История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Преображение Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа

   Значение события Преображения.
Его связь со Страстями.

Место Преображения Христа в Евангелии не указано, говорится только, что оно совершилось на горе. По преданию Церкви местом события была гора Фавор. Событие Преображения описано у евангелистов-синоптиков (Мф. 17;1-13, Мк. 9;2-8, Лк. 9; 28-36).

Незадолго перед Своими страданиями и смертью для утверждения Своих учеников в вере Иисус Христос благоволил телесно, видимо явить им славу Своего Божества и через то показал им, что Его страдания и смерть будут вольные, и что Он есть Тот Самый Избавитель Израиля, Который был обещан пророками. Взяв апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Он возвел их на вершину Фавора и сделал их свидетелями Своего Преображения: когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, и одежды стали белыми, как снег. Но не свет видимого солнца озаряет Христа, а свет Божества несозданный, неописуемый. Ученики не могут вынести сияния Его Лица, даже белизны Его одежд и падают ниц в страхе.

С преобразившимся Христом беседовали явившиеся к Нему во славе Моисей и Илия – два ветхозаветных пророка. Беседа пророков Моисея и Илии с Христом должна была ободрить апостолов и укрепить их веру в Христа ввиду предстоящих Спасителю крестных страданий. Апостолы думали о страданиях своего Учителя, как о Его унижении и позоре, пророки же называли это славой, которую Он намерен явить в Иерусалиме.

В порыве духовного восторга, охватившего сердца учеников, Петр воскликнул: ''Господи! хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии''(Мф. 17,4). Не успел еще Петр договорить, как светлое облако осенило находившихся на горе, и из облака раздался Божественный глас: ''Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!''(Мф. 17,5). Ученики Христовы получили с самого неба подтверждение истинности видения Божественной славы Христовой - Сам Бог Отец свидетельствовал о Христе как о Своем Сыне, призывая всех слушать Его.

Последовав за Христом, ученики Его не были чужды чаяний тех же радостей земных, к которым так стремятся все люди. Они в начале думали, что Христос даст им радости земные, обеспечит довольство жизни земной. Ученики Христовы были проникнуты нетерпеливым ожиданием, когда Христос откроет на земле Свое славное царство? Когда подобные обманчивые ожидания возросли с особенною силою, Господь и восхотел показать ученикам Свою Божественную Славу, дабы духовно изменить Своих учеников, открывая истинный путь к славе. Чтобы не поколебалась их вера в Его Божественную силу при виде того, как Он всячески уклоняется от явления Себя миру (Ин. 6,15; 7,1), и напротив, терпит все большее уничижение от людей и гонения от врагов , Он хочет показать ученикам, что скрывает Свою Божественную Славу по особому смотрению – указуя, что в истинную радость люди по грехопадении могут быть введены только через страдания. Господь хочет предварить Свои страдания явлением Своей Божественной Славы, чтобы показать, что эти страдания добровольны, что они не умаляют Его Божественной Славы, которою Он всегда мог бы от них избавиться, что Его страдания необходимы для искупления людей.

Это видение преобразившегося Христа было безмерно сладостным для очей, услаждало сердца блаженством, которого ученики Христовы не могли описать. И возглас Апостола Петра - это предвкушение райской радости, блаженства будущего века, неизреченной радости Царствия Небесного, с которою не могут сравниться никакие радости земли. В Преображении Христа показывается и наше преображение - то, каким будет человек в вечности, если облечется во Христа, будет жить со Христом и во Христе.

Преображение Спасителя было откровением высшего благодатного состояния "Царства Божия, пришедшего в силе." На Фаворе засиял не физический, а духовный свет божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов спала пелена, закрывавшая от них духовный мир, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе.

Преображение было явлением славы, но ударение в Преображении ставится не на славе, а на Страстях.

Смысл Преображения - явление славы в предварении Страстей и путь Христа есть путь Cтрастей, приводящих к славе.

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа и Его добровольные и истинные страдания ради нас и нашего спасения.

Тропарь Преображению Господню

 Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавши учеником Твоим Славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе

Господь показывает ученикам Свою Славу в Фаворском Свете, который есть Свет Божества, это - Господний, благодатный Свет. И Святая Церковь исповедует Христа как "Свет от Света " (Символ веры) и поет Ему: Свет Твой присносущный , то есть вечно сущий, как Ты, как Твоя природа; а Божье открытие людям Церковь называет поданием Света: Ты, Господи, Светодавче.

Святой Григорий Палама говорит, что этот "свет Преображения не начинался и не кончался "

 

Кондак Преображению Господню

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирове же проповедят яко Ты еси воистину Отчее сияние.

В этом коротком гимне Преображение связывается со смертью на кресте: «Егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Восхождение на гору Фавор, предваряющее Преображение - это подготовка учеников к восхождению на другую гору - Голгофу.

Кондак Преображению подчеркивает, что ученики видели Божественную славу Христа "якоже можаху"(то есть насколько они могли вместить в себя это событие) для того, чтобы "егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, - чтобы они поняли, когда увидят Христа распинаемым, что Он страдает добровольно. Именно добровольные страдания, а не естественно неизбежные.

Христос с момента воплощения и "даже до смерти" добровольно и полностью взял на Себя последствия нашего греха.

Слова в кондаке: «да егда Тя узрят распинаема», соответствуют словам Господа, сказанным ученикам за шесть дней до Преображения на горе и повторенным непосредственно после Преображения: «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 21; 17, 9, 22).

Преображение Господне было столь величественно, что апостолы Христовы могли видеть его только отчасти, насколько позволяли им их чувства. Оно озарило души апостолов духовным светом, просветило их ум познанием Божественного достоинства Спасителя и утвердило их в вере на исполнение всех обещаний Господа. И ученики Христовы, "уразумев вольное страдание", добровольную жертву, принесенную Иисусом на Кресте за нас, грешных, "мирови проповедали" - рассказали всему миру, что Бог есть Любовь, а Любовь - это Крест.

 

Используемая литература:

1. Еп. Григорий (Лебедев) “Толкование на Евангелие от Марка “

2. В.Н.Лосский ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ "ОБРАЗ БОГА" И "ОБРАЗ РАБА"

3. Еп. Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское Поколение

4. Епископ Александр (Милеант) “Преображение Христово.Явление Царства Божия ”

5. Сщмч. Фаддей (Успенский). Преображение Господне

 

 

 

 

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU