простившего Отца. Он сам отвергает её! Он сам отказывается войти в дом Того, Кому столько лет служил и Чьего приказания «никогда не преступал» (Лк.15.29)! Но вот пришёл решительный час принимать решение, и он, праведник, «не хотел войти» (Лк.15.28) и потому – погиб!

«Так бывает с теми, – говорит нам Господь, – кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12.21). Потому-то и оказывается у разбитого корыта в конце своей жизни безумный богач, потому-то и уходит более оправданным неключимый грешник мытарь, потому-то успокаивается в «объятиях Отчих» сын, расточивший с блудницами наследие свое, а «праведный» брат его, тот кому по праву наследования принадлежало всё в доме Отца, презрительно и высокомерно отказывается «войти в радость Господа своего»(Мф.25.21)! Вот она – смерть души ещё до смерти тела, вот оно погибельное фарисейское бахвальство собственной «праведностью», о печальных результатах которого предупреждал нас Христос: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21.31).

Так незаметно бывает пройдена нами «точка возврата», после которой душа костенеет настолько, что и слёзы Отца не способны смягчить её. Вот почему надо помнить, что любые усилия наши пойдут прахом, труды на поле отчем окажутся напрасными, да и сам призыв Отца нашего едва ли будет услышан, если душа упоена самой собою, если способна только на самолюбование и ожидание похвалы и награды! При таком её устроении можно всю свою жизнь ходить в церковь, молиться и ставить свечи, но так и не понять того, чего же хочет от нас Небесный наш Отец.

А хочет Он, конечно, чтобы, «работая Господеви со страхом и радуяся Ему с трепетом»(Пс.2.11), добрый и послушный сын не надмевался своей добротой и послушанием, но возрастал в любви, милосердии и жалости даже к падшему своему брату. Хочет наш Господь, чтобы и тот, кто «отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно» (Лк.15.13), «пришёл бы, наконец, в себя» (Лк.15.17), опомнился бы среди свиней, которых послал его пасти враг рода человеческого, вспомнил бы, что Милостивый и Человеколюбивый Отец не только ждёт его в Доме, где «обителей много», но и готов издалека бежать каждому из нас навстречу, как мы слышали это в сегодняшнем Евангельском повествовании. Аминь.

23 февраля 2003 г.

Вернуться на первую страницу В начало страницы

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ.

Неделя о блудном сыне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три раза в году, а сегодня – в первый, – на всенощном бдении поётся грустная песня, песня тоски и печали, песня скорби и горести. Песня изгнания. Мы с вами, живущие под крышей своего дома, мы с вами, корнями своими, могилами предков своих привязанные к этой любимой нами земле, к нашей родной земле, мы можем только догадываться, каково это: быть изгнанником, беженцем, пленником в чужой стране. Мы можем только догадываться, как это горько: смотреть в сторону горизонта, за которым в неведомой дали, “далеко, далеко, где кочуют туманы” – родной дом. И попасть туда, вернуться на родимый порог нет ни сил, ни возможности. И можно только вспоминать, только плакать, только горько сетовать и жаловаться: “На рекaх Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона” (Пс.136.1)

Эту горькую песню пел народ Божий в Вавилонском плену, куда он был уведён неприятелем по попущению Божию за предательство веры Отцов, за отступление от данного Богом Закона. Семьдесят лет длилось это страшное пленение. За это время успели родиться и умереть множество людей, сменились целые поколения, появились на свет новые, никогда прежде не видевшие далёкой родины, ничего не знавшие о ней. Казалось бы, можно и привыкнуть, можно и смириться, можно, наконец, отнестись к чужбине, как к своей новой родине. Однако из года в год, из поколения в поколение передавали матери своим детям эти слова: “Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя” (Пс.136.5.). И этой клятвой верности, этой надеждой на возвращение жил целый народ. Он жил этим и выжил. Народ выжил, чтобы пройти трудный путь возвращения домой, чтобы вернуться и восстановить всё, что было разрушено и утрачено.

Так и сын, предавший своего отца, осквернивший свой дом и заблудившийся в чужой стране, тот самый, о котором повествует притча, рассказанная сегодня нам нашим Богом, однажды изнемог от греха. Распутная жизнь, она ведь в точности такова, как описана в этой притче: хозяин стада свиней, то есть диавол, – хозяин множества насилующих нас грехов, приставил нас ходить за этими своими похотями, за грехами своими, как несчастный блудный сын ходил за свиньями. И точно так же, как грех, обещая море удовольствий, всегда обманывает, всегда оставляет голодным, всегда только манит, но никогда не даёт обещанного, так и хозяин свиного стада, так и диавол, пошлёт тебя пасти своих свиней, но никогда не даст никакой награды за твои труды, никогда не удовлетворит твою похоть. Потому что он – “лжец и отец лжи” (Ин.8.44). Вспомните, как повествует об этом Евангелист Лука: “А тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему” (Лк.15.15,16).

И вот как некогда блудный народ заплакал о грехах своих “на реках Вавилонских”, так и блудный сын, оставивший своего отца, заплакал о далёком, о покинутом им, об осквернённом им доме. Он “встал и пошёл к отцу своему” (Лк.15.20).

И мы с вами – народ, который семьдесят лет блуждал по распутиям, который чуть ли не целый век скитался “на стране далече”, ища истину у самозванных устроителей всеобщего счастья. И мы с вами устали на чужбине, и мы с вами заплакали о покинутом доме нашего Отца Небесного, и мы восскорбели о своём вечном отечестве. Потому мы снова здесь. Потому мы вновь пытаемся “собраться в Церковь” (1.Кор.11.18), собраться вместе, чтобы вместе же и отправиться в далёкий и трудный путь, чтобы вновь и вновь уподобиться Божьему народу и уйти из страны порабощения, из страны пленения греху, в страну надежды и веры, в страну обетованную, в дом нашего Отца.

Подобно блудному сыну, мы понимаем, что наше сыновнее достоинство утрачено нами безвозвратно, подобно этому несчастному, расточившему с блудницами наследие своё, мы надеемся на самую малость: каждый из нас “уже недостоин называться сыном твоим”, каждый из нас просит только о малости: “прими меня в число наемников твоих” (Лк.15.19). Только бы милосердие Божие впустило нас на родной порог, только бы не осталось нашей горькой участью вечное пение скорбных песен на берегу чуждых рек.

Вот почему на грани Великого поста, собирая нас всех в долгую и трудную дорогу покаяния, Святая Церковь напоминает нам пением печальной песни, песни плена и унижения, где мы находимся, в какой трагической оторванности от нашего Вечного Дома, от нашего Бога мы обретаемся, бедные! Вот почему три оставшиеся воскресенья перед покаянной Четыредесятницей эти горестные припевы сопровождают каждое богослужение. Они звучат в наших храмах для того, чтобы и мы, как и блудный сын из евангельской притчи, пришли, наконец, в себя, увидели бы, в конце концов, каких свиней мы пасём, в то время, как столько “наемников у отца моего избыточествуют хлебом” (Лк.15.17).

И вот когда мы будем слушать эту песню изгнания, когда мы будем петь её все вместе, попытаемся понять, что пост – это не просто время пищевых ограничений, но, прежде всего, это путь домой, это возвращение к Богу, это ещё одна попытка стать другими. Такими, каких нас Бог задумал. Аминь.

11 февраля 2001 г.

Вернуться на первую страницу В начало проповеди

Источник: храм святителя Владимира в г.Королев

Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче... Неделя о блудном сыне.

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU