Когда
священник Леонид Чичагов (будущий священномученик) впервые
приехал в Саров и Дивеево, он посетил монахиню Пелагию (в
миру Параскева, Паша). Едва лишь он вошел к ней в келию, как
она воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно
поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты
доложил Государю, что наступило время открытия его мощей,
прославления". Отец Леонид был очень смущен этими словами,
т.к. не видел возможности исполнить возлагаемое на него послушание
- добиться аудиенции у Царя. На что Паша сказала: "Я ничего
не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный".
Вернувшись
в Москву, отец Леонид долго обдумывал услышанное им в Дивеево,
как вдруг его поразила мысль, что можно написать книгу о преподобном
Серафиме, использовав все доступные воспоминания и документы и
преподнести ее Государю Императору. Будущий автор книги был уверен,
что она будет прочитана Царской Семьей, поскольку он знал о бытовавшем
среди Них благочестивом обычае: Государь Супруга и Дети собирались
за вечерним чаем и при этом читались книги духовного содержания.
Воодушевленный этими соображениями священник с усердием принялся
за работу. По промыслу Божиему, у него умерла жена и он принял
монашество с именем Серафим, стал архимандритом крупного монастыря.
Когда книга летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, которая и
до сегодняшнего дня остается лучшим жизнеописанием преподобного
Серафима Саровского, архимандрит Серафим сподобился чудесного
видения. Будучи в Сарове, он правил гранки будущей книги. Когда
он закончил эту работу и поставил последнюю точку, вдруг входит
к нему в келью сам преподобный Серафим Саровский, подходит к нему,
обнимает его и целует, благодаря за проделанный труд, и говорит:
"проси у меня все, что хочешь". Архимандрит Серафим находился
в таком состоянии, что не понимал, на небе он или на земле, и
смог лишь сказать: "Батюшка, хочу быть там, где ты". Книга
была издана в 1896 году, преподнесена Государю и, в дальнейшем,
все произошло так, как и надеялся автор книги. Ознакомившись с
жизнеописанием батюшки Серафима, Царственные Супруги стали горячими
почитателями Саровского Чудотворца.
Новая
икона :
cвятой страстотерпец Царь Николай
принимает от священномученика Серафима (Чичагова)
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
Увеличить
В
то же время, несмотря на многочисленные свидетельства чудес, происходящих
по молитвам Серафима Саровского, он еще не был прославлен Церковью.
Объясняется это тем, что начиная с 1700 года Русская Православная
Церковь управлялась не Патриархом, а Священным Синодом, и в этот
период было мало канонизаций святых. Прославить нового угодника
в таких условиях было очень сложно. В
связи с этим в 1902 году архимандрит Серафим решился обратиться
непосредственно к Государю, который был, в соответствии с Основными
Законами Российской Империи, "верховным защитником и хранителем
догматов господствующей веры". Архимандрит Серафим был всемилостивейше
принят Государем Императором Николаем Александровичем, и убедил
Его в необходимости поставить на заседании Святейшего Синода вопрос
о скорейшем прославлении Серафима Саровского в лике Святых. Несмотря
на определенные возражения, связанные с причинами, указанными
выше, вера и настойчивость Царя взяла верх. Между прочим, Комиссия
по обретению святых мощей Серафима Саровского обнаружила что тело
его истлело, и остались только кости. Каждая косточка была подробно
описана. Были указаны те повреждения, которые были нанесены нападавшими
на Преподобного крестьянами. Противники канонизации думали, что
такие подробности заставят Царя изменить своей решимости к прославлению,
однако Государь на акте Комиссии "прочел с чувством величайшего
благоговения. Получив акт освидетельствования мощей с Царской
резолюцией, Св. Синод принял деяние, на основании которого Саровский
старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной
Церкви.
Торжества
по случаю прославления преподобного Серафима состоялись в 1903
году 15 июля/1 августа. Св. мощи Преподобного нес Сам Государь
Император... Через 3 года родился Наследник Цесаревич Алексий. Батюшка
Серафим не забыл прославивших его в земной Церкви. Еще будучи
на торжествах в Дивееве, Государь получил письмо от преподобного,
которое было подписано "Царю, который приедет в Девеево". Как
считают, в этом письме была описана вся дальнейшая жизнь Царской
Семьи. Это откровение было тяжелым, но, как показало время, оно
помогло святым Царственным страстотерпцам достойно выдержать выпавшие
на их долю тяжелые испытания и сподобиться неувядаемого венца
славы в Царствии Небесном. Прославил Преподобный Серафим в лике
священномучеников и Серафима Чичагова. Для того, чтобы стать в
Царствии Небесном рядом с Батюшкой, митрополит Серафим сподобился
мученического венца и был расстрелян 28 ноября/11 декабря. Священномученик
Серафим Чичагов был причислен к лику святых Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви 18/23 февраля 1997 года. О канонизации
Царя было много споров. Сейчас, когда это великое деяние совершилось,
может быть, кто-нибудь из нас думает, что причиной канонизации
являются плакаты, митинги, собрания. Это дело совершено Господом,
первым же исполнителем Божьей воли среди людей в деле прославления
Царственных Страстотерпцев явился, веруем, преподобный Серафим
Саровский.
Обновления к 100-летию прославления преподобного
Серафима 01.08.2003
Завершен
цикл интернет-трансляций с торжеств, посвященных празднованию
100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского.
На страничке прямых
интернет-трансляций можно посмотреть видеозаписи этих торжеств.
На нашем сайте:
Новая
икона:
Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика
Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
1. Житие Серафима Чичагова: На days.ru часть
1часть
2
2. О священномученике Серафиме(Чичагове) - в нашем календаре Новомучеников
3. МАТЕРИАЛЫ НА НАШЕМ САЙТЕ:
Новая страничка
о Преподобном Серафиме - здесь его житие, иконы, путешествия
по Серафимовым местам, статьи и книги о нём. (Напр. "Великая
Дивеевская тайна")
Летопись
Серафимо-Дивеевского монастыря (права издания принадлежат семье
Чичаговых). Составил Архим. Серафим.- С.Пб., 1993.- 851 с.- репринт.
Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники
благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания
и материалы к ним. Тверь, 1996. кн. 2, с. 425 -429.
-------------------
22 декабря 2000
года прославлены как местночтимые Новгородской епархии:
Преподобная схимонахиня Александра - день памяти 13/26 июня