Во
вторник второй недели по Пасхе , которая называется Фоминой неделей,
Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения
усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник
отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость»,
причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников
- сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан
не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот,
радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над
смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль
о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита
Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью
стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах
усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства,
где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается
нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение
с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают
быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но
живых» (Мф. 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища
в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви:
вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не
совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому
пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости,
праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Как
поминают усопших в Дни Пасхи
Многие
в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких.
К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай
сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом.
Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих
пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского
чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать
усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после
Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание
о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением,
а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение
усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие
приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении
Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Как
вести себя на кладбище
Придя
на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном
смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при
поминовении усопших надо пригласить священника. (возможно совершение
специального чина
литии и мирянином)
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку
на могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять
на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком
язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Как
относиться к могиле православного христианина
Кладбища
- это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными
и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место
погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм
победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом,
начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в
определенное время они встанут из гроба.
Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать
ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник
блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся
к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится
здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя,
которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было
обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда
окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует
могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия
из гранита и мрамора.
Как
правильно поминать усопших
«Постараемся,
сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий,
вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями,
дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет
святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать
для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике
- все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей
постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых
дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы
усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует
прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего
для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание
на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку,
а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится
Тела и Крови Христовой.