История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Невеста Христова
(краткий очерк из новой книги о схимонахине Серафиме)

Семейная фотография Софьи Ушакововй и ее родителей     19 июля 1875 года в Кашине (1) в благочестивой семье Илии и Марии Ушаковых, родилась дочь. Девочку во святом Крещении нарекли Софьей в честь святой мученицы Софии.(2) Девушка была хороша собой, высокая и стройная, знатного рода. Родители прочили дочери блестящее будущее, хорошее образование и выгодное замужество. Незадолго до свадьбы, обращаясь к родителям с просьбой об отсрочке решения на одну ночь, она сказала: - «Я из послушания родительского не пойду, но дайте мне одну ночь на раздумье. Хочу положить жребий(3), и что мне выпадет – замужество или монастырь, так тому и быть». По промыслу Божьему, девушке суждено было стать невестой Христовой. Родители смирились с Божией волей. Стали собираться в дорогу, и рано утром Софья Ильинична (будущая схимонахиня Серафима) в сопровождении родительницы покинула отчий дом, направившись в Филимоновский Княже-Владимирский женский монастырь.(4)

    Монастырь был основан в честь чудесного избавления от гибели императора Александра III и его семьи, при крушении царского поезда 17 октября 1888 года. В монастыреОн был построен по образцу Черниговско-Гефсиманского скита с подземной усыпальницей, верхним и нижним храмами (Троицким и преп. Сергия Радонежского). Его первой игуменьей стала княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская. По скорой блаженной кончине Веры Борисовны, указом от 18 июня 1893 года, была назначена новая игуменья Анастасия - монахиня Казанской Головинской обители. К ней, по всей видимости, и попала для беседы юная просительница. Глядя на знатную красавицу, игуменья поначалу высказала сомнение: - «Сможешь ли в послушании – у нас трудно…», но она была тверда в своем намерении посвятить жизнь Богу и, благословив дочь на монашескую жизнь, мать вернулась домой. В обители девушку приняли с любовью, дали послушание - приносить воду из колодца(5), расположенного в низине, к кельям. Пять лет София носила на коромысле в гору тяжёлые ведра с водой, и когда уже не смогла справляться с тяжестью по причине  нездоровья (ноги ослабели и почти не слушались ее), ей поручили сбор и заготовку на зиму грибов. В течение пяти лет она со смирением несла это и другие послушания. Есть так же сведения о том, что матушка была регентом монастырского хора… Первое время «кандидатке в послушницы» полагалось не только выстаивать многочасовые монастырские службы, вычитывать келейно молитвенное правило, но и со смирением нести бремя тяжелых послушаний. Если по истечении испытательного срока желание отречься от мира и всем сердцем служить единому Господу было по-прежнему неизменно, то, как правило, после многолетнего искуса, её постригали в рясофор, а затем в мантию.

    София же по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости переносила все с любовью и великим терпением, памятуя о том, что цель истиной христианской жизни состоит в стяжении Духа Святого Божиего,(6)а смирение(7) есть основа всех добродетелей(8), без которого невозможно спасение, тем более в монастыре. По прошествии многих лет тяжелого труда на послушаниях, она заболела и слегла в постель, с которой уже более не встала…К сожалению, нам неизвестно, когда и с каким именем София приняла постриг, когда Господь сподобил её дать монашеские обеты… Однажды зимой её, тяжело больную, без сознания, сестры повезли на санях к врачу. По дороге разыгралась сильная метель. Сани встряхнуло и больная выпала из них... Сестры спохватились ее не сразу…, и только после долгих поисков, матушку нашли занесенную снегом и сильно обмороженную. (С тех пор ноги и руки страдалицы сделались скрюченными, а тело покрылось язвами).  Божия избранница только чудом тогда осталась жива. Вероятно, именно после этого случая и состоялся постриг в схиму, а небесным покровителем подвижницы стал преподобный Серафим Саровский.

    В ноябре 1928 года монастырь закрыли, пришли красноармейцы…, монахинь и послушниц выгнали из Святой обители. Сестры разбрелись кто куда, некоторые нашли приют в близлежащих селах. В монастыре осталась только схимонахиня Серафима… В холодный ноябрьский день бедную страдалицу, лежащую недвижимо на железной кровати, представители власти вынесли за ограду монастыря в березовую рощу. Схимонахиня Серафима пролежала под открытым небом всю ночь, пока сердобольная отроковица Мария (будущая келейница старицы) не нашла её. Девочка упросила свою родную тетю Аполлинарию, которая жила в деревне Филимонки, неподалеку от монастыря, взять матушку к себе. Мария всей душой привязалась к схимонахине, с любовью ухаживала за нею, решив для себя, что никогда не оставит страдалицу. Схимонахиня успокаивала девочку, говорила: «Не волнуйся Мария, все будет хорошо...» Чтобы как-то заработать на жизнь, время тогда было тяжелое, она нянчилась с чужими детьми… По прошествии нескольких лет схимонахиня Серафима призвала ее и сказала, что пора ей подумать о замужестве. Из воспоминаний келейницы Марии (Кузнецовой): «Пришло время, матушка говорит: - Нужно замуж выходить... - Не хочу! - Надо, девонька». Вскоре по молитвам прозорливой старицы посватался к девушке Кузьма Кузнецов. Мария ответила жениху согласием, но при условии, что они не оставят матушку Серафиму. Юноша был не против, и после свадьбы они все вместе стали жить в доме Кузьмы в поселке совхоза Коммунарка. В 1940 году у Марии и Кузьмы родился сын, а в 1947 году – дочь. Мальчика назвали Юрой, а девочку в честь схимонахини - Серафимой. Старица помогала им, чем могла... Маруся с мужем оба работают, а она лежит, читает, а сама люльку с девочкой качает, качает…

    Тело приковано к постели, душа вознесена к Богу и открыта для всех страждущихДвадцать два года, до самой кончины схимонахини, Мария была ее келейницей. (Помогала ей также монахиня Татиана, а в последние годы Господь послал помощницу, Екатерину из Елоховского собора). Ухаживая за полупарализованной старицей, протирая скрюченные руки и ноги, обрабатывая гноящиеся язвы(9) на теле подвижницы, Мария каждый раз удивлялась ее мужеству и безмерному терпению, из уст которой вырывался не стон, а благодарение Господу за всё.

Из жизнеописания о схимонахине Серафимы Ушаковой «Православные подвижницы двадцатого столетия»: «За свою непоколебимую веру, неугасающую любовь к Господу и великое смирение страдалица удостоилась Даров Святого Духа: прозорливости и исцеления. Схимонахине Серафиме, столько лет страдающей от незаживающих язв, было дано свыше врачевать телесные болезни и раны духовные.
    По свидетельству современников, любвеобильная старица всегда была приветлива со всеми. Страдалица умела утешить, отогреть душу: «Смиренный дух её, покой душевный были удивительны! Сама всегда приветливая, в руках крест, на руке четки... Она - кому слово, кому водички со креста, кому маслица - врачуя духовные и телесные недуги».
    К прозорливой старице за духовным советом и молитвенной помощью приезжали страждущие не только из окрестных сёл, но и из Москвы. Тайно приезжали монашествующие и священники. От схимонахини Серафимы верующие люди уходили обновлёнными, забывая о своих переживаниях и недугах. По ее молитвам неразрешимые житейские проблемы решались как бы сами собой. Молитва прозорливой старицы выводила людей на путь истинный».

    Поселок Коммунарка, где жила семья Кузнецовых и несла свой молитвенный подвиг схимонахиня Серафима, многострадальная земля…. В годы безверья буквально насквозь пропитана кровью расстрелянных, замученных жертв политических репрессий.  Сколько вокруг расстрельных мест было, и не сосчитать. Здесь находится одно из самых крупных массовых захоронений жертв политических репрессий в Москве (спецобъект НКВД). В этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930- 1950-х годов. Вечная им память! Спустя годы правительством России было принято решение о передаче спецобъекта  в ведение Московской патриархии. В 1999 году премьер Евгений Примаков подписал соответствующее распоряжение. Патриархия же передала бывший спецобъект Свято-Екатерининскому монастырю. «Коммунарка» стала его подворьем…(10) В посёлке никогда раньше не было церкви. По милости Божией и по молитвенному ходатайству схимонахини Серафимы 7 июля 2006 г. состоялся чин закладки памятного камня в фундамент строящегося храма Преображения Господня. (11)

    Времена тогда были страшные… Всевозрастающее почитание схимонахини было настолько явным, что это тревожило  местные власти. Люди к ней тянулись всей душою, спешили за мудрым советом… «Бывало до сорока человек помещалось в ее небольшой комнатке. Молились и трапезничали сообща. С матушкою невозможно было расстаться. Дорого было каждое мгновение, проведенное с нею…»(12).  Несколько раз Кузнецовых предупреждали, чтобы они не пускали посетителей к старице, впоследствии, дело дошло не только до угроз. Схимонахиня Серафима скорбела о семье келейницы Марии, хорошо понимала, что так долго продолжаться не может, что их, в конце концов, могут выгнать на улицу вместе с малыми детишками… По промыслу Божиему с помощью схимонахини Гавриилы (в монашестве Татианы)(13) старицу Серафиму перевезли в деревню Жабкино.
    Келейница Мария поехала с матушкой, не оставила ее. Было это приблизительно в октябре-ноябре 1949 года, за четыре месяца до блаженной кончины матушки Серафимы. В деревне Жабкино, расположенной недалеко от Бирюлёво, прозорливую старицу часто посещали священники и верующие из Бирюлёвского Никольского храма. Перед кончиной матушка завещала похоронить её возле церкви. Она открыла настоятелю храма отцу Николаю (Перехвальскому), что после её смерти молитва у ее могилы будет помогать больным и страждущим.

    Приведём цитату из жития схимонахини Серафимы: «Господь даровал матушке таинственные откровения, по которым она знала имена людей, которые ещё только собираются к ней, их намерения, тайные пожелания и истинные нужды. Многое ведомо было ей о судьбах людских. Так ещё, за несколько лет до пожара, матушка сказала отцу Василию Моисееву (зная о тайном его намерении перейти в другой храм): «Не уходи, тебе еще храм строить». Так и случилось - именно он построил нынешний храм...»
    17 февраля 1950 года (в Прощеное Воскресенье) схимонахиня Серафима мирно отошла ко Господу. По свидетельству очевидцев: «По смерти расправились у матушки ручки и ножки. И лежала она покойно, строгая и светлая. Когда выносили из дома гроб, все увидели на небе огромный огненный крест». Отец Николай и отец Василий (бирюлевские батюшки),  перевезли тело схимонахини Серафимы в храм.

    «Мы всю ночь читали над гробом новопреставленной Псалтирь, - рассказывает Анна Петровна Виноградова. Утром приехали монашествующие, священнослужители, духовные чада старицы, все те, кто почитал великую подвижницу. Отпели её по монашескому чину. Гроб с телом схимонахини Серафимы обнесли вокруг храма и захоронили за алтарной частью. На могиле поставили её келейный крест, (14) пред которым она возносила свои молитвы ко Господу... (На 40-й день по блаженной кончине старицы, келейнице Марии приснился сон, что стоит схимонахиня Серафима «в свете на амвоне бирюлёвского храма», а рядом с ней она - Мария. Схимонахине Серафиме говорят: «Это самое Ваше место - понятно, но что тут делает Мария?» Старица отвечает: «Она служила со мною Богу 22 года»).

    В 1977 году по проекту застройки микрорайона Бирюлёво – Западное, Бирюлёвское кладбище должны были уничтожить. С изменением границ церковной территории несколько дорогих могил оказались за оградой на проходном месте. Настоятель Никольского храма, отец Василий (Моисеев)(15) добился разрешения на перезахоронение останков старицы Серафимы и ещё нескольких человек на территории церкви, возле нового храма. Перезахоронить старицу было поручено отцу Алексию (Байкову).

    В июле 1979 года, после почти тридцатилетнего пребывания в земле, тело схимонахини подняли из могилы и переложили в новый гроб. По свидетельству очевидцев: «Одежда схимонахини Серафимы была цела, мощи нетленны. Лишь кипарисовый крест выпал из её рук». Отец Алексий (Байков) вложил этот крест в руки угодницы Божией. А. П. Виноградова взяв несколько щепочек от гроба матушки, бережно хранила их все эти годы и теперь с радостью передает эту святыню в Никольский храм. Больше полувека прошло со дня блаженной кончины  схимонахини Серафимы, но и по сей день, совершаются чудеса по ее молитвам за всех притекающих к ней:

    «Матушка Серафима является покровительницей нашего храма, - свидетельствует священник Константин (Кобелев), помогающей нам и в большом и в малом. Когда понадеешься на свои силы, даже простые дела не получаются. И наоборот, когда обратишься к ней на могилке, то по её молитвам решаются самые сложные вопросы».

    По молитвам старицы оставляют душевное уныние, печаль и скорби… о. Николай (Мартинкевич), будучи студентом института, однажды пришел к ней на могилку, помолился и попросил матушку: - «Помоги мне исцелиться, матушка Серафима! Если поможешь, я стану священником». У него была очень страшная болезнь позвоночника. Он лежал пластом, мучили сильные боли». Господь исцелил Николая, по молитвам старицы Серафимы. По промыслу Божиему ему предстояло принять священство и восстановить в селе Сосенки разрушенный храм (16), который был закрыт в начале 30-х годов. Местные власти устроили в нем машинно-тракторную станцию. В годы войны в храме располагалась хлебопекарня, а с 50-х годов - завод фруктовых вод. По просьбе верующих, летом 1993 года храм был возвращен Русской Православной Церкви. По молитвам матушки получила чудесное утешение р.Б. Ксения В.: «…слезы сами покатились по моим щекам, словно внутри возник, открылся источник слез…, и я стала плакать от всего сердца… Все то, невыплаканное горе накопившиеся за все эти долгие годы, выплеснулось через край…. Так я сидела в полном одиночестве и плакала…, плакала… И в какой-то момент мне стало на сердце легче от этих слез, словно выплакала я всё…, отпустила меня печаль. Такого со мною никогда не было. Спокойствие, мир, утешение, радость коснулись моего сердца…, и мне стало легче».

    О чудесном возжжении свечей на праздник Святой Троицы свидетельствует р.Б. Ольга: - «…на душе стало радостно и светло от сознания того, что и по смерти схимонахиня Серафима нас слышит и молится о нас у Престола Божия…»

На могилке матушки Серафимы    В издании книги о подвижнице, несомненно, виден промысел Божий, прославляющий Святых Своих!  Схимонахиня Серафима Ушакова (Бирюлёвская), чье имя неразрывно связано с историей храма Святителя Николая Чудотворца Мирликийского,  как во время земной жизни, так и после своей блаженной кончины не оставляет всех чтущих её, прибегающих  за помощью и утешением. «Матушка в нашем храме живая никогда не была», - говорил отец Николай (Перехвальский), но вполне исполнилось ее желание быть похороненной возле Никольского храма. Наша духовная связь с нею непрерывна! Велико молитвенное ходатайство схимонахини Серафимы перед Господом за православных людей, проживающих в Бирюлево, а возвращение такой святыни, как частица гроба схимонахини Серафимы – видимый знак того, что Божие благословение и её молитвенное предстательство перед Богом за всех особенно ощутимо!

    По сей день, к старице Серафиме на могилку приходят верующие люди: одни просят о помощи, другие приходят за советом, просят благословения, третьи благодарят за исцеление, быструю помощь в сложных жизненных обстоятельствах». «…Если вы пришли на могилку к святому или обратились к нему в молитве, он уже молится за вас и за весь ваш род, роды родов», писал иеромонах Василий.

Схимонахиня Серафима, моли Бога о нас!

    В настоящее время готовится материал к прославлению схим. Серафимы Бирюлёвской. Просьба ко всем православным людям, лично знавшим старицу Серафиму, ко всем, кто, узнав о старице недавно, мысленно обращался к ней за молитвенной помощью и вскоре получал просимое, предоставить записанные свидетельства настоятелю храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлево, протоиерею Виталию Тогубицкому. Москва, 117546, Булатниковский пр., 8А.

 

1.Вероятно, имеется ввиду г. Кашин (Тверской области). В этом случае склонение допустимо. У с. Кашино (Волоколамского р-на, Московской области), в название склонение не допустимо. Утверждать же с полной уверенностью город или село является точным местом рождения будущей схим. Серафимы, не берусь. Так как свидетелей тех событий давно уже нет в живых, и сие ведомо только Богу.

2.Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 17 (30) сентября.

3. Упоминание о жребии есть в житие Преподобного Кукши Нового. Он благословлял класть жребий: «Когда не знаешь, как в жизни поступить, положи жребий: напиши две записочки («сделать так-то» и «не делать так-то»), скатай каждую в трубочку, положи под икону и прочитай акафист Матери Божией, а потом вынимай, не глядя, любую записку. Что в ней написано, то и выполняй. Но смотри, если положишь, да не выполнишь (!..)», — и о. Кукша строго погрозил пальцем. Источник: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=137

4. С годами монастырь разрушился. Требуется помощь в его восстановлении. В настоящее время дейтсвует предел преподобного Сергия Радонежского. Настоятель протоиерей Димитрий Кувырталов (по совместительству). Добраться можно на общественном транспорте от м. "Юго-Западная" авт. №611 до ост. "Совхоз Московский", далее местным авт. №420 до ост. "Филимонки".

5.Овраг и колодец сохранились до нашего времени.

6.Из беседы преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни: Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божиего…

 7. Слово "смирение" имеет в своей основе слово "мир". Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми. Протоиерей Вячеслав Тулупов "Православие и Мир".

8.Есть семь разных деланий и расположений, возводящих к смирению: молчание, смиренное о себе думание, смиренное говорение, смиренное одеяние, самоуничижение, сокрушенное состояние духа и последность (иметь себя во всем последним). Отечник

9.У длительно лежащих больных, на участках тела, которые подвергаются систематическому давлению, образуются пролежни - язвенно-некротические и дистрофические изменения тканей.

11. Приход нуждается в помощи. Адрес: 142770, Московская область, Ленинский р-н, п. Коммунарка, д. 22а. Настоятель иерей Михаил (Котик). Тел . 8 926-254-64-65, 8 (477) 361-21-62. E-mail: kommunarka@narod.ru . Добраться можно на общественном транспорте от метро "Тёплый Стан", автобус 895, остановка: Совхоз "Коммунарка".

12. «Подвижники благочестия». Автор-составитель О. М. Ляховец. Москва – 2001. Издательство «ИНТО».

13. О схимонахине Гаврииле (в монашестве Татианы) известно очень мало… Из воспоминаний дочери келейницы Марии, Серафимы Кузьминичны: У схим. Гавриилы была очень большая икона «Споручница грешных», которая чуть не сгорела во время пожара. В доме в Филимонках начался пожар… Схим. Гавриила икону схватила в охапку и на улицу выскочила. Дом сгорел, а икону она спасла. Икона эта потом пошла... на станцию Лобня, там батюшка был, Владынский…, он ее взял к себе на сохранение).

14. В народе живет предание, что крест этот матушка спасла от поругания во времена гонения. (Ранее крест находился в алтаре Княже-Владимирского женского м-ря на горнем месте). Однажды придя на могилку подвижницы (в то время я собирала о ней материал по заданию издательства), повстречала там пожилого мужчину, который рассказал мне следующее: когда повсеместно закрывали и разоряли монастыри и церкви, крест передали схимонахине Серафиме на хранение. Дочь келейницы Серафима поведала мне также, что у матушки на хранении были икона и монастырские книги. После кончины схим. Серафимы монастырская чудотворная икона «Скоропослушница» была передана отцу Феодору…, в Дмитров, монастырские книги у отца Николая в Черкизове. Дивные духовные сочинения матушки, которые она писала, приспособившись своею скрюченной рукою, у некой Валентины, работавшей в бухгалтерии Данилова монастыря. (Со слов дочери келейницы Серафимы, она, взяв их на время, так и не вернула. Умудри ее Господи!) О том, что крест находился у матушки, в д. Филимонки, в п. Коммунарка и в д. Жабкино, свидетельствует и А. П. Виноградова: «После кончины, когда перенесли гроб с телом матушки в церковь, он в храме был всю ночь, а потом его отец Николай на могилу ей поставил. Это ее келейный крест».

15.Протоиерей Василий Моисеев за пастырское служение удостоен креста с украшениями, орденов Святого Князя Владимира III и II степени и Преподобного Сергия Радонежского III степени.

16.Казанская церковь в Сосенках, дата основания в 1672 г. Дата постройки последнего здания в 1887-1897 г.г. по проекту С. К. Тропаревского. Главный престол Казанский (в XIX в. - Успенский), в трапезной Никольский и Александро-Невский приделы. Внутреннее убранство новое. Адрес: Московская обл., Ленинский р-н, с. Сосенки, д. 15А. Добраться можно на общественном транспорте от метро «Теплый стан», автобус 531, 577, 508, 512 или маршрутным такси до ост. Сосенки-1.

© Храм Свт. Николая Мирликийского в Бирюлёво
© Автор-составитель Татьяна Велк-Угланова

К заглавной странице В начало страницы

См. также: Схимонахиня Серафима (Ушакова, Бирюлевская). Xpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU