История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник [1 Примечание]: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.


Увеличить
Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии [2 Примечание]. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его—как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» [3 Примечание]. Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Как-то один из именитых мужей Западной страны [4 Примечание], из тех, кто называют себя слугами Божьими [5 Примечание], пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская [6 Примечание], желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш [7 Примечание], повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли [8 Примечание] подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон [9 Примечание], он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо”» [10 Примечание]. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.

И был один муж, старейшина земли Ижорской [11 Примечание], именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад [12 Примечание], плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:

«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек [13 Примечание] и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый—из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

Шестой—из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Всё это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы [14 Примечание]. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой [15 Примечание]. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю псковскую, ибо уже был взят немцами город Псков. И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика [16 Примечание], а прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка» [17 Примечание].

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона18. А того, кто сказал: «Захватим Александра»,—отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровой».

И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли всё это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского19 и до великого Рима.

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен; слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его.


Печати Александра Невского

В то же время был в восточной стране сильный царь20, которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские21 начали стращать детей своих, говоря: «Вот идет Александр!»

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.

После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую22. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исаия-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.

Наполнил же бог землю Александра богатством и славою, и продлил бог дни его.

Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима23 с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем”».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого24 — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им:

«Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею25.

Отец же его, великий князь Александр, возвратился из Орды от царя и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним.

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской»» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре, и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье26, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную27. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время.

И так прославил Бог угодника своего.

Примечания

1 Приточник — от слова «притча» — библейский царь Соломон, известный иносказательной формой своих рассказов.
2 Феодосия, мать Александра Невского, долгое время считалась дочерью известного князя Мстислава Удалого. В действительности дочерью Удалого была вторая жена Ярослава Всеволодовича, Феодосия же — третья.
3 Веспасиан Тит Флавий (9—79 гг.) — римский император. Будучи полководцем при Нероне, за два года покорил почти всю Иудею. Далее рассказывается об осаде Веспасианом крепости Иоатапаты во время Иудейской войны (66—73 гг.). Эпизод был хорошо известен в книжной среде Руси по многочисленным переложениям книги Иосифа Флавия «Иудейская война».
4 Западная страна — Ливония.
5 Слуги Божьи — орденские рыцари.
6 По библейской легенде, царица южноаравийского государства Савы, наслышавшись о необычайной мудрости Соломона, решила лично убедиться в достоверности слухов и совершила поездку в столицу Соломона — Иерусалим.
7 Андрей фон Фельтен — магистр Ливонского ордена.
8 Король страны Римской (католической веры) из северной земли — шведский король Эрик Эриксон (Картавый). В походе 1240 г. во главе шведского войска стоял, согласно русским летописям, не он, а его зять ярл Биргер.
9 Новгородский архиепископ Спиридон (1229—1249).
10 Песнотворец — имеется в виду библейский царь Давид, которому приписывается авторство одной из книг Библии — Псалтыри, состоящей из ста пятидесяти псалмов (песнопений).
11 Ижорская земля находилась в районе Невы и подчинялась Новгороду, часть ее населения приняла христианство. Имя «старейшины» в рукописных текстах передается в разных, но узнаваемых вариантах.
12 Насад — тип речного судна.
13 Шнек — вид судна.
14 Езекия — по Библии, тринадцатый иудейский царь, сын Ахава. В его правление ассирийский царь Сеннахирим захватил всю Иудею, непокоренным остался лишь Иерусалим. Согласно библейской легенде, при осаде Иерусалима и произошло чудо, о котором говорится в тексте.
15 Крепость Копорье, недалеко от Финского залива, была построена ливонцами в 1241 г. на земле, принадлежащей Новгороду.
16 Моисей — библейский пророк, выведший, согласно легенде, израильтян из Египта. На пути их в Палестину Амалик, вождь амаликитян, занимавших земли между Египтом и Палестиной, оказал сопротивление израильтянам. Только благодаря чудесному действию молитвы Моисея Амалику не удалось одержать победу.
17 Ярослав Владимирович Мудрый отомстил Святополку Окаянному за убийство братьев Бориса и Глеба. В 1019 г. на реке Альте, там, где был убит Борис, Ярослав разбил войско Святополка.
18 По библейской легенде, крепостные стены Иерихона, одного из древнейших городов Палестины, обрушились от криков и звука труб осаждавшего их израильского войска во главе с Иисусом Навином.
19 Хонужское и Варяжское — Каспийское и Балтийское моря.
20 Имеется в виду хан Батый. Александр ездил к нему значительно позже, в 1246—1247 гг.
21 Моавитяне — племя, враждебное израильтянам, жившее на территории Палестины, потомки Лота. Здесь: татары.
22 Неврюево нашествие на Владимро-Суздальскую землю произошло в 1252 г. Ханом Золотой орды в это время был уже не Батый, а Сартак.
23 По-видимому, речь идет об одной из попыток папы Иннокентия IV подчинить католическому Ватикану Русь: за переход в католичество Иннокентий IV обещал помочь Руси в борьбе против Орды.
24 Первый вселенский собор был в 325 г., седьмой — в 787 г. в Никее.
25 О результатах поездки Александра в Орду ничего не известно, хотя, возможно, ему удалось избежать посылки воинских контингентов к татарам, так как полки были под Юрьевом.
26 Александр Невский был погребен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. До середины XVI в. Рождественский монастырь считался первым монастырем Руси, «архимандритьей великой».
27 Во время обряда погребения читается разрешительная молитва о прощении грехов. Текст ее после чтения клали в гроб.0

XVIII век - непростое время для Русской Православной Церкви и, особенно, для монашества. Сотни обителей по всей Руси были в это время упразднены. И тем символичнее представляется факт основания в Петровскую эпоху одного из самых значительных русских монастырей - Алек-сандро-Невской Лавры.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Этот монастырь расположен на том месте, где святой благоверный князь Александр Невский разгромил шведскую армию, вступившую в российские пределы. Прошло почти 500 лет, и другой победитель шведов - Император Петр, прорубая "окно в Европу", основал обитель в память о своем великом предшественнике и небесном покровителе. По его замыслу, монастырь должен был освятить новую столицу - Санкт-Петербург.
В журнале Петра за июль 1710 года отмечено: "Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского". В 1713-14 годы на месте будущей Лавры выстроили деревянную Благовещенскую церковь, ставшую первым храмом новой обители, а затем началось строительство каменных храмов, продолжавшееся почти весь XVIII век. Петр I посвятил новоустроенный монастырь Святой Живоначальной Троице и святому благоверному князю Александру Невскому, честные мощи которого находились во Владимирском Рождественском монастыре, основанном в XII веке великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Рождественский монастырь во Владимире долгое время считался первым среди русских монастырей. В правление Царя Иоанна Грозного первенство перешло к Лавре преподобного Сергия Радонежского.
Петр Великий, желая возвысить Александро-Невский монастырь, а с ним и новую столицу, издал Указ, гласивший: "Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь".
11 апреля 1723 года древняя столица Руси г. Владимир огласился звоном колоколов. В этот день,
после совершения Божественной литургии, рака с мощами святого Александра Невского была помещена в ковчег и в сопровождении настоятеля Рождественского монастыря архимандрита Сергия двинулась, несомая руками, к северной столице России.
Некрополь Богородице Рождественского монастыря во Владимире. Гробница святого благоверного великого князя Александра Невского. Более четырех веков здесь находились его святые мощи
30 августа 1724 года, в третью годовщину заключения Ништадт-ского мира, святыня достигла Петербурга, где процессию встретил сам Император. Под пушечный салют и звон колоколов мощи были помещены в освященную к этому событию церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Когда закончилось строительство главного монастырского храма - собора Святой Живоначальной Троицы, - туда торжественно перенесли мощи великого князя. Над ними, в 1752 году, по указу Царицы Елизаветы Петровны, установили новую серебряную раку с надписями М.В. Ломоносова. В 1922 году мощи святого Александра Невского были кощунственно вскрыты и помещены в музей атеизма, а серебряная рака передана в Эрмитаж. Лишь летом 1989 года святыню возвратили Русской Православной Церкви.
А.В. ЕФРЕМОВ
СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ
Первым настоятелем Александ-ро-Невского монастыря Петр Великий поставил хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), который в 1720 году был рукоположен в сан митрополита Новгородского. С этого времени Александре-Невская обитель превращается в резиденцию новгородских, а затем и петербургских архиереев.
В 1797 году Император Павел I возвел своим указом Александро-Невский монастырь в достоинство Лавры. В древности лаврами именовались крупнейшие монастыри, такие, как обители Феодосия Великого и Саввы Освященного в Палестине или монастырь святого Афанасия на Афоне, часто именуемый Великой Лаврой. После монастырской реформы, проведенной Императрицей Екатериной II в 1763-64 годы, только две русские обители получили почетное наименование Лавры - Киево-Печерская и Троице-Сергиева. Третьей Лаврой империи стал Петербургский Александро-Невский монастырь, четвертой (1833 г.) - Успенская Почаевская обитель на Волыни.
ПОДВИЖНИКИ ЛАВРЫ
Горячий поборник всего нового, Император Петр I хотел видеть свой монастырь центром духовного просвещения России. По Высочайшему указу 1719 года при обители была создана первая в новой столице типография, в 1721-м -школа, в 1726-м, на ее основе, - семинария. В 1788 году Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную семинарию, а в 1797 году - в Александро-Невскую академию. По указу Императора Павла I новая академия, наравне с существовавшими Киевской и Московской, а также с новоучрежденной Казанской, стала высшим богословским учебным заведением.С ним связаны имена крупных ученых-богословов и историков Церкви. Так, в 1800-1804 годах префектом академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), будущий митрополит Киевский и Галицкий, крупнейший церковный историк первой половины XIX века. Другой выдающийся инок-ученый, знаменитый востоковед архимандрит Иоакинф (Би-чурин), в 1807-20 годы глава русской духовной миссии в Пекине, поселившись в Александро-Нев-ской обители, подготовил здесь к изданию свои труды. После кончины он был погребен на Лазаревском кладбище монастыря.
Главным украшением любой обители служат достигшие духовного совершенства иноки-аскеты. В Лавре начинал свой духовный путь Феодор (в миру Иоанн) Ушаков, ныне причисленный к лику святых. Десять лет, до перехода в Саров, провел старец в Петербурге, прославившись праведной бо-
гоугодной жизнью. Другими известными подвижниками Лавры были схимонах Досифей и его ученик Варлаам. Впоследствии Вар-лаам стал Тобольским архиереем, где снискал любовь и уважение
своей паствы. В начале XIX века получил большую известность лаврский старец Алексий. К этому схимнику перед отправлением в г. Таганрог приезжал Император Александр I. Войдя в келью, он увидел черный гроб. "Смотри, -сказал ему схимник, - вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго". Император имел разговор со старцем, после которого сказал сопровождающему его митрополиту Серафиму (Глаголеву): "Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца". Император, посещая святые места, часто беседовал с благочестивыми старцами.
АРХИТЕКТУРА ЛАВРЫ
Александре-Невская Лавра стала для новой столицы не только украшением духовным, но и художественным. Архитектурный ан-на. Симметрично Благовещенской церкви располагается Нико-ло-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для грузинских царей, проживавших в России. Кроме того, в Лавре действовали храмы: в честь Воскрешения Лазаря, во имя Архистратига Михаила, в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Сошествия Святого Духа, Тихвинской иконы Божией
1шм
самбль соответствовал самым высоким требованиям Северной Пальмиры. Первый "Генеральный план строения" монастыря сделал знаменитый зодчий Доменико Трезини. Из-за некоторого несоответствия проекта Трезини православным традициям строительство затянулось до конца XVIII века. Переработав проект Трезини, архитектор Швертфегер начал строительство монастырского Троицкого собора. Но по нововозведенным стенам собора пошли трещины, и его пришлось срочно разобрать. Нынешний собор начали строить в 1774 году по проекту Ивана Старова, и лишь через 16 лет, в 1790 году, этот величественный храм был освящен митрополитом Петербургским Гавриилом (Петровым). Грандиозная архитектура со-
бора сочеталась с богатством внутреннего убранства. Стены храма украшали не только иконы, но и картины знаменитых мастеров, среди которых были работы Рубенса, Ван Дейка, Менгса и даже образ "Моление о чаше", подаренный папой Пием VI Императрице Екатерине II, - ее последней дар Александро-Невской Лавре.
Всего в Лавре было двенадцать храмов. Старейшей монастырской церковью является выстроенная в 1717-22 годах по проекту Трезини двухэтажная Благовещенская церковь, верхняя часть которой освящена во имя святого благоверного князя Александра Невского. Церковь была усыпальницей для особ Царствующего Дома. Там покоятся Анна Леопольдовна, сестра Петра I Наталья Алексеев-
Матери, Успения Богородицы, храм во имя святителя Николая Чудотворца, преподобного Исидора Пелусиота и трапезная Покровская церковь.
Древнейшим монастырским кладбищем является Лазаревское, где похоронены видные деятели науки и культуры. В XIX веке возникло Тихвинское кладбище, в 1936 году почти полностью уничтоженное. К востоку, за Троицким собором, располагались Никольское и Братское кладбища, где и поныне происходят захоронения. В частности, там'упоко-ился подвижник недавнего времени митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).
После распада Советского Союза на территории Российской Федерации осталось две Лавры: Троице-Сергиева и Александро-Невская. Трудно переоценить их значение в деле духовного и государственного возрождения нашей страны. Ведь, по слову святителя Димитрия Ростовского, молитвами иноков Господь содержит мир сей.

См.также:
Житие Александра Невского в миниатюрах
Официальный сайт Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Александро-Невская Лавра и ее святыни
Н. А. Клепнин "Святой и Благоверный Великий Князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ"

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU