5.
О смирении.
Слово, произнесенное в четверг, 17 июля, за поздней литургией в
соборе «Живоносный Источник»
Поминайте
наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на
скончание жительства подражайте вере их.
Евр. 13, 7
Сегодня
и завтра - последние дни, в которые мы будем молиться о преподобном
Серафиме, как об обыкновенном человеке,- молиться о прощении грехов
его, о вечной памяти. К молитвам иноков Саровских о преподобном
сегодня присоединят свои молитвы и «сироты Дивеевские», пришедшие
на торжество с иконою Умиления Богоматери, пред которою скончался
на молитве преподобный, и инокини Понетаевские. Они оставили обители
свои, в которых давно молитвенное поминовение преподобного чередуется
с акафистным пением ему, в духе веры и любви к нему, своему основателю,
отцу и руководителю, чтобы на месте его подвигов соединить свои
молитвы с всенародными молитвами о преподобном. Есть что-то трогательное
в сознании, что это - последние наши молитвы, знаменующие перелом
в отношении к преподобному, переход к дням его ублажения. Отселе
уже не будет возноситься фимиам кадильный за упокой души его, упокоившейся
в Боге, уже не раздастся пение «вечной памяти», которую он имеет
в церкви Божией и в сердцах народных.
Но, братие, с прекращением молитвенного поминовения преподобного
по чину поминовения усопших, тем большую обязательность для нас
получит другой способ поминовения его -чрез испрошение его молитвенного
ходатайства пред Богом и подражание вере его. Святой Апостол советует
нам, взирая на конец жития святых, подражать вере их. И я хочу,
братие мои, осветить пред вами одну черту в житии христианских подвижников,
в частности и преподобного Серафима, которой нам следует подражать,
без которой нет истинного христианства. Я разумею добродетель смирения.
Смирение есть душа христианства: на ее основе всякая добродетель
расцветает пышным благоуханным цветом, без нее же никакая добродетель
не имеет ни цены, ни достоинства. Великая добродетель - молитва,
царица добродетелей: но молился гордый фарисей и был осужден, смиренный
же мытарь был оправдан. Так даже любовь, совокупность совершенства,
если она не проникнута духом смирения, осуждается Господом. Вспомните
Его осуждение фарисейской милостыни, лицемерного поста. Смирение,
в ряду добродетелей христианских, можно уподобить полю, покрытому
ковром прекрасной пышной зелени, среди которой по местам ласкают
взор сочные, блистающие всеми красками, благоуханные цветы. Общий
фон поля, расстилающаяся ковром растительность - это смирение, растущие
на нем цветы - другие христианские добродетели. На сухом, каменистом
поле - тощие и цветы или их нет совсем, на поле тучном, возделанном
- глаз не отдохнет от множества и разнообразия цветов. Можно сказать,
что без смирения нет добродетели, ибо «без Меня не можете творить
ничего доброго», сказал Господь, а «Бог гордым противится, смиренным
же дает благодать».
Обратимся ли к высочайшему примеру Самого Господа, Начальника и
Совершителя нашей веры, мы увидим, что и для спасения нашего Он
употребил смирение. Он, Бог совершенный, Творец неба и земли, снизошел
до принятия образа человеческого, дабы вознести людей до образа
и подобия Своего. И этого именно желает нам святой Апостол, когда
пишет Филиппийцам: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе,
Иже, во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу,
но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом
обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив был даже до смерти,
смерти же крестныя» (Флп. 2, 5-8).
Вспомним ли величайшую из жен, честнейшую Херувимов и Славнейшую
Серафимов Пресвятую Богородицу, мы вспомним и то, за что Господь
избрал Ее в жилище Себе. «Призре Господь,- говорит о Себе Сама Она,-
на смирение рабы Своея».
Та же добродетель неизменно отличает и всех святых. Смиренный духом,
преподобный Серафим видимо обнаруживал пред всеми добродетель смирения,
когда всех встречал земным поклоном, целованием рук, умалением видимых
всеми подвигов своих. Он был мудр в смирении, оно составляло его
природу. Он учил: «Мы всегда пред всеми должны уничижать себя, следуя
учению святого Исаака Сирина: уничижи себя, и узришь славу Божию
в себе. Итак, возлюбим смирение, узрим славу Божию: идеже бо истекает
смирение, там слава Божия источается. Не сущу свету, вся мрачна:
так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма».
Какие сильные слова! Как необходимо христианину смирение! Как много
зла приносит гордость: она послужила началом греха, она отчуждает
нас от Бога, вносит несогласие и раздор в жизнь, восстановляет нас
друг против друга. Это — горькие плоды тьмы. Мы стремимся на высоту
и гордостью падаем вниз: «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе
вознесется».
Научимся же, братие, в Сарове, у раки святых мощей преподобного
Серафима, его смирению. Решимся твердо бороться с гордостью, чтобы
побеждать ее в жизни, смиряя себя пред Богом и всеми людьми. Это
трудно, но не невозможно. «От Бога вся возможна суть». Лишь бы мы
имели решимость, с помощью Божией, вступить на путь добродетели.
Однажды спрошенный, «почему мы не имеем такой строгой жизни, какую
вели древние подвижники благочестия?» - отец Серафим отвечал: «Потому,
что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили
бы так, как отцы, в древности просиявшие, потому что благодать и
помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа Бога ныне та
же, какая была и прежде. Ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера
и днесь Той же и во веки». Этот общий ответ преподобного приложим
в частности и к нашему успеху в добродетели смирения.
Потщимся же, братие, потщимся смирять себя, памятуя образ смиренного
Христа Господа на земле, смиренной Девы Богородицы, смиренного Серафима
преподобного!
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи