История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
28 НОЯБРЯ - 06 ЯНВАРЯ

Перед сном маленький мальчик задумчиво спрашивает:
- Мама, Рождество - это день рождения Иисуса Христа?
- Да.
- А тогда почему Он нам дарит подарки, а не мы Ему?

О посте

Подошло время очередного многодневного поста. Вновь подходят те же прихожане с теми же вопросами, что они задавали во дни предшествующих постов. Как правильно поститься? Какую пищу вкушать? Можно ли рыбу, варенье (варенную пищу), растительное масло…
Итак, что такое православный пост? Задавшись этим вопросом, попробуем найти разъяснения в доступных источниках. Читаем заголовки: "Календарь постов и трапез", "Календарь Рождественского поста", "Советы постящимся", "Как питаться в Рождественский пост", "Рецепты кухни Рождественского поста"…
Прежде всего, бросаются в глаза указания о приеме пище: "что за день? - что едим?". Создается впечатление, что пост – это разновидность диеты. Многие уже нашли тому медицинское обоснование, так к нему и относятся. Но простите, если я физически здоров, то мне нет особой нужды в подобной профилактике. А если я болен, то пост во многих случаях мне даже противопоказан!
Накануне Рождественских праздников христиане обсуждают актуальную тему утери обществом смысла самих торжеств. Эта тенденция четко прослеживается в отношении к событию. Происходит подмена понятий, что уже находит отражение в самом названии зимнего праздника. Понятие "Рождество" (Christmas) заменяется на "Праздничные дни" (Season Holiday), единственным смыслом которых, является приобретение подарков. В этой суетной беготне по магазинам за подарками забывается о реальной нужде тех, кому они предназначены. Даже Голливуд отреагировал на эту нездоровую ситуацию, сняв детский фильм: "Как Гринч похитил Рождество". Правда, до Христа создатели картины так и не дошли, ограничившись напоминанием о том, что Рождество – это праздник сердец. Что все в этот день должны быть вместе!
К чему это я? К тому, что забывая суть праздника, мы теряем и суть подготовки к нему. Так в чем же суть православного поста?

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПОСТА – УСТРАНЕНИЕ ОТ ГРЕХА!

Святая Церковь учит, что грех – есть всяческое невоздержание. Соответственно, ему следует противопоставить воздержание, если мы стремимся к благодатному единению с Господом нашим и Спасителем.
Никто не станет спорить, что человеку необходимо, к примеру, спать или питаться, но излишество ему противопоказано. Следовательно, если для собственной пользы, человеку необходимо постоянно ограничивать себя даже в жизненно важных вещах, то что говорить о вредных наклонностях и привычках? Но причем здесь пища, если цель и смыл поста лежит в духовной плоскости?
Представим себе ситуацию, когда нам в общественном транспорте отдавили ногу. Наша реакция на это событие зависит от уровня воспитания. Невоспитанный человек может отреагировать в грубых выражениях, вежливый – промолчит… Но! Сдержится ли он от мысленного осуждения обидчика?
Итак, как мы видим, нам относительно легко укротить свое тело (свой язык), но намного сложнее сделать то же самое с душой. Если же тело наше распущено, то о душе говорить не приходится… Поэтому пост духовный следует сочетать с постом телесным, чтобы через тело управлять собственной душой. Святые отцы сравнивают телесный пост с маленькими уздцами, благодаря которым лошадь – большое и сильное животное, становится управляемым.
Что такое духовный пост? Порой, сложно провести четкую грань между духовным и материальным постом. Под духовным постом, прежде всего, следует понимать внутреннюю работу над собой. Воздержание от осуждения, пустословия, сквернословия, раздоров, развлекательных мероприятий... Пост даем всем органам чувств: ушам, глазам, языку. Не помрем мы, если не посмотрим телевизор или не сходим на концерт. Согласитесь, поход на танцы в дни поста, мягко говоря, слабо сочетается с пониманием сердечного сокрушения о своих грехах. Как говорится: "Делу – время, потехе – час!" И время поста мы посвящаем духовной работе над собой, настраиваясь на соответствующий лад приобщением к духовной литературе, укрепляясь Божественной благодатью в молитвах и таинствах церковных.
Пост материальный не сводится только к ограничению в пище. Как было сказано выше, даже органы чувств стараемся уберечь страстных переживаний. И во всем стараемся знать меру. Потому, как даже постные по своей природе вещи, могут быть не постны по своей сути. Например, сладости или хмельные напитки. По этой же причине, тем, кто в браке, надлежит на время поста воздержаться от супружеского общения. Пост можно сравнить с лечебными диетой и голоданием. Только в одном случае, воздерживаясь от пищи, мы лечим тело, в другом, избегая зла – врачуем душу.
Теперь, что касается постного рациона. По церковному уставу предписывается воздерживаться от пищи скоромной (т.е. животного происхождения). Если пост не строгий, в определенные дни благословляется вкушение рыбы.
Не обходится здесь без крайностей. Одни заявляют, что лучше проявлять сдержанность в скоромной пище, чем объедаться постной, т.к. отсутствие мясопродуктов в рационе ослабляет организм. Другие ограничивают себя даже в употреблении постного масла.
Сторонникам вкушения скоромного, хочется напомнить, что самые сильные и выносливые животные на земле слоны и лошади – травоядные. К тому же, даже многие медики, не будучи верующими, советуют соблюдать посты. Оказывается, Господь так премудро устроил, что время духовного оздоровления, способствует оздоровлению телесному. Дело даже не в том, что болезни телесные – есть следствие болезни духовной. Просто время от времени организму необходимо отдыхать от приема того или иного вида пищи. Чередуя переход с животного белка на растительный, организм вырабатывает разные ферменты. Таким образом он восстанавливается. По мнению специалистов, жителям холодных широт, вообще, в качестве основного продукта рекомендованы, не мясо, а хлеб и каша (из-за различных пропорций содержания белков и углеводов). Хочется еще сказать, что менее грешит тот, кто переедает постной пищи, чем вкушающий в меру скоромное. Потому, как все же ограждается от скоромной пищи, не лукавя безразборным вкушением.
Тем же, кто при приготовлении постом пищи руководствуется церковным уставом, советую не торопиться возлагать на себя "бремена неудобоносимые", проявляя "ревность не по разуму". Дело в том, что духовная практика нашей Церкви восходит к монастырским традициям. Надо помнить, что устав написан сотни лет назад для насельников монастырей – строгих подвижников благочестия, возжелавших жития постнического (отсюда, например, непонятное для мирян предписание хранить понедельник). Во всей своей полноте, он к мирским людям не относится. Более того, уставы многих современных монастырей допускают некоторое послабление в пище. Несколько странно выглядит, когда в миру устав соблюдается строже, чем в монашеских обителях. Это относится, в первую очередь, к вкушению растительного (постного) масла. Сухоядение мирянам не показано, поэтому вареная пища и растительное масло благословляется постом без всяких исключений.
Не секрет, что объективные обстоятельства или состояние здоровья не позволяют многим исполнить даже необходимый минимум, установленный Церковью. Путешествующим, болящим, учащимся, детям, беременным и кормящим мамам, военнослужащим и всем, находящимся на пансионном обеспечении, возможны различные послабления.
Если кто-либо желает взять на себя особый подвиг на время поста, либо, наоборот, из-за немощи требует послабления, следует подойти со своими нуждами к духовнику и испросить на то благословение.
Первую и последнюю седмицы поста благочестивые христиане стараются провести в максимальной строгости, причащаясь в конце Святых Тайн Христовых. Тем самым, достигая конечной цели поста – примирения и соединения с Богом! Время поста благоприятно для приобщения Божественной благодати в церковных таинствах. Но следует помнить, что пост накануне Святого Причастия должен быть строгим, даже если устав предполагает послабление. Особенно все стремятся причаститься в конце поста, дабы разделить радость праздника со всеми верующими и подвести итог, проделанной над собой, духовной работы. Причем, по благочестивой традиции стараются причаститься накануне праздника. Эта традиция является следствием рассудительного и благоговейного отношения к святыни, т.к. сложно не погрешить против благодати, полученной в таинстве – ведь праздник предполагает разговение и веселие. К тому же, есть вероятность не адекватной реакции организма на скоромную пищу после многодневного поста.
Так почему же у многих верующих искажаются лица, как от зубной боли, когда они слышат о предстоящем посте? Потому, что за внешней стороной забыли внутренний смысл поста. "Постимся постом приятным" – говорили святые отцы. Что же в нем приятного, когда приходится испытывать столько неприятностей? Будем помнить, что это время подготовки ко дню рождения Господа нашего Иисуса Христа. Не хорошо придти к Виновнику торжества с пустыми руками. Знаем ведь, что блаженнее давать нежли брать. Но… брать от Бога, у нас хорошо получается, а что касается давать… Что мы можем Ему подарить на праздник, что будет угодно Богу? Добродетели – плоды нашего покаяния, которыми мы должны украсить к концу поста свою душу и принести их к яслям Богомладенца Иисуса. Даже если наши подарки будут скромными и неказистыми, Господь примет их с радостью, и велика будет радость о каждом дарителе на Небесах!

Священник Андрей Иванцев

В начало страницы

Рождественский пост

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU