История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Протоиерей Философ Орнатский.
Саровские поучения.

 

2. О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом
Поучение, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни
15 июля, за ранней литургией

Как хорошо делают, братие, те из нас, кои, прибыв в Саров для поклонения преподобному отцу нашему Серафиму, стараются здесь причаститься святых Христовых Тайн! Пройдет несколько дней, и все мы отправимся в дома свои, и кто понесет отсюда на память о преподобном его образок, кто - просфору, кто - водицы из его источника, масла из лампады, сухариков из дальней пустыньки. Как святыню, дорогую по воспоминаниям, цельбоносную по вере в дерзновение пред Богом святого старца, понесем мы сии дары, чтобы поделиться саровскою святыней и со своими сродниками и близкими. Но превыше всякой святыни сподобятся здесь дара небесного и унесут его с собою те из нас, кои вкусят с верою «хлеба жизни».
К вам, братие-причастники, нынешнее слово мое. Как оскудела духом жизнь наша, как мало в ней проявлений благодатного духа и как она суетна, мелочна, скучна! Мы не находим в ней удовлетворения и мечемся по сторонам, чтобы найти покой душам нашим. Не оттого ли происходит это томление духа, что вся жизнь наша ушла в заботы о куске хлеба, что мы оторвались от небесной жизни, которой сподобляются подвижники и на земле?
Господь Иисус Христос учил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6, 27). А эта пища есть хлеб жизни: «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда » (35); «ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (51). «Плоть Моя,- говорит Господь далее,- истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», так что «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», и он «имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (54-56).
Таков дар Господа Иисуса Христа людям! Не может быть ничего выше этого дара: чрез него Господь вводит нас в теснейшее личное общение с Собою, приобщает нас Своей Божественной жизни, дает залог блаженной вечности. И не только обещал Господь дар сей, но и действительно принес на землю, когда на Тайной вечери сказал Своим ученикам: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое»... «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26,26-28), и причастил их Своей Божественной Плоти и Крови.
С тех пор святая Церковь за каждою Литургиею, как мать, зовет нас к чаше жизни: «Со страхом Божиим и верою приступите». Но, увы! Редко кто приступает, почти всегда одни лишь младенцы. Тогда Церковь, снисходя к нашей немощи, учредила четыре поста, дабы мы очищали себя покаянием и освящались причащением в четыре времени года, но и в посты христиане нашего времени не чаще причащаются. И вот Церковь зовет всех нас вкусить хлеба жизни хотя один раз в год, но, о горе! Многие и единожды в год не причащаются, год от году оскудевая духом. Я говорю не только об отщепенцах Церкви - о раскольниках и всякого рода сектантах, кои лишили себя благодати таинств. Нет! Я говорю о христианах, именующих себя православными, кои однако, по слову святого Апостола, «имеют лишь вид благочестия, силы же его отверглись»[1 Примечание].
А между тем какую великую силу имеет для причастников святое Таинство! Оно преобразует человека, очищает, освящает и обожает его. Все вы, конечно, слышали о досточтимом пастыре отце Иоанне Кронштадтском: как все почитают его, обращаются к нему с просьбами о молитвенном ходатайстве пред Богом, влекутся к нему, как железо к магниту, и получают по вере исцеления... Чем же сам он объясняет это влечение к нему людей всех возрастов и положений? Да тем, что он ежедневно с сердечною верою и умилением совершает Божественную литургию и ежедневно причащается, соединяясь со Христом Господом, Который и творит чрез него все великое и достославное...
Блаженны же вы, братие, кои и дома причащаетесь у своих пастырей и здесь дерзаете вкусить от трапезы Господней. Вы пришли в Саров, как бы в гости к преподобному, и хотели бы быть достойными его милостей. Вы избрали для снискания его благоволения наилучший способ: соединяясь со Христом, вы во Христе единитесь и с ним. Вот как он учил о причащении: «кто приобщается, везде спасен будет. А кто не приобщается - не мню».
Помните лишь, братие, что приобщение Святых Тайн, вводя нас в общение со Христом, требует от нас и подготовительного подвига. Вы, конечно, сознали грехи свои, крепко пожалели о том, что содеяли их, покаялись в них и прияли разрешение от пастыря, получившего власть вязать и решить грехи человеков. Благо сделали вы, но сейчас, когда «со страхом Божиим и верою» приступите к чаше жизни, еще раз со всею ясностью и твердостью исповедуйте, что Христос есть Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, что это есть Пречистое Тело и животворящая Кровь Его, и молитесь - да простит Он вам грехи и сподобит неосужденно причаститься Святых Тайн. Тогда угль Тела Господня коснется уст ваших и отымет Господь беззакония ваши и грехи ваши очистит, и вы почувствуете в Господе свое родство с угодником Его, святым Серафимом и, напутствуемые его молитвами и благословениями, обновленные духом и успокоенные, пойдете в дома свои. Аминь.

См. 2 Тим. 3,5.-Ред. Вернуться к тексту

1. Святой Серафим - идеал жизни во Христе Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть 3. О  любви к Матери-Церкви, породившей любимое чадо - святого Серафима

См.также:

Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения.О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU