7.
О значении храма на Руси. Слово, произнесенное 21 июля при освящении храма во имя преподобного
Серафима, над келлией преподобного, в Саровской пустыни
«У
нас вера православная, Церковь, не имущая никакого порока. Сих ради
добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима,
имущая веру и благочестие -в щит и в броню - правду: сих врата адова
не одолеют».
Эти слова преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского
чудотворца, невольно приходят на память при настоящем церковном
торжестве. Ряд славных торжеств по случаю открытия святых мощей
преподобного заканчивается ныне истинно-церковным делом - освящением
первой церкви во имя его. Но этот конец торжеств в Сарове есть начало
их по всей Руси. Уже завтра освящается другая церковь его имени
в Дивееве, давно, в ожидании прославления святого старца, сооруженная
«сиротами» Дивеевскими. Но мы веруем, что эти храмы на местах дивной
славы преподобного суть только предтечи многого множества храмов
в честь его на всем пространстве святой Руси, славной лучшим украшением
ее - святыми храмами. Создадутся они на трудовую копейку, усердием
самого народа, и будет повсюду призываться святое имя его, душа
народная будет питаться его наставлениями, образ его равноангельской
жизни будет примером для верующих! Вместе с храмом придет сам преподобный,
поселится среди народа, будет его покровителем, молитвенником и
ходатаем пред Богом. Создастся на местах его почитания новая прочная
связь народа с Церковью православною, которая оживит, обновит и
укрепит народ для жизни христианской - спасительной.
Велико, братие, значение святого храма на Руси! С него начинается
поселение; в нем сходятся все - малые и старые, простые и знатные
и находят удовлетворение своих запросов: душа верующая стремится
в горние обители, и храм служит для нее небом на земле, она хочет
учиться - и храм служит для нее училищем благочестия, она ищет сил
к совершению добра, к устроению своего спасения - храм служит для
нее сокровищницею благодати. Храм есть лучшее украшение родного
села, деревни или города, в него влечет и нужда, и горе, и радость;
от колыбели до могилы, и даже за гробом он нужен каждому; он то
же, что маяк для пловцов в бурном море, крепость - для осажденных
сильным и искусным врагом, вооруженным раскаленными стрелами. Он
и указатель истинного пути и охрана для путника.
К сожалению, братие, ныне не все так думают. Все более и более умножается
число людей, по происхождению русских, часто по рождению даже православных,
которые не посещают храмов, считая их, вместе с Церковью Православною,
безблагодатными, или рассадниками суеверий, или не удовлетворяющими
новых запросов, которые народились в обществе. Я разумею не только
наших раскольников, которые давно выбросились с корабля церковного
на малых ботиках среди бурного моря и думают спастись на них; не
только новейших сектантов, которые всецело предоставили себя действию
стихий мира по преданию человеческому, а не по Христе, и не имеют
даже и тени церковного устройства. И старым и новым отщепенцам святой
Церкви одинаково можно напомнить ответ святого Серафима одному старообрядцу,
который спрашивал его: «Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя
церковная или старая?» (прибавь - и самоновейшая).- «Оставь свои
бредни,- отвечал святой Серафим,- жизнь наша есть море, святая православная
Церковь наша - корабль, а кормчий - Сам Спаситель. Если с таким
кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают
море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься
ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду — спастись
без кормчего?»
Но не этих старых и новых отщепенцев Церкви разумею я, а главным
образом тех братии наших, объявляющих себя не чуждыми веры и Церкви
Православной, которые, однако, находят, что Церковь утратила душу
живу, окаменела в своих формах, и в своих храмах не удовлетворяет
живых запросов современного общества. Они хотели бы оживить Церковь,
вдохнуть в нее больше любви к человечеству, его немощам и слабостям,
к его жизненным потребностям. Недовольные путем веры, покаяния и
воздержания в жизни и непостыдного упования в чаянии грядущих благ
за гробом, которым святая Церковь ведет верующих ко спасению, они
начертывают новый путь жизни.
Здесь не место и не время знакомить вас, братие, с этим новым путем.
Освобождая от всех прикрас, которыми обставляется начертание этого
пути, нельзя не видеть, что это - старый путь, осужденный Господом
в словах: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного
будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать,
а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).
Это также тот путь, о котором сказал Спаситель: «широки врата и
пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7,
13).
Путь, указуемый Церковью, прост и ясен. Он не чернилом и тростию
начертан, но дан в живом примере Господа, Который сказал о Себе:
«Аз есмь путь». Это - путь смирения и воздержания, труда и молитвы,
служения ближним и самоограничения -словом, путь подвига или путь
креста, без всякой поблажки чувственности в идеале, с искренним
раскаянием в грехе, в случае падения. Этим путем шел в земной жизни
Христос Спаситель, его заповедал Он людям. Указуя этот путь чадам
своим, святая Церковь дает им и силы для прохождения его, от рождения
и до смерти, в благодати Святых Таинств, в молитве, в помощи святых
и примере их жизни. Храмы наши, расписанные ликами святых и картинами,
изображающими события из жизни их, учат нас без слов тому же пути.
В самом деле, представьте себе храм, весь расписанный картинами
из жизни преподобного Серафима,- сколько уроков уму и сердцу давало
бы его с детства послушание святой Церкви, его покорность матери,
затем иноческие подвиги в столярничестве, в лесу, его затвор, молчальничество,
тысяченощное моление на камне, земные поклоны всем, кормление медведя,
раздаяние сухариков и воды из источника, исцеление больных, утешение
скорбящих, и всё это с ласкою, с нежностью, с радостью; затем, его
келейное правило с молитвою за живых и усопших, его способ томить
томящего его, явления ему Пресвятой Богородицы, видение в храме
Самого Господа Иисуса Христа и, наконец, блаженная кончина его на
молитве пред образом Богоматери. Какой разнообразно-полный путь
самоотверженного подвига, добровольного мученичества для спасения
души!
В настоящем случае я хотел бы, братие, чтобы вы напечатлели в сердцах
своих образ старца Серафима в пути и унесли его с собою в дома свои.
Вот он с раннего утра, в четыре, иногда и в два часа пополуночи
отправляется из этой вот кельи, над которою построен ныне освященный
храм, в ближнюю пустыньку. Он идет в своем белом холщевом балахоне,
в старой камилавке, с топором в руке. На спине у него котомка, набитая
камнями и песком. Поверх песку лежит Евангелие. У него спрашивали,
зачем он удручает себя этой тяжестью. «Томлю томящего мя!» -отвечал
старец.
Не забудем никогда этого образа и краткого ответа старца в пояснение
его. В нем начертан весь путь жизни: сначала победить врага в себе
самом, а потом уже помогать другим побеждать врага. «Радость моя!
— говорил преподобный,— молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи
душ спасутся около тебя ».
В заключение же снова прошу вас, братие: будем молиться Господу
Богу, да распространит он славу преподобного и богоносного Серафима
по лицу всей земли Российской, да умножаются храмы во имя его, да
усвояет в них и чрез них все блага святой веры и Церкви русский
народ, ибо, повторим слова преподобного:
«У нас вера православная, Церковь, не имущая никакого порока. Сих
ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и
непреоборима, имущая веру и благочестие -в щит и в броню - правду:
сих врата адова не одолеют».
Это вещее слово крепкой веры и пламенной любви святого Серафима
к Матери-Церкви да будет заключением и всех торжеств Саровских.
Аминь.
Печатается
по изданию:
Саровские поучения протоиерея Философа Орнатского. СПб., Типо-литография
М. П. Фроловой, 1903.
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи