История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В е л и к и й  П о с т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

ПРОЩАНИЕ И ПРОЩЕНИЕ.

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Прощёное воскресенье.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

“Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?” (Пс.8.5). Так изумлённо вопрошает царь и пророк Давид своего Господа, когда пред его внутренним взором предстаёт великая тайна спасения падшего человечества. Что в нас, здесь пред Тобою стоящих, Господи, что Ты умер за нас страшной смертью, и любовь Твоя к нам не угасла, не пресеклась? Так спросит и каждый из нас, когда однажды вдумается в простую и непостижимую реальность Голгофской Жертвы. Что Тебе, Боже мой, в брате моём, который, как тот “ангел сатанин” у апостола Павла, “пакости ми деет” (2.Кор.12.7)? Он мне “пакости деет”, а Ты, Господи, любишь и жалеешь его!

Впереди Великий пост, и нам всем по давней привычке кажется, что самое главное в нём – правильно составить своё меню. Или, ещё того лучше, попытаться, например, в первую неделю только и позволить себе, что раз в день запить просфору крещенской водой. Во всяком случае, если нас что и занимает сегодня, так это, в основном, проблема еды, как будто и не говорил нам апостол Павел неделю тому назад: “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1.Кор.8.8). И вот в тот самый момент, когда мы прилежно рассчитываем постные трапезы, наш Бог неожиданно говорит нам совсем о другом. Он говорит нам о прощении.

В русском языке есть два слова, которые хоть и обозначают разные вещи, но, тем не менее, связаны какой-то таинственной внутренней связью: прощение и прощание. Прощаясь при расставании, мы должны простить друг друга. Отправляясь в далёкий путь, мы должны вырвать из своего сердца все тщательно сохраняемые там оскорбления, все по тайным уголкам рассованные обиды, все счета, которые мы готовы предъявить при удобном случае и близким и дальним. Это прощение при прощании необходимо потому, что никто из нас не уверен в возвращении, никто из нас не может дать гарантии нового свидания: путь дальний и опасный, и неизвестно – вернёмся ли. А раз не вернёмся, раз есть вероятность расстаться навек, тогда, конечно, простить необходимо, потому что не тащить же все эти обиды, всю эту мразь и суету с собой в Вечность, на Страшный Суд, чтобы все увидели, какие мы на самом-то деле мелочные и гадкие.

Прощать надо, но трудно простить. Отчего это? Оттого, мне кажется, что желание обличать и клеймить брата своего за его реальные или мнимые грехи очень уж глубоко в нас укоренено. Чрезвычайно сладостно попрекать и укорять своих ближних. Так же сладостно, как и чесать, где чешется. Если, не дай Бог, нет никого рядом, всегда можно найти повод и предмет для обличения вдали: зачем артисты такие бесстыдники, отчего молодёжь такая наглая, почему, наконец, начальники столь глупы. Заставить замолчать свой внутренний голос, который пафосно и страстно обличает всех вокруг, мучительно трудно. Куда как проще не смотреть в сторону мясного отдела, когда пришёл в магазин за хлебушком.

Бог говорит нам о прощении перед дальней дорогой Поста для того лишь, чтобы мы поняли: не вегетарианство наша настоящая цель, а любовь к ближнему своему. Поэтому воздержание от скоромной пищи не цель, а средство, поэтому Пост – всего лишь инструмент, которым мы будем совершать мучительную работу по изменению своей собственной души.

Сегодня – заговенье на сыр и яйца. Сегодня день, когда мы, православные, прощаемся со скоромными снедями, чтобы налегке отправиться в далёкий и трудный путь Поста. Как и блудный сын, мы “приходим в себя”, мы возвращаемся к себе и обнаруживаем, что мы – изгнанники. По собственной воле мы, подобно праотцу Адаму, покинули отчий дом, оставили Божий Рай и оказались в далёкой от Бога стране. И вот сегодня мы вспоминаем изгнание из Рая нашего далёкого предка, потому что его горькая участь сродни нашей беде: как и он, мы изнемогли в ожидании освобождения от плена сыновства, как и он, мы возмечтали о свободе преслушания, как и он, мы захотели устроить нашу жизнь не по заповедям Божиим, а по собственным лекалам. То есть быть, как Боги.

Зарвавшемуся блудному сыну Бог попускает вкусить в по-настоящему свинской жизни, а Адаму, в полном смысле слова “обожающему” самое себя, предстоит изгнание в смерть: “ибо прах ты и в прах возвратишься” (Быт.3.19). Изгнанный из Рая Адам плачет о своей горькой участи, и с ним вместе плачем и мы, его потомки, плачем и молим Господа вернуть нас домой, принять нас в отчие объятия, вновь даровать нам радость Богообщения. Горестными, пронзительными словами плачет вся Церковь: “Раю всечестный… шумом листвий твоих Содетеля всех моли, врата отверсти ми, яже преступлением затворих”.

Рай может вновь открыть нам свои врата, которые закрылись ещё и потому, что горделивый и ропотный Адам не себя самого, а Бога обвинил во всех своих грехах. Вспомним, как он ответил Богу: “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел” (Быт.3.12). Бог, жена, змий – все виноваты в том, что пал Адам. Все, только не он сам. Потому и оказался этот всеобщий обличитель изгнанным из Рая. Потому и закрылись для него врата Вечной Жизни. Потому и понятно, что нам, его детям, они откроются тогда, когда мы искренне и просто научимся прощать всех, кто нас обидел. Неужели мы не простим их, неужели мы не простим тех, за кого Господь наш умер на Кресте? Аминь.

25 февраля 2001 г.

Вернуться на первую страницу В начало страницы

О ПОСТЕ И МОЛИТВЕ.

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хорошо и уютно человеку с самим собой! Сам себя всегда понимаешь, сам себе всё прощаешь, сам с собой всегда договоришься. Если сам с собой пребываешь в мирном покое, а так бывает, когда совесть спит и не раздражает своими бесконечными уколами, никто тебе и не нужен: ни человек, ни Сам Бог. В таком случае можно говорить о самодостаточности человека и, конечно, о его самоизоляции. Пребывающий в мире с самим собой более всего на свете ценит покой, ищет покоя и ужасно раздражается, когда домогательства ближних и дальних лишают его этого вожделенного покоя. Потому и любая скорбь, любое испытание, попущенное ему Промыслом Божиим, воспринимается им как трагедия и абсолютное зло. Недаром святые Отцы называли привычное, родное состояние души падшего человека «самостью» и почитали её самым главным препятствием на пути к Богу, в Царство Небесное, потому что целью жизни гордеца является самосозерцание, а не созерцание Бога. И ищет такой человек не правду Божию, а свою собственную правду. Поэтому стоило только Адаму, обитавшему в Раю, то есть в месте, где и совершается самое полное, самое радостное богообщение, стоило только ему, совращённому сатанинскими посулами, заняться собой самим, как Рай перестал быть для него Раем, а сделался землёй скорби, поросшей «тернием и волчцами» (Быт.3.18).

На самом же деле, живя в мире, Богом сотворённом, если и стоит, что созерцать, чем восхищаться, что боготворить, что постигать всеми силами души своей, так это Его – Творца и Причину мира, только потому, что всё остальное по отношению к Нему – вторично. Познавать Бога можно разными способами, но всегда и непременно – отвлекаясь от самого себя, отказываясь от самосозерцания, жертвуя собой, своим временем, своим покоем для этого воистину важнейшего дела жизни.

Грехопадение Адама совершилось, когда он заменил Богом данные цели и приоритеты жизни теми, которые лукаво нашептал ему змей-искуситель. После этого все силы падшей души человека устремились не к Богу, а к самому себе. В повседневной жизни эта смена стремлений выразилась очень просто: сначала я думаю о еде, о работе, о своём положении в обществе и о прочих столь же «важных» предметах, а если время останется – тогда можно и помолиться или пойти в церковь. Потому-то и трудно нам совершать молитву, потому-то и находим мы всякий раз важные причины для того, чтобы быть с чем и с кем угодно: со своими мыслями, с выдуманными страстями телесериалов, с домашними хлопотами, с интересными книжками – только не с Богом! Однако память сердца, память души, которую не способны истребить в человеческом существе никакие грехи, всё-таки вновь и вновь возвращает нас мыслями и мечтами, надеждой и упованием на нашу духовную родину, в дом Отца нашего.

Не для того вычитывает христианин каждое утро и каждый вечер одно и то же молитвенное правило, чтобы выпросить чего-нибудь у Бога. Каждый из нас знает, что Всемогущий и Благой и без наших просьб видит нашу нужду. Не для того мы собираемся каждое воскресенье вместе, чтобы добиться от Вседержителя неких привилегий: наши отношения с Ним не сводимы, к счастью, к известной формуле «Ты – мне, я – Тебе». Если вдуматься, так даже и каемся мы на исповеди из раза в раз в одних и тех же грехах не только для того, чтобы раз и навсегда избавиться именно от них. Мы ведь догадываемся, что, победив прежние грехи, мы обнаружим в глубине своего лукавого сердца – другие, может быть, гораздо горшие первых. Мы стараемся жить по-христиански только для того, чтобы усыновиться нашему Богу, чтобы стать Ему детьми, а не наёмниками. Мы хотим, чтобы не эта земля, с её страстями и похотями, с её бесконечной суетой и скорбями стала нашим родным и желанным домом, мы надеемся привыкнуть к Богу, мы стараемся, чтобы в нашей душе возникло и укрепилось чувство, которое заставило блудного сына вернуться домой, – чувство тоски по Богу. Это очень важное чувство. Это чрезвычайно важное устремление. Любой Райский сад покажется нам адом, если все мечты наши, все самые сладостные переживания, всё самое лучшее останется в прошлом, в прошедшей жизни, на земле.

Для того мы и постимся. Для того мы и ограничиваем себя в естественном, в положенном нам «по закону», для того мы и отказываемся от безусловно необходимого телу, чтобы доказать прежде всего самим себе, что мы – не только и не столько «тело»! Нет в мясе никакого греха! И уж тем более нет никакого греха, например, в молоке. Просто нам необходимо приучить себя, доказать себе, объяснить себе на живом и непосредственно нас самих касающемся примере, что мы не пище принадлежим а чему-то большему, чему-то иному. Вот мы и молимся, вот мы и постимся, вот мы и боремся со своими собственными привычками и страстями, чтобы медленно, но верно отвыкать от «земли», от «плоти и крови», которые «Царства Божия не наследуют» (1.Кор.15.50) и прилепляться к «Небу», становиться Божьими. Сначала – наёмниками, потом – слугами и рабами, а там, если повезёт, – свободными и святыми Сынами Царства и Света. Аминь.

17 марта 2002 г.

Вернуться на первую страницу В начало проповеди

Источник: храм святителя Владимира в г.Королев

Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче... Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.Прощёное воскресенье.

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU