Пречистое
тело умершего на кресте Господа Спасителя было снято со креста Иосифом
Аримафейским. Движимый любовию, Иосиф сердцем и устами лобызал нетленное
Христово тело, намастил его ароматами, обвил плащаницею и погреб
в собственной гробовой пещере. Ко входу в нее был привален камень
и Иудеи запечатали его печатью. Во гробе Господа стерегла особо
поставленная Его врагами стража. Эта охрана создавала впечатление,
что воины стерегут "спящего Царя и сокровище жизни".
Христос
— Источник жизни — телом возлег во гробе, чтобы преложить смертное
человеческое естество на бессмертное, оживить лежащих во гробах
умерших и избавить человечество от поглощения адом.
Трёхдневное
погребение Христово промыслительно было допущено ради спасения бесчисленного
множества умерших, заключенных во аде.
Пребывая
телесно в новом гробе, Христос Спаситель душою и Божеством сошел
во ад, или, что то же, во внутренность земли. По представлению богословов-литургистов
адское царство находится в земной внутренности. Вековые врата ненасытно
поглощали души умерших в течение нескольких тысячелетий и, за очень
малыми исключениями, почти никого не выпускали. Ад — царство диавола
и ему подвластных злых духов, смеялся над всеми умершими людьми,
считая их неисходными жителями адских мест. Сюда то и нисшел Вседержавный
Господь Спаситель. От величайшего Света Его, Бога Слова, сокровенного
в земле, земля вся сотряслась страхом. Безумный ад уже готовился
принять Бессмертного. Он все еще считал Христа простым человеком,
видя Его пригвождение ко кресту, смерть, окровавленную плоть и погребение.
И
вдруг, к изумлению демонского царства, во аде явился не простой
человек, но крепкий Божеством Светоносец. Ужаснулись, вострепетали
адские князья-вратари, увидев Единого от Троицы. Смерть ощутила
свое бессилие пред Самосущей Жизнью и конец своей державной силы.
По
мановению Господа мгновенно разбились медные плачевные врата ада,
стерлись железные запоры на них, разорвались оковы адских бесчисленных
узников, челюсти ада сокрушились. Темно-видные адские тайники внезапно
облистались зарей Божественного света, "обложились" сиянием
Христова Божества. Народы, заключенные во днах ада, увидели свет
Христов, пришли к общению со славой Божией, воздвиглись, как бы
от сна, и наполнились радостью и многой сладостью. Божественная
светлость совершенно потребила адскую мглу.
Ад,
осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая,
диавол и его ангелы говорили в себе: "Кто это есть, что не
осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища
смерти "Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне
было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою
державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать
Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего
меня".
Не
так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века.
Праведники,
заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь
Спасителя и молились Ему о спасении. Они с любовию приняли Его явление.
Им радостно было слушать Его повеление аду — отдать мертвых и возглашение
к Себе: "Покажитесь (из тьмы), откройтесь".
Обращаясь
к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их
словом невечерней светлой жизни о Боге и уверовавших Его проповеди
освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диавола.
Между
прочим, Он говорил слушателям Своей проповеди: "Дерзайте! Я
ныне победил. Я есмь воскресение всех людей и вас возведу на небо.
Восстаньте из ада. Верующие! выйдите в воскресение".
Тогда
возликовал и взыграл явившийся пред Господом праотец Адам. Некогда,
вследствие греха своего, он убоялся Сына Божия, ходившего в раю,
теперь же веселился при виде Искупителя мира. Христово благовестие
во аде вызвало восторженное ликование во всех, с верою внимавших
проповеди о спасении... Сонм уверовавших во Христа единогласно воскликнул
Ему: "Слове! Поистине Ты пришел всех нас развязать от уз!"
Схождение
Христа Спасителя во ад освободило от мучительства адова весь род
Адама, соединившийся со Христом верою, покаянием и любовию. Второй
Адам Господь как бы на своих плечах вынес из тайников ада первого
Адама со всем его верующим потомством и как Бог даровал им вечную
жизнь и нетление.
Так
низложено было мучительство ада, разорваны смертные узы миллионов
томившихся здесь людей и получивших свободу ради креста Христова.
Вслед за Искупителем они веселой поступью изошли отсюда в незаходимый
небесный свет — от смерти к жизни — и восхвалили безмерное Христово
благосердие.
Только
Христос Спаситель мог вознести человеческое естество, лежащее внизу,
открыть ему входы к бессмертной блаженной жизни и сочетать его с
ангельским миром ценой воплощения и крестной смерти. Господь исхитил
из всеядного чрева ада бесчисленный сонм народов, как овец, и опустошил
много человечное богатство преисподней.
Пребывая
во аде, Спаситель, как вездесущий, не оставлял и небесного круга.
Но во аде голос жизни Его связал смерть и диавола, опустошил царства
преисподней земли и вдохнул в души умерших благодать вечной жизни.